Секреты креативного мозга
На модерации
Отложенный
Исследователь мозга, посвятивший десятилетия изучению его возможностей, приоткрывает завесу тайны творческого процесса, его связи с высоким интеллектом и риском психических заболеваний.
Рассматривая более чем занятный и показательный пример писателя Курта Воннегута, нейробиолог Нэнси Андерсен (Nancy Andreasen) задумалась о неслучайности совпадений творческого гения и душевной болезни.
Воннегут страдал периодическими депрессиями. Его мать покончила с собой в присутствии детей аккурат на День матери. У сына писателя была диагностирована шизофрения. Судя по семейным рассказам, никого из родни не обошло стороной то или иное психическое заболевание. И, что самое любопытное, именно в этой семье то и дело раскрывали свои таланты одаренные писатели, архитекторы и изобретатели.
Признаками психического нездоровья обладали семьи Эйнштейна (у его сына была шизофрения) и Джойса, имевшего страдающую шизофренией дочь. Что касается личностей самих этих гениев – в их поведении также заметно прослеживались патологические черты.
В сравнении с многими светилами творчества, Воннегут, который умер от естественных причин, отделался относительно легко. Среди тех, кто проиграл в сражении с психическим заболеванием, можно вспомнить Вирджинию Вулф, Эрнеста Хемингуэя, Винсента Ван Гога и многих других гениев-самоубийц. Естественно, подобные параллели не ускользнули от внимания ученых.
Курт Воннегут (справа) и голливудский кинорежиссер Марк Робсон. 1971 год
На протяжении всей истории человечества, начиная с древней Греции, исследователи стремились разгадать природу креативности. Выдвигались и продолжают выдвигаться гипотезы о ее связи с внешними чертами, привычками, особенностями организма и наследственностью.
Попутно с исследованиями человеческих способностей разрабатывались методы их измерения. Так получили распространение IQ-тесты, призванные определить и оценить степень интеллекта. Уповая на возможности тестов, ученые рассчитывали постичь причины гениальности людей, ведь если не высокий интеллект позволяет легко творить и создавать, то что же?
Чаяния ученых развенчало масштабное исследование одаренности школьников. Дети, показывающие во время учебы высочайшие результаты, а также с успехом получающие баснословные баллы по шкалам интеллектуальных тестов, в дальнейшей жизни выбирают довольно заурядные карьеры, в большинстве своем и не помышляя о каком-либо творчестве.
Не в пример одаренным школярам, настоящие, признанные творцы обычно показывают средние результаты при тестировании интеллекта.
Более прогрессивные ученые утверждают, что измерять креативность стоит иными методами. К ним относятся те, что определяют способность увидеть новое в обычном, например, дать как можно больше вариантов ответа на вопрос: «Как можно применить кирпич в нестандартной для него роли?».
Итогом долгих поисков идеального метода измерения креативности стал комплексный анализ каждого конкретного случая гениальности, включая не только личностные данные, но также анатомические характеристики и особенности окружения.
Новейшие технологии позволили заглянуть в субстрат психики – живой мозг. В поиске ответственных за креативность участков применяется множество комбинированных исследований.
На рисунке, изображенном ниже, можно увидеть визуализацию активности мозга творческой личности (слева вверху) и обычного человека. Кривые справа отражают реакции «творческого мозга» на креативные тесты (справа вверху) и на простое чтение. Непрофессионального взгляда вполне достаточно, чтобы оценить различия в интенсивности мозговой деятельности.
Лабораторные исследования позволили ученым прийти к выводу, что одним из основных отличий работы мозга креативных людей является способность к установлению неочевидных связей между вещами или событиями, а также видению привычных объектов в оригинальном свете. Особенно наглядно данный факт проявился при исследовании ассоциативного мышления.
Так как проводящиеся исследования должны отличаться максимальной объективностью, обязательной частью является личное интервью. Последние наработки нейробиолога Нэнси Андерсен, проводящей анализ выдающихся исторических персон, а также тестирование таких креативных гениев современности, как режиссер Джордж Лукас и математик Уильям Трастон, показали много любопытных аспектов их жизни.
Обычный день креативного человека намного более насыщен работой, чем у простых людей.
Многие успешные творческие люди на поверку оказались самоучками, например, Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг.
Билл Гейтс и Стив Джобс в молодости
Креативные личности очень часто являются эрудитами, обнаруживающими обширные познания в множестве различных сфер (Леонардо Да Винчи, Микеланджело).
Особенно деликатным моментом в интервью зачастую оказывалось обсуждение семей креативных людей. С болью они вспоминали неприятные моменты всплесков негативных эмоций родителей, их суицидальные попытки и патологические зависимости.
При рассмотрении всех предоставленных условий у ученых возник весьма обоснованный вопрос: не являются ли особенности семьи источником как высокой креативности, так и риска психических заболеваний?
Предрасположенность к шизофрении людей, имеющих случаи этой болезни в семье – доказанное явление. Ученые предполагают, что субклиническое (неразвившееся) течение заболевания, склонность к которому вполне вероятна, может запускать процесс более свободного образования ассоциаций, делающих возможным пресловутый «полет мысли» гения.
Кроме того, связь психической нестабильности и высокой творческой активности может быть и обратной: влюбленный в свое дело человек в случае ошибки «обжигается» гораздо болезненней нежели тот, кто выполняет стандартную работу без особого энтузиазма. Такие чувствительные удары по самооценке могут спровоцировать как депрессию, так и приступ шизофрении.
Многие творцы и гении описывают свое вдохновение и творческий процесс словами из разряда «очевидно» и «естественно»: для их восприятия мир выглядит именно так – полным оригинальных связей и потенциальных идей. Креативной личности очень непросто представить окружающее без всего этого, таким, каким видят его обычные люди.
Некоторые люди способны видеть вещи, недоступные другим, и это делает их гениями.
Некоторые люди способны видеть вещи, недоступные другим, и это делает их безумцами.
Некоторые люди способны совмещать оба случая…
По материалам theatlantic.com
Комментарии
Самый здоровый в психическом плане - это человек от сохи без устали работающий в поле и молящий у бога хороший урожай. А все более или менее творческие личности - это шизики, особенно гении.
================================================================================
Никакой завесы не приоткрыто. Примеры, приводимые в посте представляют разные способности, не все творческие. Бесспорно, что выводы автора подтверждают связь креативности и псих. особенностей у представителей творческой интеллигенции. Писателей, художников, музыкантов. Обострённое восприятие событий, явлений даёт им многокрасочное, объёмное видение на фоне особенности (слабости) нервной системы. Перегружая её в формальном, теряется социальное.
Коммерческие способности никак не приводят к нервному расстройству. Наоборот, этот контингент социален, имеет способности манипулировать окружением.
Пример Эйнштейна никак не связан с гениальностью. Что гениального у Эйнштейна? Исключительная практичность работника патентного бюро и присвоение себе чужих работ. Выбор в окружение талантливых людей. В этой плоскости у него были способности. Но с творческой работой мозга это ниак не связано. Не демонстрировал он этого.
Отрывок из Эволюция материи.
Психическое состояние человека зависит от окружающей его среды, деревня, город, государство. Информационно психическое поле - рядом лежащая тема разговора.
Энштейн его мозг работал в "режиме" аудиального мышления. Творить, в режиме образников он физически не мог. Он обрабатывал звуковые данные например цифры...покУшали их все, сегодня начинают отплёвываться. Обиднее всех науке, многие его Энштейна работы приняты как фундаментальные, и прочно сидят в искусственно созданном мозге экономики. Сильные мира сего имеют аудиальное мышление. Например у Д.Медведева полушария обратного значения...тоесть он левша, но пишет правой рукой. Привет образникам!
Если мозг образника заставить работать форсировано, скорость его реакций привысит скорость реакций ответов аудиальщика кратно. Но биологическое состояние образников впадать в прострации и жить в них, не замечая этого, ведёт к проигрышу в простых жизненных ситуациях. За исключением военных ситуаций, просыпается средний мозг, и на генетическом уровне посылается команда в которой (удивительным образом) у образника присутствуют действия аудиальщика в том числе. У аудиальщика в одинаковой ситуации, наступает состояние ступора мышления, которое можно назвать образным словом страх. Время действия - окружающая среда.