Петр Порошенко реализует не мирный план, а план того, как поставить на колени Юго-Восток

 

В пятницу вечером президент Украины Петр Порошенко отдал приказ о прекращении украинскими силовиками огня на востоке 22.00 (23.00 мск) 20 июня по 10.00 (11.00 мск) 27 июня.

Тамара Гузенкова, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований

Тамара Гузенкова, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований

Решение Петра Порошенко о прекращении огня сроком на одну неделю сейчас стало одной из главных мировых новостей. В особенности она важна для измученных войной мирных жителей Юго-Востока Украины. Корреспондент «ВМ» побеседовал о значении этого решения с политологом, руководителем Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Тамарой Гузенковой.

- Может, это всего лишь какое-то эмоциональное заявление, профанация?

- Вероятно, это решение является одним из первых элементов плана мирного урегулирования конфликта на Востоке и Юго-Востоке Украины, но если познакомиться с содержанием и подробностями этого предложения о прекращении огня, то становится ясно, что оно похоже даже не на перемирие, а на некий ультиматум, который выставляется ополченцам.

- Достаточно суровая получается оценка?

- В предложении о прекращении огня действительно так много оговорок, что оно похоже на тактическую военную хитрость. Там говорится, что это перемирие будет действовать только в том случае, если вооруженные люди на Юго-Востоке сдадут оружие. В случае, если будет произведен хотя бы один выстрел в сторону Вооруженных сил Украины, то будет ответный огонь. Это такие условия, которые могут быть нарушены (или сделан вид, что они нарушены) в любой момент, как только стороне, которая выставила этот ультиматум, что-то не понравится.

- Не поздно ли в Киеве задумались о перемирии? Сейчас уже известно о 400 тысячах беженцах из Украины на территории России.

- Давно говорили о наличии у Киева некого плана мирного урегулирования, но пока шли эти разговоры, Юго-Восток подвергался бомбардировкам и зачисткам. Действительно поздновато. Уже погибли двое российских журналистов. Обстрелу подверглась российская территория. Уже ранен один из сотрудников таможенной службы России. Это переходит всякие границы.
И грозит развязыванием войны с Россией…

Возможно, решение Порошенко продиктовано желанием хоть немного снизить этот накал и, может быть, остановить на время концентрацию войск на границе с Украиной.

- Вы с опаской относитесь к этому мирному плану?

- Сами подумайте: никаких намеков на мирные переговоры, выяснение даже самих причин, обстоятельств протеста на Юго-Востоке со стороны Киева не было. Эти территории рассматриваются исключительно как «сепаратистские». Если идея о федерализации хотя бы как-то произносилась в окружении Порошенко еще несколько месяцев назад, то сейчас она находится под «табу». Так что объявленное перемирие вызывает больше тревог, чем радости и облегчения.

- С ополченцами Юго-Востока воюют не только Вооруженные силы Украины, даже, можно сказать с уверенностью, что на передовой находятся разношерстные подразделения, созданные олигархами как отдельно существующие единицы. Выполнят ли они в точности приказ господина Порошенко?

- Абсолютно неизвестно. Возможно, хватит одного щелчка, чтобы хрупкий мир там был разрушен. Я вообще считаю, что цель перемирия – разоружить ополченцев ДНР и ЛНР. И чем займется украинская армия, если это реально произойдет? Это не мирный план, а план того, как поставить на колени Юго-Восток.