"Ротация осуществляться не будет.
Мы вывели полностью все силы и средства.
Мы попытались прикрыть все государственные границы.
Мы готовы к выполнению задач по назначению.
Но у нас нет ни одного лишнего человека,
чтобы выводить и осуществлять ротацию"
(Михаил Коваль,
и.о. министра обороны Украины,
из выступления в Верховной Раде,
31.05.2014)
Военным экспертам (как по левую, так и правую сторону Днепра) становится очевидным: армия Украины исчерпала людские и материальные ресурсы, подойдя к тому же к «деморализационному пределу». В войне на истощение – преимущество у ополченцев.
Ротация украинских войск, то есть замена потрёпанных воинских подразделений свежими, невозможна из-за отсутствия у военных инфраструктуры на востоке страны, новой техники и денег, из-за нежелания обслуживающих армию аутсорсинговых компаний ехать на войну.
Но только ли в одних этих организационно-финансово-технических моментах дело?
Как утверждает всё большее количество аналитиков, само решение официального Киева о начале т.н. «антитеррористической операции» (АТО) «изначально было стратегической ошибкой».
Прежде всего – по той простой и самоочевидной причине, что для проведения подобной операции украинским «силовикам» с первых шагов нужна была хоть какая-то мало-мальски ощутимая поддержка местного населения.

Однако, как показали события последних месяцев, о таковой «нацгвардейцам» и наёмникам из батальонов Коломойского (а именно они – главная «движущая сила» карательной акции на Юго-Востоке!) мечтать не приходится.
Как говорят профессиональные военные: подобную операцию можно прекратить, но не завершить. Поскольку она – операция – не имеет никаких шансов завершиться победой одного только оружия. Нужно или договариваться, или уходить, как США когда-то ушли из Вьетнама, как СССР когда-то ушёл из Афганистана (из которого сейчас, кстати, спешно ретируются всё те же Соединённые Штаты со своими союзниками).
Подобные операции шансов быть выигранными исключительно силовым путём не имеют никогда. За исключением тех случаев, когда найден общий язык и взаимопонимание с лидерами и большей частью актива повстанцев.
Украинская армия, конечно, находится в плачевном состоянии, но даже самые лучшие армии мира, как например армия США, терпели поражение в ситуации, когда они пытались воздействовать на полувоенные формирования только одной силой.
Как верно отмечает политолог, военный эксперт, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала»Александр Гольц:
«Современная армия предназначена для того, чтобы одержать победу на поле боя, используя всю мощь вооружений. Но если пытаться применить это вооружение против полувоенных формирований (инфильтрированных в общую массу гражданского населения и потому малоприметных – авт.), вас мгновенно начинают обвинять в геноциде.
Фактически эти полувоенные формирования, даже если они не выставляют против противника живой щит в виде женщин и детей, ведут боевые действия в условиях города. Так или иначе, но те, кто проводит антитеррористическую операцию подобную украинской, обречены на жертвы среди мирных жителей. В их гибели непременно обвинят армию…».
Плюс – сам факт упомянутого плачевного состояния кадровых вооружённых сил Украины.
Выступая 31 мая в Верховной Раде, и.о.
министра обороны Украины Михаил Коваль с явной тоской в голосе заявил: «Всё идёт по плану, в котором всё четко расписано … […] … Однако ротация осуществляться не будет. Мы вывели все силы и средства. Мы попытались прикрыть все государственные границы. Мы готовы к выполнению задач по назначению. Но у нас нет ни одного лишнего человека, чтобы выводить и осуществлять ротацию».

Более того, по словам Коваля, «в ближайшее время придется уволить в запас почти 6 тысяч солдат срочной службы, которых намеревались задержать в армии до конца (антитеррористической операции – авт.), но массовые протесты солдатских родителей и недовольство самих срочников заставили нас пересмотреть планы Минобороны…».

Как прокомментировал слова и.о. министра обороны один из ветеранов-афганцев, «подобные протестные выступления родителей солдат срочной службы против участия их детей в незаконной с точки зрения родителей военной операции можно было наблюдать, пожалуй, только во времена военной кампании Соединённых Штатов во Вьетнаме…».
И добавил: «Именно эти выступления американских матерей явились, в итоге, решающим фактором вывода Вашингтоном своих войск с вьетнамской территории…».
Итак, война на Юго-Востоке с самого начала оказалась для Киева позиционной войной на истощение. Каковой и остается впредь. Но если ополченцы не теряют решимости сражаться до победы и всё активнее получают пополнение (как из рядов соотечественников, так и со стороны добровольцев из приграничных стран), то регулярные войска и «нацгвардия» исчерпали ресурсы. Прежде всего – людские и моральные.

Однако война продолжается. И бойцы народного ополчения Донецкой и Луганской народных республик (теперь – Новороссии) начинают постепенно осваивать наработанный за весь период новейшей истории опыт боёв, особо деморализующих оккупантов, – боёв в городских условиях. В частности – опыт по уничтожению бронетанковой техники (БТТ) на улицах большого города:
- создаются команды «охотников за танками» (в более широком смысле – за всей БТТ, включая БТР, БМП, БРДМ и т.д.), имеющие в своем составе гранатомётчика, метателей «коктейлей Молотова» («КМ»), пулеметчика и снайпера для защиты гранатометчика и метателей от пехоты противника (состав может изменяться в зависимости от конкретной ситуации);
- зоны для засад выбираются в участках города, ограничивающих передвижение бронеобъектов узкими «каналами» и обеспечивающих отрезание путей отхода и запирание машин на участке уничтожения;
- используется несколько команд, размещаемых на разных уровнях – в подвалах, на первых-третьих этажах зданий; для надежного поражения бронеобъекта делается одновременно 2-3 пуска разных команд, в случае использования зажигательных смесей – не менее 4-х одновременных бросков в двигательную или бортовую часть БТТ;
- в первую очередь уничтожаются приданные БТТ зенитные артиллерийские установки и т.д.
Казалось бы – ничего нового!
Но для уже потерявших первоначальную спесь «нацгвардейцев» и их «коллег» из наёмных батальонов Коломойского возрождение ополченцами Юго-Востока в массовых масштабах старой, но многократно себя оправдавшей тактики городских боёв станет со временем последним «деморализующим ударом». Независимо ни от какой ротации.
Комментарии