Открылся кинофестиваль имени Тарковского "Зеркало"
Кинофестиваль неслучайно назван в честь одноименного фильма культового режиссера Андрея Тарковского - авторы всех 90 работ, представленных в программе, несмотря на то, что они из разных стран, говорят со зрителем на одном универсальном языке - языке человека, который доказал: притча - это не скучно, а красиво.
Дождь стеной и пронизывающий вечер. Вместо вечерних платьев болоньевые куртки. Лучший аксессуар - зонт. Но, кажется, этому "подарку природы" здесь никто не удивлен. Плохая погода в день открытия фестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало" - хорошая примета, уверены организаторы. Значит фильмы, которые тут покажут впервые, непременно станут сенсациями.
Впрочем, во всем остальном, кроме погоды, этот фестиваль на предыдущие не похож. Впервые в списке членов жюри основного конкурса - ни одного мужского имени. Только "женский взгляд" на кино. Из десяти фильмов-номинантов представительницы прекрасного пола актрисы, режиссеры, продюсеры выберут лучший. Женщина в кинематографе и есть главная тема фестиваля. Женщина, которая доказала: на съемочной площадке она - полноправная хозяйка.
"Женщины сегодня вошли в кинематограф настолько активно, что полностью преобразили имидж этой профессии кинорежиссера, которая раньше считалась исключительно мужской. Это другой взгляд на мир, это другие акценты, это другая оптика", - считает Андрей Плахов.
На прошлом фестивале критики признали фильм-откровение китаянки Хуан Цзи "Яйцо и камень" лучшим. Сегодня, пока муж гуляет по волжской набережной с дочкой Таджон, оценки номинантам ставит сама Хуан, для которой хорошее женское кино - всегда исповедь.
"Если женщина снимает кино, она слушает свое сердце, свою интуицию. Это всегда своеобразный крик души. Я рада, что в этом году жюри женское, хотя фильмы в программе есть, снятые и женщинами, и мужчинами. Думаю, выберем того режиссера, который сделает ставку на эмоции, на искренность, это то, чему в своих фильмах учил сам Тарковский и чем сегодня так не хватает", - отмечает член жюри Хуан Цзи.
Режиссеры из разных стран - от Турции до Чили, но говорят будто на одном языке - Тарковского. Не подражают классику кинематографии, а творят в его духе.
Немецкий режиссер Ноаз Деше заставляет зрителя посмотреть на мир глазами мальчика-альбиноса из Танзании, который вынужден бежать, чтобы не попасть в рабство. Янош Сас из Венгрии рассказывает пронзительную историю близнецов на войне, живущих в страхе налетов и голодной смерти. А Мирослав Слабошпицкий приглашает на планету глухих. Каждая картина - как напоминание слов самого Тарковского: человек не создан для счастья - существуют вещи более важные. И это только одна из заповедей классика, которые молодые режиссеры, по словам Павла Лунгина, знают наизусть.
"В нем есть чистота искусства, в нем бескомпромиссность. Это был человек, совершенно равный сам себе. Его нельзя было не подкупить, не испугать, и это всегда является образом и символом творчества, и поэтому это всегда будет моделью и мечтой молодых режиссеров", - отмечает президент МКФ "Зеркало" Павел Лунгин.
Зеркало - отражение действительности. И кинодействительность, по мысли организаторов, такова, что документальное кино в России набирает силу. Оттого впервые в этом году для документальных лент - отдельный конкурс. Тут - настоящее "женское царство". Яркие фильмы, яркие личности и всегда новые имена.
Каждой своей картиной сам Тарковский давал понять: правда - в подлинности, оттого заставлял актера на площадке не играть - жить. Озноб, боль, слезы - всегда настоящие, оттого от каждого кадра пробирает до дрожи. Андрея Тарковского режиссер Константин Лопушанский называет своим учителем. Еще студентом на съемочной площадке фильма "Сталкер" был ассистентом мастера. Сегодня получает премию "За вклад в кинематограф".
"Его удивительное отношение к пониманию того, что есть авторский кинематограф, что есть подлинное высказывание художника, то есть полное ощущение свободы и чувство собственного достоинства, которое должно быть у художника, оно было уникально и определило судьбу очень многих режиссеров не только у нас в стране", - говорит режиссер Константин Лопушанский.
Первый фестивальный день завершен. Прославленный в пейзажах Исаака Левитана самый маленький город Золотого кольца оживает на глазах - готовится принять раза в три раза больше гостей, чем его население - тысяч восемь, не меньше. Гостиницы уже сейчас переполнены.
В конкурсе и вне его на "Зеркале" покажут больше 90 фильмов не только в Плесе, в Юрьевце, в Иванове. Все пять дней будут выставки, круглые столы и поэтические вечера. Впрочем, насыщенная программа - не главное, уверены организаторы. Атмосфера фильмов Тарковского тут витает в воздухе. И даже погода в день открытия фестиваля, уже который год подряд будто напоминает: почти в каждой картине мастера идет дождь.
Комментарии