Если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой?

На модерации Отложенный

По-моему, такая «гениальная» мысль могла прийти в голову только политику. Кто еще мог до такого додуматься? Если бы автором высказывания был, например, ученый, то оно наверняка звучало бы по-другому: «Если ты не занимаешься наукой, наука займется тобой!». Военный был бы не менее категоричен: «Если ты не занимаешься войной, война займется тобой!». Священник сказал бы так: «Если ты не занимаешься религией, религия займется тобой». «Если ты не занимаешься правозащитой, правозащита займется тобой» – сказал бы, как вы, наверное, уже догадались, правозащитник. «Если ты не занимаешься учебой, учеба займется тобой» – пригрозил бы учитель нерадивому ученику. «Если ты не занимаешься озоновыми дырами, озоновые дыры займутся тобой» – напугали бы экологи. «Если ты не занимаешься погодой, погода займется тобой» – не отставали бы от них и синоптики. Психоаналитики поднатужились бы и выдали: «Если ты не занимаешься собой, то ты займешься собой!». Таких красивых бессмысленностей можно придумать очень много. Ну а про политику мог сказать, я думаю, только политик. 

(На самом деле, автор этого изречения неизвестен. Русскоязычный Интернет почему-то любит приписывать его Бисмарку. Но такой цитаты на немецком языке не существует, и говорил ли это Бисмарк, неизвестно (лично я сомневаюсь). Сомнительно также и авторство Черчилля. На английском языке такое высказывание (именно в таком варианте) мне найти не удалось. Существуют похожие высказывания, в частности на английском и на фрунцузском, но смысл у них иной. А высказывание с таким смыслом есть, похоже, только у нас, у русских. Возможно, это и не цитата вовсе, а поговорка). 

Чтобы увидеть ошибочность этого утверждения, даже мозги особо напрягать не нужно. Политика – деятельность органов государственной власти (либо частных лиц или организаций) в правовом поле государства – охватывает все общество и касается каждого человека, имеющего так называемое «гражданство» этого государства. При этом никакой связи между тем, чем занимается человек, и тем, коснется ли его политика, нет – она коснется в любом случае. Она касается даже тех, кто ни сном ни духом о политике не знает, и заниматься ею не может в принципе. Младенец двух недель от роду, родители которого только что получили свидетельство о рождении, уже поставлен на учет государства, уже назван «гражданином» (!?), и уже находится под правовым полем законов государства. Политика уже им вовсю занимается. Политика занимается всеми без исключения. 

Хочу обратить внимание читателя на один важный момент. Крылатое выражение «Если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой!» встречается в обсуждениях и спорах в Интернете очень часто. Но иногда можно встретить и другое, сходное высказывание: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Последнее высказывание принадлежит французскому писателю и политическому деятелю Шарлю де Монталамберу (в оригинале «Vous avez beau ne pas vous occuper de politique, lapolitiques'occupedevoustoutdemême»). По форме цитаты очень похожи, но смысл у них разный. К Монталамберу у меня никаких претензий нет, его высказывание точное и правильное: политика занимается вами в любое время и в любых условиях, даже при полном отсутствии с вашей стороны каких-либо политических поползновений. Что касается первого изречения, то здесь введено будущее время и условие: политика займется тобой при условии, что ты не занимаешься ею. Возможно, автор первой цитаты просто перефразировал Монталамбера, изменив его слова до неузнаваемости (встречается еще такой вариант: «Если ты не занимаешься политикой, рано или поздно политика займется тобой»). Ничего удивительного в этом нет: некоторые люди не гнушаются перевирать чужие слова для достижения своих целей. А некоторые особо одаренные любят «творчески самовыражаться», привнося в чужие высказывания «что-то свое». В Интернете чаще всего цитируют именно первое высказывание – ниже я объясню, почему.

Дело в том, что утверждение «Если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой!» – это своего рода психологическая уловка. Это попытка «заманить» (с определенной целью) человека в политику, взяв «на слабо». Слабо тебе заняться политикой? Тогда политика займется тобой. Появление такого высказывания стало возможным благодаря многовековому господству над умами людей неправильного мировоззрения и неправильного, тупикового мышления – мышления взаимоисключающими крайностями. Либо ты властвуешь над другими и подавляешь их, либо над тобой властвуют и тебя подавляют. Либо ты – альфа-самец в стае, либо ты – шестерка. Либо ты занимаешься политикой, либо ты – слабак. Либо ты выше всех, либо ниже всех. Либо ты «над», либо «под». Третьего «не дано». 

В соответствии с таким первобытным мировоззрением, для того, чтобы стать сильным и независимым от политики, нужно… самому идти в политику. Чтобы не подавляли и не унижали тебя, нужно… самому начать подавлять и унижать других. Да, политическая деятельность не сводится к подавлению и унижению, но в высказывании неизвестного автора речь идет именно об этом: «политика займется тобой». Звучит именно как угроза. Мол, займись политикой – и спи спокойно она оставит тебя в покое. 

Если бы автор высказывания понимал, что уход человека в политику не делает этого человека свободным от политики, он, конечно, не стал бы произносить таких пафосных нравоучительных суждений.

 

Однако, мысль о том, что можно стать сильным и независимым, не занимаясь политикой, никого не подавляя и не унижая, не могла прийти в голову людям (а тем, более политикам) прошлых эпох, просто потому, что они… не умели так мыслить. Такая мысль может прийти в головы современным людям, у которых есть возможность проанализировать и накопленные человечеством за много веков знания, и опыт недавнего прошлого (например, опыт участия в политике своих родителей и результаты этого участия), а также возможность воочию наблюдать, к чему приводят разные политические противостояния (например, майданы). 

Итак, политика не «займется вами, если вы не занимаетесь политикой» потому, что политика уже вами занимается, независимо от того, чем занимаетесь вы. И это нормально для любого правового общества.

Политика (политическая деятельность) – деятельность человека или групп людей, направленная на изменение или удержание существующего порядка взаимоотношений людей в обществе за счет перераспределения властных полномочий государства.

Политика может быть прямой (работа в органах государственной власти или участие в избирательной кампании в качестве кандидата) и косвенной (хождение на выборы, разные формы противостояния государству). Различие между прямой и косвенной политикой – в том, что при прямой политике ты используешь других людей в своих целях, а при косвенной – другие используют тебя.  Политическая деятельность, как правило, осуществляется в правовом поле законов государства. Иногда она может и выходить за рамки правового поля законов государства, например, когда человек или группа людей пытается силой присвоить властные полномочия в государстве. Да, вооруженный захват власти, произошедший на Украине, – это тоже политика, только незаконная. Таким образом, политическая деятельность может быть законной и незаконной, прямой и косвенной. При этом суть ее остается неизменной – средством осуществления этой деятельности всегда является перераспределение власти в государстве (назначение чинов, создание или упразднение комитетов и ведомств, выборы). Без установления системы подчинения одних государственых служащих другим политическая деятельность просто не состоится. Распределять эту власть в государстве можно как сверху (назначать губернаторов и министров), так и снизу (выбирать кандидатов на выборах). В первом случае речь будет идти о прямой политике, во втором – о косвенной. 

Является ли участие в политике обязательным для взрослого, разумного, порядочного, уважающего себя человека – человека, которого нельзя «взять на слабо» ни авторитетными, ни сомнительными (типа рассмотренной выше) цитатами? Такая обязанность нигде не прописана, но многие общества склонны давать отрицательную нравственную оценку людям, не занимающимся политикой («идиот» в Древней Греции, «овощ» или «пофигист» в современной России). Слово «аполитичность» почему-то стало синонимом пофигизма. Отсутствие интереса к политике стали приравнивать к отсутствию интереса к общественной жизни и общественным проблемам. Это свидетельствует о том, что люди не понимают сути понятия «политика» и продолжают мыслить все теми же условными гранями: либо ты господин, либо ты раб. Отсутствие сопротивления политике равносильно признанию своего полного ничтожества в представлении людей, еще не вышедших из этого шаблона. Мысль о том, что, помимо политики существуют и другие, более действенные и порядочные способы решения общественных проблем, все еще им недоступна. 

Человек может отказываться заниматься политикой неосознанно (потому что ему это просто неинтересно) или сознательно (он поразмыслил и пришел к выводу о том, что от участия в политике он лично не получит никакой долгосрочной выгоды. Более того, другие люди тоже не получат никакой выгоды от его участия в политике, а более вероятно, это принесет им определенный вред). Человек, любящий самого себя и уважающий других людей, конечно, не станет совершать действия, которые мало того, что никакой пользы не принесут, но еще и кому-то навредят, ведь золотое правило нравственности гласит: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». И какой бы трудной ни была общественная проблема, порядочный человек не станет использовать для ее решения безнравственные средства: цель не оправдывает средства. И если человек пришел к выводу, что в сегодняшних условиях любые политические действия, направленные на решение какой-либо проблемы, являются безнравственными, вполне вероятно, что он начнет искать другие – нравственные – способы решить эту проблему, либо начнет изменять условия – создавать такие общественные условия, в которых даже политическое решение станет нравственным. 

Заниматься политикой – это по сути передоверять решение проблемы государству (либо самому метить в государи, бороться за власть в одиночку или в рядах партии). Но решение некоторых общественных проблем в принципе не может лежать в политической плоскости. Какие бы «-измы» не вводили пришедшие к власти партии, как бы ни перетасовывались чины в государстве, какие бы новые комитеты и палаты депутаты и президенты не создавали, государство не может успешно решить эти проблемы само. 

Как Вы думаете, способно ли государство (президент, депутаты Госдумы, госслужащие) решить проблему взаимоотношений государства и населения без самостоятельных действий населения?