Поток беженцев из юго-восточных районов Украины увеличивается

На модерации Отложенный

Из осажденного юго-восточного региона Украины кто-то пытается вывезти детей - автобусы уходят в Крым из опустевшего и разоренного Славянска - кто-то отправляется вглубь Украины. Таких называют переселенцами и размещают в общежитиях и турбазах в Днепропетровской области.

 

Тысячи просто уходят из Украины в Россию, в соседние Курскую, Ростовскую, Белгородскую области, становясь беженцами. У большинства в руках - лишь документы и смена белья.

Следственный комитет России уже направил в лагеря беженцев экспертов специально созданного отдела по расследованию преступлений против мирного населения на Украине. Они собирают свидетельства тех, кто бежал от войны.

Это пограничный контрольно-пропускной пункт "Матвеев Курган". Российская территория. Дальше - украинский КПП "Успенка". Желающих попасть на Украину сейчас практически нет, а вот в Россию - очень много. В основном идут женщины и дети, которые спасаются от войны. И это - последние сто метров до заветной территории, где начинается мир.

"Вот ребенка везу, потом ещё одну вывезу. Пока тишина, вот так постепенно будем выезжать", - говорит Елена.

И таких желающих выехать с Украины - уже тысячи. Люди хотят быть подальше от войны и неопределенности. Проверка документов занимает немного времени. Даже если возникают какие-то проблемы, их стараются уладить на месте и въезд разрешить. На российской границе понимают - эти люди бегут не от хорошей жизни.

"Все это спонтанно, понимаете? Мы же вынужденно едем. Это не спланированный отпуск, не увеселительная поездка. Это вынужденный отъезд. Поэтому как мы, чем мы будем заниматься, я даже не знаю", - говорит Галина.

Каждый день в миграционных службах в приграничных с Украиной российских регионах - сотни посетителей. Как, например, в отделении ФМС Белгородской области, где уже с утра - очереди.

Вместе с сотрудниками ФМС в этом миграционном офисе каждый день дежурят и волонтёры. Помогают всем, чем могут - едой, одеждой. Но главное – жильем, хотя бы на первое время.

"Я с таким же человеком общаюсь в Воронеже и в Ростове. Просто дали телефон. И мне просто звонят, кто едет, я встречаю, провожаю, если негде спать, они ночуют два дня у меня дома, потом их отправляют, я новых принимаю. Я не представляю, как людей оставить, вот их там бомбят, а им же надо как-то жить дальше!" - говорит волонтер Марина Шехватова.

Такую помощь от чужих, по сути, людей получила и Оксана. На родине она больше всего боялась за жизнь дочери. И когда снаряды стали разрываться недалеко от её дома, окончательно поняла, что нужно бежать.

Ехали же в принципе как бы в никуда, ни родственников здесь, никого, ни знакомых. Это вот спасибо нашли Кирилла, отца Евгения, они нас разместили сюда. А так мы, конечно, и одеяло прихватили, и постельное там, такое вот все. Потому что мало ли как пришлось, где ночевать", - рассказывает Оксана.

Найти крышу над головой, вспоминает Оксана, помогли в первый же день пребывания в России. Прямо на вокзале таксист Кирилл дал телефон священника, отца Евгения. Он-то и разместил Оксану с дочерью в доме пенсионера Владимира Макаровича.

"Как только я узнал об этих событиях, я сразу обратился ко многим и священникам, и друзьям на Украине, и в общем звал их сюда", - говорит пенсионер.

Поток тех, кто ищет спасения в России, с каждым днем только увеличивается. Едут поодиночке, группами и даже целыми автобусами по несколько сотен человек.

"Я хочу передать привет своим двум бабушкам, потому, что они очень волновались. Все хорошо", - говорит Саша.

Для размещения такого количества беженцев на этой неделе в Ростовской области открыли несколько десятков пунктов пребывания.

В пансионат Оксана, как и десятки других женщин с детьми, приехала из Славянска. Добирались, вспоминает она, на автобусах больше двенадцати часов, хотя в мирное время доезжали в три раза быстрее. Всю дорогу было страшно, и спокойствие наступило, только когда пересекли границу.

"В четыре утра мы были уже здесь. Нас сразу накормили здесь, расселили. Постели уже были готовы, постельное белье готово было. Прием был прекрасный. И спасибо людям. И России спасибо. За все", - говорит Оксана.

Уже на следующий день после того, как здесь разместились первые постояльцы, из ближайшего города Таганрога сюда поехали люди с помощью. Везли всё, чтобы те, кто вынуждены был покинуть свой дом, в новом доме ни в чем не нуждались.

Склад ростовского пансионата "Красный десант". Здесь было пусто, на полках вообще ничего не стояло. А теперь есть и мука, и вода. Есть и пряники, и макароны, шипучая вода для детей. Сухофрукты, варенье и масло. Это все для беженцев с Украины, которых здесь разместили, привозят люди. Жители Ростовской области.

Помощь беженцам с Украины может оказать каждый. В социальных сетях уже не первую неделю существуют целые сообщества тех, кто готов оказать посильную помощь. Специальный расчетный счет открыл и Российский Красный крест. Его реквизиты есть на сайте Первого канала, ссылка расположена внизу главной страницы. Эти деньги будут перечисляться адресно - и беженцам, и тем, кто сейчас находится в зоне карательной операции на востоке Украины.

Немалую сумму - почти сто миллионов рублей - собрали и в Москве представители луганского и донецкого землячеств. Причем в сборе этих денег участвовали не только выходцы с Украины.

"Это просто был возглас души, люди просто шли, обычные люди, приносили, кто сколько мог", - председатель фонда "Мы с тобой, Донбасс!"Григорий Комаренко.

Но большинство из тех, кто нашел спасение в России, не хотят быть обузой даже для таких гостеприимных хозяев. Таня и Руслан приехали из Славянска уже три недели назад. Живут, как и многие, у родственников, но хотят снимать свой угол. Только на это нет ни денег, ни возможности их заработать.

"Вся проблема в документации. Очень тяжело куда-то устроиться. То есть, чтобы где-то устроиться на работу, нужно быть гражданином Российской Федерации. А пока это все проблема", - говорит Руслан.

Помимо этой проблемы, существуют и другие, о которых на этой неделе уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова говорила на встрече с Владимиром Путиным.

"Где-то власти быстро реагируют, где-то абсолютно равнодушные. Люди помогают, стараются как-то помочь, но системы нет. Мне так представляется, что нужна какая-то срочная программа, системная, как этих людей принимать", - сказала Элла Панфилова.

"Я поручу администрации президента, чтобы они вам помогли реализовать все ваши предложения", - обещал Президент.

Найти официальную работу бежавшим с юго-востока Украины может позволить, например, статус беженца. И уже около четырех тысяч украинцев подали документы на его оформление. Остальные, а таких большинство, пока пользуются правом временного пребывания. Впрочем, и те и другие не оставляют надежду вернуться на родину.

"Все надеются на лучшее. Все равно, как бы там ни было, проживя в одном городе жизнь, тяжело срываться", - не может сдержать слез Оксана.

О возвращении в родной Донецк думает и ветеран войны Пётр Родионович Тильный, который на этой неделе тоже перебрался в Россию. Ему 89 лет. И он никогда не думал, что под конец жизни может стать чужим у себя на родине.