Мавзолей Баба-Тахира в древнейшем городе планеты - 5-тысячелетнем Хамадане

На модерации Отложенный

Дорогие друзья, представляю вашему вниманию рассказ об одной из иранских достопримечательностей, подготовленный Владимиром Галочкиным – руководителем Латвийского Общества Друзей Ирана «Барадаран-наме»:

Посетить Иран нам непросто. За визой надо ехать в Минск или в Москву. Ещё можно в Стокгольм. Дипломатических отношений с Ираном Латвия пока не имеет. А если купить тур, то стоимость путешествия возрастет в 2-3 раза. Созданное в минувшем году Латвийское Общество Друзей Ирана "Барадаран-наме" эту заботу латвийских путешественников взяло на себя. И первая группа посетит Исламскую Республику Иран уже этой осенью.

А Иран прекрасен! Всем: природой и людьми, историей и культурой. И даже своими необыкновенно низкими ценами. Это настоящий Восток, о котором мы читали в сказках «Тысячи и одной ночи»: гостеприимный и добрый, гордый и загадочный.

Многие из памятников Ирана признаны мировым наследием человечества.

Административным центром горной провинции (остана) Хамадан является одноимённый город. Здесь живут персы, азербайджанцы и луры, кочевой в прошлом народ, который усилиями государства переходит к осёдлой жизни.


Город Хамадан - древнейший город планеты - ему более 5 000 лет. Он был столицей государства Древнего Мира - Мидии, летней резиденцией царей Великой Персидской Империи Ахеменидов, царей Парфянской империи и империи Сасанидов. Об этом ныне сравнительно небольшом городе (современное население около полумиллиона) рассказывали Отец Истории Геродот, Плиний и практически все средневековые авторы. Даже сегодня ближайший к Хамадану городок Туйсеркан - тоже столица.

Столица грецких орехов, где их плантации занимают тысячи гектаров.


Потолок мавзолея Баба-Тахира


В Хамадане жил и писал великий персидский поэт Баба-Тахир. О нём нам мало что известно достоверно: жил на рубеже X – XI вв., вёл жизнь странствующего дервиша, был поэтом, философом, мистиком и суфием. Сохранилась легенда. Баба-Тахир был в молодости очень доверчивым человеком. Зная, что он мечтает стать поэтом, ему для этого убедительно посоветовали зимой искупаться в городском водоеме. Что он и сделал под хохот горожан. И, как ни странно, поэтом он действительно вскоре стал. Четверостишья Баба-Тахира - дубейти - веками передавались из уст в уста по всему Востоку. Ныне они записаны, а песни на слова Баба-Тахира в Иране звучат и сегодня...

Я, соколом кружась, охотился за дичью.
Меня охотник сбил, и стал я сам добычей.
Когда летишь на лов, гляди по сторонам,
Не то тебя собьют под общий хохот птичий.

***
Качаясь, брёл домой, и ноги подкачали:
Я чашу уронил. Стою над ней в печали.
Гляжу - она цела. Да славится Аллах!
Ведь чаш разбитых тьма, хотя их не роняли.

***
Я все ещё люблю! Ещё печаль жива,
Ещё моей тоски не уложить в слова,
Но соловей умолк, он больше не рыдает,
И по ночам в саду теперь кричит сова.

***
Баба-Тахир похоронен в Хамадане. Над его могилой благодарные потомки возвели мавзолей. Утверждают, что если девушка приложит пальчик к могильной плите Баба-Тахира, назовёт имя любимого и прочитает наизусть несколько дубейти поэта, любимый обязательно станет ей мужем. Хамаданцы говорят, что сбывается это всегда.