С детства я была очарована государственными гимнами. Не потому что я такой уж горячий патриот, а по той причине, что выросла я в семье заядлых футбольных болельщиков. Добавьте сюда мою любовь к музыке, слабость ко всему сентиментальному, и станет ясно, что моё неравнодушие к хорошему гимну неизбежно. К тому же я замужем за валлийцем. Все, кто хоть иногда смотрят регби, знают, как серьезно валлийцы относятся к своему необычайно красивому гимну.
Впервые я заинтересовалась гимнами еще в пятилетнем возрасте, когда два моих старших брата усадили меня перед телевизором смотреть финал Кубка Англии. Перед началом матча мы вместе с футболистами во всю глотку распевали гимн, несмотря на то, что слов не знали, и нам приходилось придумывать их по ходу дела.
Десять лет спустя, в 1996 году, когда в Англии проводился чемпионате Европы по футболу, я была на стадионе Уэмбли и своими глазами видела, как англичане разгромили сборную Голландии со счетом 4:1. Футбол наши игроки показали тогда фантастический: а как иначе в те годы можно было разгромить голландцев? Но больше всего мне запомнились минуты, когда вместе с 80-тысячным стадионом я пела наш национальный гимн.
В 2000 году перед поступлением в университет я жила в Париже. В моём любимом клубе "Арсенал" тогда было множество французских игроков, и поэтому я чувствовала, что команда Франции - это моя вторая, приемная сборная. Я даже ездила в Роттердам на финал чемпионата Европы, в котором французы играли с итальянцами. Перед началом матча я стояла на трибуне рядом с французскими болельщиками и вместе с ними распевала "Марсельезу". Все это трогало меня до глубины души - даже несмотря на то, что во мне нет ни капли французской крови.
Еще десять лет спустя я жила в Нью-Йорке: мой муж работал там в штаб-квартире ООН. Я никогда не забуду волшебное чувство, которое я испытала в битком набитой комнате с телевизором в знаменитом здании ООН, где смотрела матчи чемпионата мира в Южной Африке. Комната была задрапирована национальными флагами, а рядом со мной стояли сотрудники Организации Объединенных Наций, приехавшие из самых разных уголков мира. Я сомневаюсь, что в дни чемпионата кто-то из них напряженно работал.
"Путин вернул старый советский гимн, и это потрясающая музыка. Он звучит как революционная песня рабочих, но в его гармонии есть эластичность, делающая его очень красивым"
Филип Шеппард,аранжировщик гимнов на Лондонской Олимпиаде
Подозреваю, что дни того футбольного праздника были золотым временем для международных отношений, потому что дипломаты из разных стран стояли плечом к плечу и дружно дули в свои вувузелы.
Это было одно из самых ярких впечатлений того лета - наблюдать, как эти люди, стоя рядом со мной, пели свои национальные гимны - Ганы и Парагвая, Кот-д'Ивуара и Новой Зеландии.
И конечно, прожив в США четыре года, мы услышали множество исполнений "Знамени, усыпанного звездами" - известного всем американского гимна. Я просто не могу не петь его вместе со всеми - пусть даже с присущей британцам иронией где-нибудь на июльском барбекю в День независимости или с настоящим энтузиазмом и воодушевлением на бейсбольном матче (этот американский вид спорта неотделим от гимна страны).
Музыкальный патриотизм
Гимны стран-участниц Олимпийских игр 2012 года в Лондоне исполнялись лондонским Филармоническим оркестром. Аранжировщиком всех 205 гимнов был композитор и скрипач Филип Шеппард.
У сборной Уругвая есть Суарес и есть прекрасный гимн
"Формула государственного гимна явно существует, - сказал он в интервью Би-би-си, - и это явно вестернизированный формат.
Такое впечатление, что люди прошерстили методистский псалтырь и выбрали марши с подчеркнутыми ритмами, часто в си-бемоль мажор и с традиционной мелодией трубы".
"Но лучшие гимны - исключения из этого правила, - утверждает он. - Песни, пришедшие с улицы, а не навязанные государством, часто производят магическое действие и по-настоящему воодушевляют".
Кстати, мой приемный гимн "Марсельеза", по утверждению Филипа Шеппарда, - один из таких примеров.
"За ним стоят реальные события и реальные чувства - это революционная песня французского народа. Это прямая противоположность многим гимнам, которые были заказаны государством и похожи один на другой. Поэтому создается странная ситуация, когда гимн африканского государства (например, Камеруна) звучит также как гимн страны Восточной Европы", - говорит композитор.
Филип Шеппард считает, что гимн трудно объективно оценить музыкальными мерками.
"Многие гимны - это марши, потому что чаще всего в этом и есть смысл их существования. Они предназначены для того, чтобы воодушевлять людей, - говорит Шеппард. - Как и флаг, гимн становится инструментом государства. Поэтому гимн - вещь взрывоопасная: шутить с ним можно на свой страх и риск, поскольку люди живут и умирают за него. Так что у вас может быть свое мнение, но какие-либо оценочные суждения тут неуместны. Это как оценивать кислород. Гимн может служить источником жизненной силы нации. Кто мы такие, чтобы судить о нем с точки зрения его музыкальной ценности?"
Лучшие и… лучшие
Филип Шеппард знает, о чем говорит: в 2012 году он получал смертельные угрозы после своей статьи в интернете, в которой были перечислены 10 "худших" гимнов. Возможно, поэтому он больше не называет гимны, которые считает неудачными.
Но когда я попросила его назвать его любимые, он выделил гимн России.
Гимн у России красивый, но не все футболисты, судя по всему, знают слова
"Я люблю его. Путин вернул старый советский гимн, и это потрясающая музыка. Он звучит как революционная песня рабочих, но в его гармонии есть эластичность, делающая его очень красивым", - говорит композитор.
Шеппард также хвалит гимн Бразилии, который, по его словам, прекрасно отражает дух этой страны. "По моему опыту, там на 50% больше активной энергии, чем где-либо еще на Земле!" - утверждает он.
Кроме гимна страны-хозяйки нынешнего чемпионата мира, Шеппарду нравятся и многие другие национальные гимны стран Латинской Америки.
"В Южной Америке сильны традиции итальянской оперы, - объясняет он. - Исполнение многих их гимнов было бы вполне уместно в "Ла Скала", они сказочно красивы. Они очень похожи на музыку Верди и прекрасно выполняют свою роль на спортивных соревнованиях. Вы слышите эти гимны - Бразилии, Боливии, Уругвая - и вскакиваете на ноги!"
"Уругвая?"- воскликнула я в ужасе, но Филип Шеппард все же не мог не признаться, что, хоть уругвайцы и выбили сборную Англии из чемпионата, он большой поклонник их гимна.
"Гимн Уругвая длится шесть минут и 50 секунд, в нем примерно шесть разных мелодий. Это как целая увертюра в стиле Верди! - смеется он. - Так что, боюсь, они нас переиграли не только на поле, но в гимнах".
Недавно объявили, что 11 июля перед началом финального мачта чемпионата мира на "Маракане" выступит Пласидо Доминго.
"Я всегда считал, что музыка и спорт - это две великие вещи, которые люди способны понимать, не зная языков," - сказал легендарный 73-летний оперный певец, объясняя, почему он решил прилететь в Бразилию.
Филип Шеппард, как и я, всей душой с этим согласен. "Это социальный клей! - восклицает он. - Музыка и спорт - это две главные вещи, объединяющие людей в мире".
Клеменси Бартон-Хилл
BBC Culture
Комментарии
В футбол игать мы не могём
Проснулся разум похмелённый
Теперь мы в Кремль бухать идём!
Народ свой стала убивать!
Вставай проклятьем заклейменный,
Проснется разум возмущенный,
Майдан по новой поднимать!
Оценивать гимн с точки зрения музыки как "все одинаковые, в мажоре", да еще и сравнивать, чей гимн захочется спеть, чей нет.
Гимновые песни по определению пишутся ради того, чтобы объединять свою аудиторию. Поэтому интонации гимна не могут быть минорными, да еще со слабо выраженным ритмом.
И оценивать гимн России по музыке... глупость. Новая путинская редакция - ПЛОХОЙ гимн с точки зрения текста. И по звукописи, и по сюжету - хороший гимн либо к чему-то зовет (Марсельеза), либо что-=то обещает (немецкий гимн, британский и т.п.) Путинская версия гимна СССР ни то и ни другое - она констатирует КАК РАНЬШЕ БЫЛО СЛАВНО И КЛАССНО, И КАК СЕЙЧАС МЫ ГОРДИМСЯ ПРОШЛЫМ. Это профанация. Только на недавних ура-патриотизмах вроде Олимпиады наш гимн начали как-то запоминать наши же сограждане.