МЕТАФИЗИКА

На модерации Отложенный

Вы можете найти уйму материалов на эту тему, но я вам расскажу попроще… Метафизика (греч: meta ta physika - «то, что после физики») Так были названы сочинения Аристотеля расположенные древнегреческим библиотекарем после его трудов по физике. Постепенно устоялось понимание мета-физического как чего-то надэмпирического, стоящего вне всякого возможного опыта. В средние века метафизику отождествляли с философской онтологией как «наукой об истинно сущем». Часто метафизику отождествляют со спекулятивными (умозрительными) построениями о трансцендентном, потустороннем, с далёкими от интересов и потребностей человека рассуждениями. Имеются различные её понимания, которые так или иначе сводятся к трём основным:

1. Метафизика как умозрительные построения о мистически постигаемых сверхчувственных, запредельных (трансцендентных) первоначалах Бытия, понимание которых варьируется от Абсолюта и Бога до «Логоса Мироздания» и намеренно дистанцируется от конкретных и проверяемых знаний. Её сторонники часто пишут свои любимые термины с Прописной буквы и водят вокруг них словесные хороводы.

2. Метафизика в гегелевском и марксистском понимании есть философия, отрицающая развитие и рассматривающая мир как неподвижный и застывший. Такой мир можно изучать с помощью формальной логики с её основными законами, важнейшим из которых является запрет противоречий в наших рассуждениях. По мнению Гегеля формальная логика метафизична, она относится к статичному непротиворечивому миру и применима только к рассудочной деятельности. Она противостоит якобы более высокой диалектической логике, позволяющей разуму познавать меняющийся противоречивый мир с помощью меняющихся гибких понятий и категорий. Наши понятия и их определения действительно меняются. Всё бы ничего, но Гегель допускал противоречие в одном и том же отношении. Как это может быть? Как у философа возникли столь странные взгляды? Ведь в таком случае никакое доказательство невозможно, ведь самое страшное для ученого – услышать, что в его построениях обнаружено противоречие. А дело в том, что по Гегелю мир является «инобытием Духа», который развивается по «законам диалектики» в условиях «тождества бытия и мышления». Отсюда и противоречие, и «раздвоение единого» в самом предмете. На самом же деле противоречия при исследовании проблем диалектики, т.е. проблем связи, развития, движения фиксируются в разных отношениях и законы формальной логики при этом не нарушаются. Для т.н. диалектической логики места не остаётся. Диалектика – да, а вот диалектической логики не бывает по определению.

Но и понимание метафизики как философии, отрицающей движение и развитие, надумано. Таких метафизиков в природе нет. Разве Ньютон, ошибочно, как позже выяснилось, признающий абсолютное пространство как вместилище и время как длительность, отрицал движение?

3. Начало новой метафизики как «науки о границах человеческого разума» положил Иммануил Кант. Он усомнился в праве философов на безудержные онтологические фантазии и поставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки. Его вывод: она возможна только на основе доопытных (априорных) категорий «чистого разума».

Позитивная философия Огюста Конта в начале XX в. вообще отказалась от метафизической проблематики как спекулятивного пространства псевдопроблем и бессодержательных суждений, не подлежащих никакой возможной проверке. В середине XX в. метафизика вновь претерпевает вполне диалектическую метаморфозу и понимается как осмысление предпосылок познания, влияющих на формирование категорий высокой степени общности. Следует различать понятие «трансцендентного», обозначающего то, что выходит за пределы человеческого опыта и «трансцендентального», обозначающее как и у Канта, систему категорий, организующих наш опыт, таких, например, как категории «вещи, свойства и отношения», которые исследовал мой учитель – проф. А.И.Уёмов.

Разрушительный (деструктивный) приговор метафизике вынес постмодернизм конца XX века. Но понимание метафизики меняется. «Следует слушать историю, а не верить в метафизику». Метафизика сегодня остаётся предпосылочным знанием, системой внеэмпирических, доопытных предпосылок познания и деятельности, которые имплицитно (не явно) имеют вполне посюстороннее историко-социальное происхождение.

Существует понятие «метаязык», то есть язык более высокого уровня по отношению к языку-объекту, язык о языке. В этом контексте современные «метаэтика», «метаматематика», и даже «метафилософия» - есть рассуждения о терминах, категориях, философских и логических проблемах соответствующих областей знания. А термин метафизика остался отнесённым ко всем областям знания и потому принадлежит философии.

Об онтологии – в следующей статье.