=ГАЗ М-20 = - очень крутая тачка .............
"Победа" - машина, на которую хоть раз в жизни заглядывались все. Ее давно не производят, а первый экземпляр этого автомобиля собрали 68 лет назад. Тем не менее знают об этой машине даже дети, а многие, раз увидев, мечтают потом сесть за руль. Мне это удалось.
Вспоминая историю создания этого автомобиля, стоит отметить, что машина появилась в 1946 году, причем многие детали двигателя были позаимствованы у предыдущих автомобилей Горьковского автозавода. "ГАЗ М-20" - это заводской индекс модели, но помнят ее больше как "ГАЗ-20". Конструктор автомобиля - Андрей Александрович Липгарт, и хотя заслуг у этого инженера много, именно силуэт "Победы" был высечен на его надгробии.
Есть легенда, что изначально автомобиль хотели назвать не "Победой", а "Родиной". Но тогда все названия автомобилей утверждал сам Иосиф Сталин. И когда ему предложили первоначальное название, он спросил: "И почем "Родину" будем продавать?". Так и появилось то самое название, которое мы знаем до сих.
Мое знакомство с "Победой" произошло в детстве, было оно поверхностным, и когда я дожил до возраста, когда мальчишек пускают за руль, этот автомобиль стал такой редкостью, что я уже и не надеялся прокатиться на нем. Но все изменилось в один из летних дней.
- Слушай, ты же любишь всякие приключения? У меня дельце есть одно на выходные, - взял быка за рога позвонивший мне приятель.
Как оказалось, дело у Миши ко мне было довольно интересное. В 300 километрах от Москвы у него есть дача, в гараже которой стоят две "Победы". Одна "затюнингованная", а вторая - самая что ни на есть подлинная. Обе машины, как заверял приятель, в отличном состоянии, и он хочет привезти их в Москву на продажу - крупная сумма денег срочно понадобилась, так как замаячила перспектива улучшения жилищных условий. Вот для транспортировки-то одной из "Побед" я и понадобился...
- Я согласен, но будем периодически останавливаться и меняться машинами, - поставил я условие. - Хочу составить четкое представление о "Победе".
И вот мы на даче. Естественно, мне первым делом захотелось взглянуть на раритеты.
- Как это ты так сразу две "Победы" отхватил? - спросил я приятеля.
- Одна дедова, он на правах председателя передового колхоза ее получил, а потом выкупил, - сказал Миша и похлопал по автомобилю красного цвета. - За ней дед так усиленно следил, что она до сих пор с тем самым, старым, двигателем на 52 лошадиные силы...
- 52 лошади? - не поверил я, так как до сего момента не сильно интересовался характеристиками "ГАЗ-20". - Это же меньше чем в "Матизе"! Как она вообще едет-то?
- Так и едет, - усмехнулся приятель. - В смысле, медленнее, чем "Матиз". Не, само собой, до 50 она разгоняется неплохо, но потом...
Забегая вперед, сообщу, что, заглянув потом в документацию, обнаружил, что разгонялась "Победа" до сотни за 45 - 46 секунд. Но мне таких результатов достичь не удалось.
- А вторая откуда?
- А это я по молодости, еще в конце 90-х купил страшилку разбитую и начал ее до ума доводить. Мне просто с детства нравилась дедова "Победа", но он ее никому не давал и тем более не разрешал ее модернизировать. А мне в 17 лет хотелось автомобиль, красивый, как "Победа", и мощный, как "Мерседес".
- И что, ты туда двигатель от "Мерса" поставил?
- Нет, от "Волги" 24-й... Там многие части подходят, поэтому особо мучиться не пришлось. Да, и смотри какой фокус...
Миша открыл дедовскую "Победу". Та распахнулась с громким глухим щелчком. Приятель показал мне на рычаг коробки передач. Он был, как в американских автомобилях, за рулем, там, где у большинства машин располагаются поворотники или брызговики.
- Так изначально было задумано, но машина не на автомате, - пояснил Миша. - Это механическая коробка передач.
- Слышал о такой, - кивнул я, что-то смутно припоминая из американских романов из жизни 60-х годов. - Но вижу впервые.
Вторая "Победа", кстати, была сине-белой и оказалась с привычной коробкой.
На следующее утро мы двинулись в обратный путь.
Первым делом я попросил дать мне ключи от дедовой "Победы", классической: если сразу начну с более мощного автомобиля, то удовольствия от подлинника уже не получу. А ведь, может быть, мне выпал единственный случай в жизни прокатиться на "Победе". Да и на подлиннике были узкие советские шины, а они, как известно, куда более устойчивые на дорогах, чем нынешние широкие.
Далее было подключение аккумуляторов, проверка всех сальников и патрубков, долив необходимых машинных жидкостей, шприцевание подвески, и мы начали заводить автомобили. Стоило классической "Победе" зарычать, как сразу же подумалось, что в ней что-то сломано. Но приятель успокоил: "В дороге она вообще как паровоз шуметь будет". Что же касается механической коробки переключения передач за рулевым колесом, то эту идею я оценил по достоинству. Во-первых, на передние сиденья при таком размещении КПП можно усесться сразу троим. А во-вторых, понятна эта коробка была интуитивно - привыкать не пришлось. И почему сейчас такие не делают?
Включив первую передачу (включалась она довольно шумно), я двинулся с места. Машина лениво поехала из гаража. Приятель предложил прокатиться по поселку, дабы я задал и сразу же прояснил возможные вопросы. Однако вопросов особо и не было. Сложности возникли лишь с включением фар (рычажок располагался в непривычном месте) и довольно тугим рычагом ручного тормоза. В остальном же машина порадовала.
Уже при двух тысячах оборотов автомобиль бодренько набирал скорость. Причем разгонялась машина со своеобразным воем. Нет, не с воем умирающей техники, а с каким-то своим... специфическим. И что самое важное, несмотря на клиренс в 20 сантиметров, машину совершенно не качало на поворотах. Отмечу, что сейчас такой дорожный просвет есть только у серьезных внедорожников и претендующих на серьезность паркетников. Но большинство таких современных авто отличаются сейчас невероятной валкостью на поворотах, так что, двигаясь по извилистой дорожке, нужно снижать скорость, а то машина может и опрокинуться. В "Победе" таких проблем не было. Возможно, скорость была недостаточно большой, а возможно, свою роль сыграли рессоры, которые стояли вместо нынешних пружин в качестве подвески.
Вторая "Победа" завелась тоже довольно легко и работала даже несколько громче, чем подлинная. Но Михаил уверил, что на трассе оба ретроавтомобиля будут тарахтеть с одинаковой громкостью - "по мобильнику не поговоришь".
Уже на трассе я ощутил всю слабость мотора: более 3,5 тысячи оборотов двигатель машины развивал с трудом и с невероятным шумом. Поэтому я решил не выжимать из старушки (автомобиль был произведен в 1953 году, Мишин же "новодел" сделали тремя годами позже) последние соки. Автомобиль ехал, методично набирая скорость. Наверное, минуты за полторы-две я все-таки смог разогнать машину до ста километров и тут же отметил про себя, что "Победа", несмотря на свой возраст и устарелость, куда комфортнее многих современных легковушек в ценовом диапазоне до 600 тысяч рублей. Конечно, машина делалась для элиты тогдашнего общества - чиновников высшего звена, деятелей науки и искусства, но автомобилю-то не один десяток лет! Сидушки в машине ни разу не менялись, но были в приличном состоянии. Не продавленные и не супертвердые, они, как домашнее кресло, уютно обнимали человека и приносили удовольствие от езды. Руль даже при скорости в 100 км/ч не трясся (беда многих современных легковушек), да и вообще машина вызывала ассоциации с добротным советским механизмом, а не с дребезжащей, так и норовящей развалиться коробчонкой. Даже в кондиционере я совершенно не нуждался, несмотря на жару: форточки в окнах регулировались так, что необходимость в нем напрочь отпадала. Да и детали все в машине были подогнаны отлично: откуда не надо, не дуло, нигде не скрипело, все держалось крепко. А ведь нынче таким качеством не могут похвастаться и многие автомобили премьер-класса. Но самым приятным было то, что проезжающие водители иногда даже притормаживали, дабы поподробнее разглядеть наши "Победы". Меня это не напрягало, наоборот, рождало законную гордость: вот вы все ездите на корейско-китайских штамповках из металлопластика, а я - на неубиваемом танке.
На автозаправке мы решили перекусить и отдохнуть. Машины стояли на стоянке, а мы смотрели на них через стеклянную стену кафе и наблюдали, как дядьки, вылезшие из крутых джипов, с интересом рассматривают наши "Победы".
- Мне иногда кажется, что владельцы всех этих черных "Мерседесов" и "БМВ" имели довольно голодное и холодное детство, - заметил Миша. - Видели у различных чиновников черные "Волги" и "Чайки", и сейчас пытаются наверстать упущенное: покупают громадные черные машины, похожие на правительственные, и представляют себя успешными людьми. Только так и не могут понять, что та же "Победа" может в колхозе всю жизнь прожить и не растерять харизмы, не говоря уж о запчастях, а их гиганты уйдут в безвестность, так и не оставив о себе памяти..........
Комментарии