Писатель А. Калугин о легализации оружия

На модерации Отложенный

Трудно вспомнить фантастическую книгу, в которой бы не было оружия. Обычно на спасение принцессы рыцарь отправляется с мечом в руках, космический герой – с бластером, а если действие разворачивается на Земле, то с пистолетом, а еще лучше – с автоматом. Писатель-фантаст Алексей Калугин, член Союза писателей России и Союза литераторов РФ, автор более 40 книг, работавший в различных литературных проектах, в том числе по популярной компьютерной игре STALKER, уделил время корреспонденту портала «Вооружен.ру». В интервью он рассказал о роли оружия в современной фантастике, об оружейной культуре в стране и о том, как будет выглядеть Россия, если ее граждане получат право на оружие.

– Алексей, насколько я могу судить по тем вашим романам, которые написаны в жанре фантастического боевика, вы хорошо разбираетесь в оружейной теме. Это требование законов жанра или сказался личный интерес, увлечение?

– Начинал в значительной степени с требований. Но когда о чем-то пишешь, стараешься в этом разобраться, вникнуть во все детали. Работая с жанром фантастического боевика, я стал изучать справочники, словари, энциклопедии и пришел к выводу, что оружие представляет собой интересный элемент нашей культуры. Процесс развития оружия шел очень любопытно, причем не только с технической, но и с эстетической стороны. Не могу назвать себя большим специалистом в техническом вопросе или хорошим стрелком, но обращаться с оружием мне приходилось. Годы армейской службы прошли у меня в Забайкальском военном округе, где нас регулярно водили на стрельбы. Как санинструктор я присутствовал на всех и поэтому стрелял едва ли не чаше всех, соответственно, об огнестрельном оружии знаю не понаслышке.

– Ваша книга «Пустые земли» из серии STALKER очень необычна. Если сюжет десятков других романов построен по принципу «пошел в Зону – чуть не погиб на задании – вернулся», то вы своего героя бросаете в Зоне, кишащей опасностями, абсолютно безоружным, показывая, как нелегко выжить в такой ситуации. Какую-то оружейную идею вы сюда вложили, о том, что оно призвано не столько убивать, сколько спасать?

– Изначально такой идеи не было, но сейчас вы мне ее подсказали, об этом стоит задуматься. Со мной уже бывало так, что при обсуждении с читателями я узнаю о себе и о своих книгах много нового – и ведь соглашаюсь! Когда сюжет многослойный, когда он хорошо продуман, он позволяет трактовать себя по-разному. В «Пустых землях» я хотел изобразить человека в безвыходной ситуации. В чернобыльской Зоне, где на каждом квадратном метре может таиться десяток опасностей, оружие – необходимое средство существования, без него никак и никуда. Было бы у сталкера Джагера оружие, многих проблем удалось бы избежать.

– Кажется, это напоминает нашу страну. Правильно ли будет сделать вывод, что вы являетесь сторонником легализации огнестрельного оружия для гражданской самообороны?

– Да, в целом я согласен, что нам необходимо право на оружие. Если власть не может гарантировать гражданину со своей страны абсолютную безопасность, то она должна предоставить ему возможность защищать себя. И первый шаг в этом – разрешение на оборону своего жилища от несанкционированного посягательства. Поэтому я рад, что инициатива «Мой дом – моя крепость» будет рассмотрена Правительством РФ.

Большинство аргументов противников оружия сводится к тому, что начнется тотальная стрельба во всех подряд. Это невообразимо глупо. У меня есть пример из личного опыта. В детстве, в школьном возрасте меня регулярно вывозили в деревню к деду с бабушкой, в Подмосковье. Вокруг были охотничьи угодья, поэтому оружия имелось немерено, практически в каждом доме. Это была самая обычная деревня, со своими разборками и ссорами, иногда кончающимися мордобоем, но при этом из-за оружия даже несчастных случаев не было, не то что каких-то криминальных ситуаций. Там существовала культура обращения с оружием – и нас с детства этому учили. Первое правило: никогда не направлять ружье, даже незаряженное, на человека. Как говорили в деревне, раз в год даже палка стреляет.

– А сейчас оружейной культуры в нашей стране нет?

– Нет оружия – нет и культуры. Чтобы человек ощутил, что такое оружие, чтобы осознал, что заключено в этом предмете, надо как минимум подержать его в руках.

Только тогда и появится культура, когда объект этой самой культуры будем иметь в руках, будем его чувствовать, а не просто абстрактно, на словах что-то пытаться привить себе и окружающим.

– Возможно ли вообще формировать оружейную культуру, когда даже в книгах, не говоря уже о компьютерных играх и ТВ, сплошные перестрелки, кровавые бойни и оторванные головы?

– Обратите внимание, у меня в книгах нет немотивированной и бесконтрольной стрельбы. Оружие присутствует как определенный атрибут, как символ, который зачастую одним своим присутствием исключает необходимость стрельбы. К примеру, человек, владеющий боевыми искусствами, в драку ввязывается последним, в случае самой крайней необходимости, потому что он знает, на что он способен. Так же и с оружием: если мы говорим о нормальных, адекватных людях, то владение ружьем или пистолетом накладывает на него определенные серьезные ограничения, его не будут выхватывать по любому поводу. Ответственность возрастает сразу.

– К вопросу о стрельбе в книгах. Я заметила, что ваши герои, в отличие от сталкеров в книгах других авторов этой серии, добродушно относятся к зомби, лишний раз в них не стреляют, а знаменитый и любимый многими персонаж – Болотный Доктор – так вообще водит дружбу с зомби лучше, чем с людьми…

– Мне нравится выворачивать ситуацию, показывать ее с необычной стороны. Что, если посмотреть на зомби не как это обычно принято, не как на безмозглых, кровожадных убийц, а просто как на других существ, в которых, быть может, даже есть что-то человеческое?.. Можно сказать, что я симпатизирую зомби. Мне хотелось развить эту идею в своей следующей книге «Пустые земли – 2. Новая прошивка», но серия сошла на нет, некуда стало писать. Тогда появилась другая идея: сделать проект сетевым, не для публикации в печати. В серии книг и игр STALKER есть много недосказанных моментов: что откуда берется, что все это значит и для чего все это нужно. В ходе работы над книгами у меня появлялись свои ответы, но озвучить их было невозможно, поскольку это спутало бы карты другим авторам. Все это должно было найти свое место в «Новой прошивке». Первые 8 глав новой книги уже сейчас можно прочитать на моем сайте.

Сейчас у меня очень много работы, практически не остается времени на некоммерческие проекты, которые делаются просто для души. Но я надеюсь, что «Новая прошивка» будет дописана. Правда, когда это случится, я не знаю. Сюжет романа давно уже продуман: поклонники серии STALKER вновь встретятся с Болотным Доктором и Джагером, сталкер Гупи «воскреснет», ну и, как я уже сказал, тема зомби получит дальнейшее развитие.

– Писателям-фантастам часто приписывают способность видеть будущее. Я имею в виду не какую-то экстрасенсорику, а умение логично мыслить, анализировать и прогнозировать. Давайте попытаемся описать Россию, в которой легализовано огнестрельное оружие для гражданской самообороны?

– Если мы говорим не о выдуманной стране, а о современной России, то все будет хорошо. Множество преступлений можно будет предотвратить, люди смогут защищать себя и своих близких. Естественно, я допускаю случаи, когда один неадекватный человек устроит стрельбу, СМИ этот единичный случай громко растиражируют, после чего усилятся крики с требованием запретить оружие. Получается, что 100 миллионов нормальных, адекватных людей низводят до уровня одного умалишенного. А должно быть все наоборот: одного «слетевшего с катушек» лечат врачи, а все здоровые, полноценные люди в это время реализуют свои законные права. Такое, например, как право на жизнь. Напомню старую истину: убивает не оружие, а человек.

Однако в процессе легализации оружия существуют две проблемы: государство и государство. Во-первых, как мне кажется, правительство просто не позволит гражданам владеть оружием, какие бы доводы ни приводились. Право на оружие всегда принадлежало только свободным людям. Рабы, холопы, другие низшие сословия защищать себя не могли. Даже в этом символическом плане государство сделает все возможное, чтоб оружия у нас не было, потому что власть имущим свободные, независимые люди не нужны. Во-вторых, в нашей насквозь коррумпированной стране продается и покупается абсолютно все. Поэтому я боюсь, что лицензию на оружие можно будет купить, как сейчас институтский диплом или водительские права. Законодателям следует уделить максимум внимания тому, чтобы исключить возможность торговли такой серьезной вещью, как лицензия на оружие. Нужно сделать все возможное для того, чтобы продажа оружия была не свободной, а законной, чтобы оружие не попадало не в те руки.

Наталия Луговая