Прогнозы в терминомике

На модерации Отложенный

Я много раз проводила эксперимент по прогнозированию общества на основе аксиом терминомики Евгения Репина.
Всегда, в любой аудитории получался один и тот же результат.
Вот стенограмма одного из первых прогнозов, который мы делали с третьеклассниками в 1994 году. То есть 20 лет назад :)
Один из главных героев этой беседы - Ваня сейчас живет и работает в Москве. Пару недель назад мы играли с ним в боулинг :)
Итак,

 
Беседа с детьми о возможных общественных порядках
 
 

Надежда Репина: Сегодня о чем поговорим?

Ваня: О «твоё-моё».

Репина: Опять о «твоё-моё»? «Твоё-моё» – это как раз собственность. Но «твоё-моё» – это граница. Было твоё – стало моё. Было моё – стало твоё. Давайте поговорим о том, как меняется эта граница, как собственники между собой взаимодействуют. Хорошо?

Максим: Если вот ты где-то в игре проиграл то, что у тебя было, значит, это стало другого человека.

Репина: Да, можно проиграть, и «твоё» перейдет из-за проигрыша твоего к другому человеку. Ещё?

Наташа: Ещё можно подарить своё, свою вещь, что сам делал. К примеру, я хожу на [кружок] «мягкие игрушки» и сделала маме ёжика, подарила ей на день рождения.

Репина: Замечательно.

Катя: А вот есть хозяин такого предприятия, который сам его создал и своим рабочим он выплачивает каждый месяц сумму. Это были его деньги, а стали его рабочих.

Репина: Зарплата, да?

Катя: Да.

Репина: За что он им платит зарплату?

Катя: За работу.

Репина: За работу. Ещё?

Ваня: А вот ещё, когда один меняет что-нибудь на другое. Например, один продает партию нефти, а другой продает партию бензина. И так обмениваются, и все это…

Репина: И все довольны, да? Все разбогатели. Мы с вами, видите, уже сколько способов взаимодействия собственников нашли, да? Можно подарить свою вещь, можно…

Дети: Обменять…

Репина: Да, обменять, а можно…

Дети: Купить.

Репина: А купить – это обменять на деньги, как говорил Ваня в прошлый раз, да?

Максим (с заминкой): Можно воровать где-нибудь.

Репина: То есть можно в том смысле, что не то что бы хорошо, но – бывает. Дети: Да.

Репина: И на этом тоже можно разбогатеть, да?

Дети: Да.

Ваня: Можно разбогатеть, но тогда тебя могут поймать и посадить в тюрьму.

Репина: Да. А давайте, мы немножко, как говорят ученые, помоделируем. Знаете, что такое моделировать?

Дети: Да.

Репина: Что?

Ваня: Вот есть такие модельки. Как бы копия, маленькая, уменьшенная очень.

Репина: Чего модели вы знаете?

Наташа: Самолетов.

Максим: Машин.

Саша: Ну, всяких грузовых машин, например.

Максим: Бывают зверей и птиц.

Наташа: Одежд. Домов.

Максим: Кранов и всяких инструментов.

Ваня: Динозавров. Когда в галерее стоят такие кости… Их сначала, вот, находят, кости… потом увидят, где какая косточка, и ищут другие косточки…

Максим: Корабли есть в бутылке.

Репина: Да, и корабли бывают модели. А мы сейчас с вами смоделируем общество. Хотите?

Дети: Да.

Репина: Давайте попробуем!

Дети (хором, дружно): Да!

Репина: Вот моделировать будем так. Вот представим, что мы все считаем, что воровать – это не так уж и плохо. Ну, мы ж все будем воровать, и все будем богатеть. Поймаем… ну, поймаем – побьем. Да? И вот давайте представим, что все мы богатеем таким образом. Попробуем?

Дети: Угу.

Репина: Что будет? Давайте будем… Вот как будто у нас здесь на столе такое общество мы моделируем. Да? И вот там все вот эти вот людишки, которые там бегают, они воруют друг у друга, чтобы разбогатеть. Какая будет жизнь в таком обществе, в такой модельке?

Наташа: Вот у всех будет все чужое.

Ваня: Получится, как бы не было собственности. Каждый друг у друга забирает. Один придет,  у другого, когда его дома нет, заберет. Тот придет, когда того дома нет, снова заберет. И так может дойти дело… снова же приходим к такому выводу, что – война.

Репина: Кто будет богаче в таком обществе?

Максим: Кто ворует.

Репина: А кто еще как думает?

Катя: Кто больше всех ворует.

Репина: А кто еще как думает?

Ваня: Кто предохранился от этих случаев: поставил железную дверь и решетки на окна.

Репина: И наворовал больше всех, да?

Дети смеются.

Ваня: Да.

Репина: И самый сильный. Согласны, что он должен быть самым сильным?

Дети (неуверенно):Угу… Да…

Ваня: Нет, он должен быть самым умным, потому что есть такая пословица: сила есть – ума не надо.

Репина: Получается, что в таком обществе, где все воруют, самыми богатыми будут самые умные люди, так что ли? Так, может, это хорошее общество? Смотрите: самые умные будут самыми богатыми.

Максим: Просто, воровать – это нечестно. Лучше зарабатывать своим трудом.

Репина: То есть у нас получается такое общество, где самые умные, но самые нечестные люди будут богатым, да?

Дети: Да.

Репина: А как вы думаете, в таком обществе вам будет хорошо, удобно жить?

Наташа: Нет. Потому что везде все будут воровать, и всем будет плохо, потому что они будут беспокоиться о чем-то.

Максим: Вот ты своровал и будешь беспокоиться, что к тебе, может быть, полиция придет, тебя заберет, потому что это же не твоя вещь.

Репина: Ну, мы договаривались, что в этом обществе все воруют. Мы такое общество моделируем. Там полиция не придет. Там кто может прийти?

Максим: Ну, например… Другой вор, у кого это украли.

Ваня: А вот, например, там один вор своровал у другой фирмы, например, что-нибудь, а те пришли и его убили за это… И так вот… А там его друзья снова пришли, и тех всех убили. И так получится такая бойня.

Репина: Как вам в таком обществе? Было бы хорошо жить?

Ваня: Нет.

Максим: Мне, наверное, нет, потому что боишься, что тебя могут за это убить.

Репина: Да, очень страшно, очень нехорошо в этом обществе жить. Наверное, поэтому люди и осуждают воровство, что понимают, если все будут воровать, то в этом обществе будет жить страшно. А если кому-то позволить, а другим не позволить, – с какой стати? Несправедливо, неправильно, нехорошо делать так, что тебе можно воровать, а мне нельзя. Нехорошо же так?

Дети: Да…

Репина: Или, наоборот, мне можно воровать, а тебе – нельзя, так же нехорошо?

Дети: Да…

Репина: Если уж всем можно, то всем можно. Если никому нельзя, то никому нельзя. Да?

Ваня: Я согласен.

Репина: Теперь давайте попробуем смоделировать другое общество. Мы решили, что воровать плохо.

Дети: Нечестно.

Репина: Да, и нечестно. И общество получается просто ужасное, когда все воруют.

Дети (дружно): Да.

Репина: Все перебьют друг друга, и будет война, как сказал Ваня. А теперь давайте попробуем сделать другое общество. Какое?

Наташа: Общество добрых.

Репина: Общество добрых. То есть все делают друг другу подарки. Так? Давайте, вот теперь мы на нашем столе строим общество, где все друг другу дарят. Никто ни у кого не ворует, а все друг другу дарят. Давайте попробуем такое общество смоделировать. Моделируем. Как вы думаете, как будет в этом обществе?

Ваня: Вот пришел человек в магазин, захотел купить, а ему тыщи не хватает, а продавец и говорит: «Да не нужны мне твои деньги!». Взял да и отдал все, что ему нужно было.

Репина: Ой, как хорошо! Нравится такое общество?

Дети: Ага…

Репина: Как хорошо! А дальше? Кто что думает, как дальше будет? Получаете всё за просто так… Все вам дарят…  Какое замечательное общество! Захотелось вам в такое общество?

Дети: Да!

Саша: А мы вот в первом классе переменивались друг с другом, менялись. Игрушками…

Репина: А обмен – не подарок. Вы чувствуете разницу между обменом и подарком? Чем отличается обмен от подарка?

Ваня: Тем, что ты обмениваешь себе не нужную вещь, а даришь и себе и другому нужную вещь.

Репина: Так всегда бывает? Вы дарите только то, что вам нужно?

Саша: Мне кажется, не всегда бывает это.

Репина: Конечно. Чаще даже наоборот: если тебе самому это очень нужно, ты скорее не подаришь, чем подаришь. Так?

Дети: Да.

Репина: Скорее даришь, наоборот, ту вещь, которая тебе не очень нужна. Да?

Дети: Да… Не очень …

Репина: А когда обмен происходит, в отличие от подарка, что происходит ещё,  кроме того, что ты вещь отдаешь?

Ваня: Ты и себе какую-то приобретаешь новую вещь.

Репина: Согласны, что это самое главное отличие обмена от подарка?

Дети: Да.

Репина: То есть, когда вы вещь дарите, вы в обмен ничего не ждете.

Наташа: А я вот хочу сказать, что вот когда ты даришь… Даже лучше, когда дарить… Даже очень хочется… Приятно вот, дарить…

Репина: А… Наташа хочет сказать, что когда ты даришь, ты в обмен не получаешь никакую другую вещь, но зато получаешь удовольствие.

Наташа: Да.

Репина: А вот теперь представьте, вот в том случае, который рассказал Ваня, вы приходите к продавцу, в магазин приходите, и продавец вам дарит что-то. Приходит продавец домой без денег. Он же вам подарил, деньги вы ему не оставили. Он приходит домой без денег. Пришел в другой магазин, а ему там ничего не подарили. Кончились все товары, все раздарили.

А денег у продавца нет. Что ему делать? Детей-то кормить надо. Как в таком обществе, где все только дарят, жить такому продавцу? Который просто так, ни за что отдал товар, подарил его…

Саша: Когда ты что-то даришь, тебе это возвращается.

Репина: А всегда возвращается, когда что-то даришь и не ожидаешь взамен какого-то другого продукта, товара?

Ваня: Нет.

Репина: Конечно, не всегда. Это вот когда… Помните мультик про мартышку? Которая подарила банан слону, слон подарил банан попугаю… Я уже не помню точную последовательность… А потом этот банан вернулся к мартышке, да? И она там говорит: ты кому-нибудь что-нибудь дашь, тебе кто-нибудь что-нибудь даст… А представьте, если бы эта мартышка послала банан в джунгли, куда-нибудь подальше? Вернулся бы он к ней?

Максим: Иногда бывает, что и нет.

Репина: Конечно. Тут они все сидели вместе, и этот банан передавали, и она видела, как они его передавали. А если бы она его уже перестала видеть, кто-нибудь бы получил банан – подарок – что бы он с ним сделал? Чтобы вы сделали бы? Вот в такой ситуации?

Максим: Съели бы.

Репина: Съели бы. И мартышке бы этот банан не вернулся, да? То есть, когда мы все друг другу дарим подарки, то гарантии, то есть уверенности в том, что этот подарок где-то когда-то вернется к вам, – есть или  нет?

Саша: Нет. Он как бумеранг назад возвращается.

Репина: Бумеранг возвратится в виде удовольствия, как сказала Наташа. Вот это точно, да? Всем дарите, а вам сплошные удовольствия. Удовольствия оттого, что вы дарите. Но удовольствием-то сыт не будешь. Кушать-то хочется. А? Что делать?

Дети думают.

Репина: Да, а кто в таком обществе будет самый богатый?

Саша: Наверное, тот, кто получает эти подарки.

Репина: Тот, кто получает. А кто будет получать? В первую очередь?

Ваня: Кто больше будет ходить по магазинам, потому что в каждом магазине ему будут дарить подарки.

Репина: Да, то есть он работать уже не будет, он будет ходить и попрошайничать, да? Или, по крайней мере, стараться получить что-то. А кому вы охотнее будете давать в таких ситуациях?

Ваня: Кто работает и своим трудом зарабатывает деньги.

Репина: Да? А кто по-другому думает?

Максим: У кого-то вот денег не хватает, и он так сожалеет: эх, сейчас бы купил. И жалко, что у него такой вещи нету, и отдают ему за просто так эту вещь.

Репина: То есть будете давать скорее тем людям, которых жалко, да? И получается, что для того, чтобы что-то получить, вам надо сделать так, чтобы вас стало жалко, так?

Дети: Да.

Репина: И будете стараться вызывать у всех жалость. А знаете, как вызывать жалость у других людей?

Саша: Сидеть и попрошайничать.

Репина: Сидеть, попрошайничать, плакать, делать такой жалкий вид: ах, я бедный-несчастный… Представляете вот такое общество? Какое мы смоделировали общество! Чтобы стать богатым, надо претворяться, что тебе хуже всех, что ты бедный, несчастный…

Максим: Хитрый.

Репина: Хитрый! Получается, что у нас в таком обществе самыми богатыми будут…

Дети (дружно): Хитрые!

Репина: Хитрые люди, самые хитрые люди, которые могут притвориться бедными, несчастными, которым все люди остальные захотят подавать, помочь. А сами они не будут дарить. Для того чтобы остаться богатыми, они будут все это прятать, да? И делать вид, что у них так ничего и нет, что они бедные и несчастные, так?

Дети: Угу…

Репина: Нравится вам такое общество, хотите в таком обществе жить?

Дети (дружно): Не-е-ет…

Репина: А почему?

Максим: Может, тебе последнюю рубашку отдали, а ты вот думаешь, что запросто отдали.

Репина: Да, ты настолько сумел вызвать жалость, что тебе отдали последнюю рубашку, а тебе из-за этого даже и не стыдно, да? Некрасиво получается… Что-то у нас получаются такие некрасивые общества. Воровать плохо, попрошайничать плохо… Давайте, мы смоделируем такое общество, где все друг другу надоели, никто не хочет ни воровать, ни попрошайничать, все отделились заборчиками, и стали сами по себе жить, да? Попробуем?

Ваня: Попробуем.

Все: Попробуем…

Репина: И как вы это себе представляете теперь, такое общество? Давайте его здесь, на столе, моделировать будем.

Максим: Они тогда не смогут жить. Продукты кончатся. Одежда там вся разорвется. Нитки все кончатся. И не на что будет жить.

Репина: А помните в прошлый раз Ваня говорил, что хорошо вот, когда сам все посадишь, вырастишь… Там овечку выкормишь, деревце вырастишь, соберешь весь этот урожай, и сам и скушаешь. Вот мы про такое хозяйство говорим. Понимаете, да? То есть вы сделали себе заборы, огородили достаточно, чтобы посадить себе картошку, развести там овечек, вырастить морковку, содержать там коровку… И как вот такая жизнь вам нравится?

Максим: Это нормально… Но просто отдаленно от всех и скучно… Всё есть, только не с кем поиграть там ни во что, не с кем поговорить…

Репина: А вот можно так: с людьми ходим-общаемся, но никому ничего не продаем, никому ничего не дарим и ни у кого ничего не воруем. Просто вышли, поговорили – и по домам. А всё, что произвели, кушаем сами. Вот как вам такое общество?

Наташа: Нехорошо все-таки получается. Потому что вот, если у одного человека хлеб есть, а у другого только молоко, к примеру, там… Ну, корова дает молоко, сметану… Вот этому нужно пить, ну, молоко, и сметану, а другому хлеб нужен…

Репина: То есть у одного получается хорошо выращивать хлеб, у него завались хлеба. И он все время хлеб кушает-кушает-кушает, а с коровой у него что-то не получается, не способен он с коровой справится. А у другого, наоборот, он хорошо корову содержит, у него с коровой великолепно всё получается, он молоком упивается, маслом объедается. А хлеба у него не хватает, неурожай все время, участок попался нехороший, да? И получается, что тот несчастен, и другой несчастен. Хорошо в таком обществе жить, как вы думаете?

Наташа: Не очень хорошо.

Репина: А почему? А ты как думаешь, Ваня, хорошо?

Ваня: Нет. Потому что вот, кто-то, если не успел завести до этого кризиса ничего, и он так бы и остался ни с чем…

Репина: То есть тебе кажется даже, что такое общество – это кризис?

Ваня: Да.

Репина: А еще кто как думает? Кто бы захотел в таком обществе жить?

Ваня: Наверное, никто.

Наташа: Теперь давайте нормальное общество смоделируем, где можно и воровать, и подарки дарить, и друг с другом обмениваться, и разговаривать…

Репина: Вы устали от таких однообразных обществ, где только воруют или только подарки делают, или никто ни с кем не общается, да? Тяжело… Тяжелая жизнь в таких обществах…

Ваня: И чтоб еще за воровство, если поймали, садили в тюрьму!

Репина: А, где все люди бы поняли, что воровать – это плохо, потому что из-за этого может война получиться, и за это наказывали бы.

Максим: Ну, то есть это как бы было бы очень честно.

Репина: Общество честных людей, да?

Дети: Да.

Репина: А обмениваться – честно?

Дети: Да.

Репина: Так давайте попробуем смоделировать общество, где все обмениваются, да? Ну, и как вам такое? Смоделировали, вот оно у нас тут, на столе.

Максим: Например, мне не очень так уж хорошо.

Репина: Почему?

Максим: Ну, потому что как бы… ты когда вот что-то обмениваешь, тебе, например, потом уже это пригодилось бы… И потом уже думаешь, что тебе это пригодилось бы…

Репина: А, то есть отдал, поменял, а потом спохватился, да? То есть когда обмениваешься, думать надо.

Ваня: Да. С другой точки зрения, это хорошо. Потому что у тебя… так если у тебя хорошая дверь, к тебе никто не лезет, воровство запрещено, и так спокойно на улице…

Репина: Подарки дарить пусть тоже будет можно. Ну, а если подарок делать не хочешь, можно поменяться, да?

Максим: Можно так вообще дверь не ставить, если никто не ворует.

Репина: Да, если в обществе не принято воровать и за воровство наказывают, и милиция хорошо работает, то можно двери не ставить.

Саша: Почему? Можно ставить, но можно не такие уж и толстые двери ставить.

Репина: Как у нас сейчас?

Саша: Взял, марлю сделал от комаров, и все.

Репина: Ну, это уж общество слишком честных людей. Давайте немножко подведем итоги. Да? Ваня, попробуем с тобой подвести итоги? Смотрите, что получилось. Мы смоделировали с вами три общества: общество, где все воруют, общество, где все друг другу делают подарки, и общество, где всем это всё надоело, они отгородились заборчиками, и каждый сам для себя производит всё. И все эти три общества нам, Ваня не понравились, так?

Ваня: Да.

Репина: Получается, что же нам делать, если мы не хотим воровать, не хотим ждать, когда нам принесут подарок, и не хотим только на себя работать, только сами все делать и потреблять?

Ваня: Надо свое умение обменивать на деньги. Вот, например, Надежда Васильевна – она учительница, она умеет учить детей. То есть у нее хорошие знания, она обменивает их, ей за это платят. А вот мой папа электрик, он умеет чинить машинки электрические всякие там, чистить их… Он меняет свои умения тоже на деньги.

Репина: А потом с этими деньгами они идут и меняют эти деньги…

Ваня: На овощи, фрукты… Ну, конечно у нас огород есть, так что мы их меняем на самые нужные продукты.

Репина: Вещи, товары.

Ваня: Да.

Репина: А продавщица, которая получает от вас эти деньги, меняет свои товары на ваши деньги, она потом с этими деньгами идет и опять меняет эти деньги на то, что ей нужно, так?

Ваня: Да.

Репина: И у нас получается общество, которое основано на обмене. Так? Ваня: Да.

Репина: Как мы назовем такое общество?

Ваня: Обмениваемое!

Репина: Замечательно!