Испорченные "Бесы"
На модерации
Отложенный
«Бесы» Владимира Хотиненко – пример того, как можно испортить самое благородное начинание, если относиться к Достоевскому поверхностно.
Читал роман еще в институте, году примерно в 1997-м. И впечатление было потрясающим, неизгладимым. Если выдержать первые сто страниц обычной для классика тягомотины, то после начинается самый настоящий триллер, в котором форма повествования никак не идет в ущерб смыслу.
Авторы фильма тоже постарались сделать триллер, но вышло слишком затянуто и в итоге скучно.
Что касается смысла, то диалогов, раскрывающих мировоззренческие позиции героев, крайне мало. Ну кроме банальных – о том, что революция – это плохо, а революционеры люди очень нехорошие, бесы.
Главный злодей Петр Верховенский в фильме – полный придурок, кривляющийся, юродствующий, невпопад хохочущий, в свинарнике танцующий… Эпилептик какой-то к тому же. Время, прошедшее с момента прочтения мною книги, не позволяет всесторонне сравнить литературного и киношного Верховенского. Но скажу точно: кривлякой и придурком он мне не запомнился. Было в нем что-то демоническое, но не идиотское.
К слову, ведь прототипом Верховенского стал Сергей Нечаев – руководитель террористической организации «Народная расправа». И сам роман Достоевский написал под впечатлением от судебного процесса над нечаевцами. В фильме несколько раз цитируется нечаевский «Катехизис революционера».
Так вот, Нечаев был кем угодно, но не шутом гороховым и не психом, каким представлен в фильме Верховенский.
Сюжетная линия в принципе (опять же, насколько позволяет сделать вывод память) выдержана. Введен образ философически настроенного следователя (С. Маковецкий), которого в романе не было. Видать, понадобился свой Порфирий Петрович, размышляющий в данном случае не о праве сильной личности на убийство, а о революции.
До конца фильма неясно было, раскроется ли самый сложный и самый интересный образ Николая Ставрогина (ведь в романе он раскрывается где-то на середине). Если скука одолеет, то зритель и этого не дождется. Так что, любители классики, надо запастись терпением. Опять же недотягивает киношный Ставрогин до литературного, как и все остальные герои, кроме разве что эпизодических.
Неплохо показал Кириллов с его навязчивой идеей самоубийства. И актер с ролью справился.
А вот Шатов просто жалок, должен был быть посильнее.
Старший Верховенский появляется в фильме эпизодически.
А зря. Ведь по логике Достоевского, именно такие либералы, как Верховенский-отец и порождают на свет (в прямом и переносном смыслах) революционеров-нигилистов вроде его сына Петра.
Суета, крики, визги, беготня, постоянно сверкающие молнии (триллере же!), Ставрогин, превращающийся в гигантскую бабочку (ну прям как у Кроненберга в «Мухе»), все эти иконы и церковные купола, «святой» и беспощадный русский народ… Всё есть в фильме. Нет только… Достоевского. Не удалось Хотиненко передать именно атмосферу Достоевского (кто читал хоть одну книгу классика, поймет, о чем я) – тягучую, гнетущую, наполненную страхом, страданием, горечью, психопатией.
К слову сказать, это именно атмосферу Достоевского очень хорошо удалось передать Владимиру Бортко в «Идиоте». Уж что-что, атмосфера его фильма, проникнутая духом Достоевского, прямо-таки готова объять зрителя и заразить собой.
Боюсь, что перед создателями фильма стояла задача не осмысления литературной глыбы Достоевского, а еще большая, чем в советское время, ее примитивизация. Если тогда книга не принималась из-за отрицательных образов революционеров, то сегодня она приветствуется именно по той же причине. Ну не надо нам революций, не надо, бесы всё это – так и читаются на экране невидимые строчки.
А вот обобщать нечаевцев со всеми революционерами, даже того, террористического этапа революционного движения – очень вольное обобщение. Его и не делает Достоевский, зато с этим успешно справляются современные толкователи романа.
Вот и авторы не стали, что называется, заморачиваться.
Человек, мыслящий диалектически и мало-мальски знакомый с этим периодом русской истории, прекрасно понимает, что нечаевцы – это лишь песчинка в надвигающееся на России революции, которую к 1917 году жаждало и приближало всё русское общество, и прежде всего его элита, как ни странно. А нечаевцы-верховенковцы - это как раз и есть пример того, что революции не быть, если открыто презирать свой народ, а для его же устрашения сеять террор, совершать поджоги и убийства. Именно поэтому распадается организация. И смерть одного из членов организации не скрепляет ее, а, напротив, разоблачает.
Не забывайте, что и Достоевский своего Алешу Карамазова (его прототипом был Дмитрий Каракозов, стрелявший в царя и после казненный) готовил в революционеры. Образ, согласитесь, прямо противоположный Верховенскому.
Единственный неоспоримый плюс от подобных фильмом, снятых «по мотивам», - какой-то части зрителей всё же захочется прочитать первоисточник и сделать собственные выводы.
Комментарии
Хороший анализ. Со многим соглашусь
"А может я не разбираюсь"
Да знаете, зрителю необязательно разбираться и быть киноведом. Искусство вообще, оно не столько к уму апеллирует, сколько к силам души. Оно должно ответные вибрации в вас вызывать и только. Вы должны забыть, что это всё актёры, и всё это игра, а за кадром оператор стоит и прочая кинотехника. Вы должны только сопереживать.
Если этого нет, то может быть вы сами довольно заскорузлы и черствы, а может быть, фильм - говно унылое, заумь какая нибудь завёрнутая - этого тоже навалом. Но разбираться вы не должны. Когда режиссёр делает фильм для таких "знатоков", обычному человеку, это часто смотреть вообще невозможно.
А делать фильмы для знатоков - это дело безнадежное - не знатоки, в итоге, не зрители не оценят... Да и вообще грех!..
Все эти экранизации, на мой вкус, грешат одним серьёзным изъяном. Далеко мы от тех времён отдалились. Нет уже тех лиц и того антуража. И костюмы у всех (даже у "подлого люда") больно новенькие и всё как-то больно лакировано. Чувствуется, что всё это игра и всё это не настоящее.
Дед мой покойный ещё 19-го века рождения, показывал мне собственные фотографии того времени и сравнивая их сейчас с этими кинодекорациями понимаешь, насколько всё это невзаправду. Это портит всё восприятие. Станиславский бы, наверное, кричал бы не своё "Не верю!", а что нибудь вроде "Ну и говно же вы сняли, придурки!" ))
Но я-то жду, когда кто-нибудь снимет пронзительно правдивую картину, прямо с натуры, про теперешнее житье, и чтоб про политику там, и про экономику, и про всю нашу лживо-фальшивую подноготную на всех уровнях!.. Пока некому, и вся дрянь современности отражается в таких вот поделках про старину, и про войну, и про 80-е! Лажа полная...
Иной художник возьмётся за какую нибудь глобальную эпопею, а на выходе пшик получается, как у Михалкова того же с его "Утомлёнными...".
А ведь не мелкий подмастерье - и работы есть великолепные и роли сыграны замечательные. Но всё в прошлом.
Максим Кантор, художник и писатель, написал глобальное полотно - "Учебник рисования", в котором как раз охватил, наверное, почти всё, что вы пожелали, но как её экранизировать, я не представляю. Там слишком много размышлительного материала, который переложить на видеоряд просто невозможно. Но к чтению я бы вам рекомендовал. Замечательная вещь. В сети скачать можно.
Когда-то Говорухин пытался что-то сказать, хоть и не слишком талантливо, но быстро сдулся и купился. Балабанов был талантлив, но запомнился для большинства отдельными деталями и фразами - верными и емкими, но отдельными.
Высоцкий бы в 2-3х песнях все нарисовал, Шукшин, Солженицин.., но ведь их же нет с нами!
Фильм "Рассказы" Сегала посмотрите, если не видели - довольно умная и смотрибельная вещь.
У Кантора вещь очень специфическая. Его надо читать спокойно, не глотом. Это не блокбастер, это именно глобальное полотно глазами художника. Ниже даю маленькую аннотацию
См. ниже...
А в личку - маленькую выдержку....
Вплоть личных сообщений на сайт писателя с вопросами по судьбам персонажей, типа "Да что же он наделал?! Да как он мог... да как он теперь жить с этим будет..." и всё такое. Девушки особенно разволновались.
А его "Сердце пармы" вообще грандиозный эпос. Читать начинаешь с ленцой и позёвывая, много архаичных и непонятных слов, но потом тебя подхватывает потоком событий и несёт по сюжету потоком.
Ну, короче, не судите, не прочитав.
Девушки тут не при чём. Мужская часть тоже равнодушной не осталось. В "Золоте.." (по жанру, это экшн в стиле "одиссея") он, к примеру так всё разрисовал, что мы с пацанами по сети излазились, нашли все эти камни-бойцы и прочие достопримечательности и уговорились этим летом пройти по местам "боевой славы" героя. На плотах, наверное, не потянем, - все уже немолоды, но катер или вроде того, снимем.
Места - это река Чусовая и окрестности. Как получится, ещё не знаю, ближе к отпуску разберёмся.
А возьмите Голливуд. Практически всё, что там снимается - это сказка и цирк для малолеток. Серьёзного, взрослого кино почти не стало. Да и сами взрослые всё больше становятся малолетками.
А со стороны видно, что разбор сценария, а затем и предпросмотр фильма на худсовете в министерстве - как раз и делали их высоким искусством.
Что было главной идеей советского кино, смешного и грустного - идея совести и добра - как главных общественных ценностей. А российское кино 90-х и 2000-х есть машина дегуманизации.
«Господь помилует Россию и приведёт её путём страданий к великой славе.
Даст Господь полную победу поднявшим оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской.
Но не столько и тут крови прольётся, сколько тогда, когда правая, за Государя ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников, и предаст их в руки правосудия.
Тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут-то ещё больше прежнего крови прольётся, но эта кровь будет последняя, ибо после того Господь благословит люди Своя миром».
(Серафим Саровский, 1832 г.).
Бесы Хотененко шли по телику и чуть-чуть смотрел. Ни чего толком не понял. Роман читал трижды в юношестве, в зрелом возросте и в старости. Каждый раз открывался новый смысл-слой прочтения.
Вечный роман так как "бесовщина" стала повседневной.
Грузия, Украина, Абхазия - всё это действие бесов и не мелких, как в романе Федора Сологуба, а вполне зрелых Гнусиков, описанных Клайв Стейплз Льюис в его "Письма баламута."
Будушее еще ярче проявит и даст примеры таких бесовских характеров.