Россия "ослепла" на своё последнее "Око", а её "ядерный щит" разваливается просто на глазах

У России не осталось геостационарных спутников для контроля ракетных стартов.Министерство обороны РФ лишилось последнего геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет "Око-1", являющейся частью системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Аппарат 71Х6, выведенный на орбиту в марте 2012 года, отработал из-за возникших неполадок не пять-семь лет, как планировалось, а только два года. Еще в 2005 году сами военные называли эти спутники "безнадежно устаревшими".

Космос-2479 система Око -1

 

О том, что последний аппарат 71Х6, запущенный под кодовым обозначением "Космос-2479", был утерян, "Ъ" рассказал источник в военном ведомстве. По его словам, неполадки проявились еще в начале года, когда начали сбоить импортные аккумуляторные батареи спутника. "Проводились все необходимые реанимационные мероприятия, но к успеху они не привели",— говорит он. В апреле ситуация стала критической: 71Х6 перестал подавать сигналы и оказался де-факто неуправляемым. В итоге,  в том же месяце было принято решение о снятии аппарата с боевого дежурства, оформленное позже в виде соответствующего приказа. В пресс-службе Научно-производственного объединения (НПО) имени Лавочкина, отвечавшего за создание спутника, сообщили, что не уполномочены обсуждать военные программы. А официальные представители войск воздушно-космической обороны (именно в их ведении находится Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Титова) дать четкий ответ о нынешнем состоянии 71Х6 не смогли.

Последний из восьми аппаратов серии был передан военным от НПО имени Лавочкина в рамках государственного оборонного заказа 2011 года — об этом в свое время открыто заявлял предыдущий первый замминистра обороны РФ Александр Сухоруков. По сведениям , спутник обошелся военным более чем в 1,5 млрд руб., а сроки его изготовления составляли почти два года. Причем собирался он буквально с миру по нитке: для достройки были использованы все имевшиеся в распоряжении запасные части. Судьбу этого аппарата  в космической отрасли с самого начала оценивали скептически, однако деньги на него Минобороны выделило, и на орбиту он был доставлен. Ожидаемое время активного существования спутников этого типа оценивалось в пять-семь лет, но более пяти лет смогли продержаться только два из восьми, запущенных с 1991 года ("Космос-2224" и "Космос-2379").

Сейчас у российских военных на геостационарной орбите не осталось ни одного спутника системы "Око-1", хотя для полноценной ее работы требуется как минимум два аппарата. Предыдущий 71Х6 под обозначением "Космос-2440" был запущен 26 июня 2008 года, однако проработал только до февраля 2010-го. По данным "Ъ", на высокоэллиптической орбите у системы "Око-1" сейчас находятся два других аппарата — 73Д6. Они пока функционируют штатно, но для полноценной работы необходимо наличие шести спутников. В итоге , они способны выполнять свои задачи лишь три часа в сутки.

Примечательно, что еще в 2005 году высокопоставленные военные не стеснялись критиковать эту спутниковую систему. Занимавший на тот момент пост заместителя командующего космическими войсками по вооружению генерал Олег Громов, выступая в Совете федерации, прямо заявил: "Мы даже не можем восстановить на орбите минимально необходимый состав аппаратов системы предупреждения о ракетном нападении за счет проведения запусков безнадежно устаревших спутников 71Х6 и 73Д6".

В октябре 2011 года командующий войсками ВКО генерал Олег Остапенко (сейчас возглавляет Роскосмос) сказал, что военные будут "не обновлять космический эшелон, а создавать новую единую космическую систему" (ЕКС), которая возьмет на себя функции по предупреждению о ракетном нападении. Как сообщают в военном ведомстве, на сегодняшний день ведется активная работа по обустройству центрального командного пункта СПРН в Серпухове-15 под новые задачи. Военные также в 2012 году выделили деньги на создание абсолютно новых аппаратов для ЕКС, но о том, что сделано в области космического эшелона СПРН за последние два года, Минобороны не сообщало.

Итак, теперь Россия "ослепла" на своё последнее "Око" и может надеяться лишь на   работу своих наземных станций дальней радиолокации. Но эта система, которая должна иметь угол зрения в 360 градусов по всем сторонам мира, вся в "дырах". Ведь после распада СССР большое количество РЛС очутились в независимых странах.   Лишь в Украине были три таких станции - под Севастополем, Чернобылем (известная Дуга-2, которая прекратила свое функционирование в 1989 году) и около Мукачево. 
Вместо этих станций Россия строит новые РЛС типа "Воронеж" - уже на своей территории. Но они более дешевы и меньшие за мощностью. К тому же из целого десятка запланированных станций этого типу теперь работают, включая опытно боевой режим, лишь четыре штуки. Но все же остается под большим вопросом, чем именно Россия в случае чего будет превращать в известный киселевский "радиоактивный пепел" полсвета. Как известно стратегические наступательные силы состоят из так называемой "ядерной триады", к которой входят баллистические ракеты наземного базирования, стратегическая авиация и атомные подводные лодки. Главной составляющей этой триады являются баллистические ракеты наземного базирования: "Тополь", новые "Ярсы" и "Воеводы". Последние больше известны в мире как "Сатана", по НАТОвской классификации. При этом именно "Сатана" должна доставить почти половину всех боезарядов в случае решения России применить свой ядерный арсенал. Но срок эксплуатации этих ракет всплывает, а новые ракеты "Ярс" не могут компенсировать снятия "Сатаны" с  эксплуатации. Даже замена в пропорции друг к другу уменьшит ядерный потенциал РФ почти на 300 боеголовок, что составляет треть всего наземного ядерного арсенала РФ.

"Ярс" несет до 4 зарядов, "Сатана" - до 10
 

Подводный морской флот России носит и совсем номинальной характер. На этот момент в строю находятся лишь 10 подводных ракетных крейсеров, часть из которых проходить регулярные ремонты. Причем лишь два крейсера принадлежат к подводным лодкам нового четвертого поколения. Но они имеют существенный недостаток - вооружение знаменитыми ракетами "Булава", которые известны своей способностью лететь в любом направлении, кроме нужного. Не лучшим выглядит и состояние стратегической авиации РФ, которая имеет на своем вооружении  лишь 16 сверхзвуковых советских Ту-160 и 31 винтовых Ту-95, которые вооружены крылатой ракетой Х-55, которая была создана еще в начале 80-х годов прошлого столетия. Но даже в такой ситуации руководство русского военно-промышленного комплекса с решительным оптимизмом на грани полной потери звязи с реальностью заявляет о преодолении всех трудностей в кратчайшие сроки.

Так, потерянную систему спутников "Глаз" Россия планирует уже до конца этого года заменить новой системой. Но если лишь вспомнить состояние "Роскосмосу", последние запуски ракет которого попадают в СМИ под заглавиями "упала" через прикрученные "вверх ногами" датчики и проблемы с разгонными блоками, реальность воплощения этих планов выглядит достаточно сомнительной. Особенно на фоне проблем с новой ракетой "Ангара", которая должна заменить старый, токсичный и ненадежный "Протон". 
Аналогичные "успехи" можно наблюдать и с разработкой нового бомбардировщика, который получил рабочее название ПАК ДА и должен заменить еще советские Ту-95 и Ту-160. Его первый полет намечен лишь на 2019 год, но, судя по успехам в разработке истребителя ПАК ФА, скорее всего, срок будет перенесен.

У ПАК ФА все еще проблемы с двигателями несмотря на радостные заявления Шойгу
 

Таким образом, уже через несколько лет Россия полностью   не будет иметь возможности воспользоваться своим ядерным арсеналом, который может стать для РФ фатальным стечением обстоятельств на фоне ее агрессивной манеры вести международную политику, которая подкрепляется слепой верой и фантазиями  в способность превратить весь мир в пепел.