Мечта невежд о философском пароходе. ДБЪ.
На модерации
Отложенный
Неоднократно встречал в СМИ сравнение сегодняшних несогласных, медленно, но верно, утекающих за границу, с "философским пароходом", который 100 лет назад увёз элиту России. Причём самим перебежчикам импонирует это сравнение.
«100 лет назад из Петербурга отплыл первый «философский пароход» — «Обербургомистр Хакен».
«Философский пароход» — это собирательное название рейсов пассажирских судов, увозивших из страны высланных представителей интеллигенции. Термин был придуман доктором физико-математических наук Сергеем Хоружием в 1990 году.
Вместе с членами семей было выслано более 200 человек. Среди выдворенных из страны были Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Питирим Сорокин, Михаил Осоргин, Николай Лосский, Лев Карсавин, Сергей Франк и многие-многие другие. Людей высылали в рамках операции по борьбе с инакомыслием, как позже писал Троцкий — «расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
По воспоминаниям Фёдора Степуна — одного из пассажиров «философских пароходов», всем «высылаемым разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей разрешалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда её взять, когда за хранение её полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь».
После заметки ошеломляющие комментарии:
"Какое хорошее время было – людям помогали уехать!"
"Куда вставать в очередь на такой пароход?"
"Вот бы сейчас также уехать…"
Какое тотальное невежество.
Мы сегодня и представить себе не можем, с каким разорванным сердцем 100 лет назад наши соотечественники вынужденно покидали родную землю. Врачи, писатели, композиторы, профессура, хранившие православную веру и любовь к Родине, оказались не нужны новому обществу. А те, кто не уехал, оказались в застенках или в расстрельных списках. Вы точно хотите им завидовать? Никому не нужные за рубежом, они до конца своих дней страдали и тосковали по России, мечтая быть похороненными в родной земле. Мечты мало у кого сбылись.
Сегодняшние несогласные беглецы и примкнувшие сочувствующие не испытывают такой горячей любви к Родине, собственно, и пользы от них никакой. Так зачем же философский пароход? Продайте все, что нажито непосильным трудом, и вперед, в новый мир! Где вас никто не ждёт, но первое время предателей любят. А когда получат всё сполна – выкидывают за ненадобностью. Но только жаловаться уже не получится: на рукотворные мечты не жалуются.
Комментарии