Выборы в Европарламент: европейская пресса в шоке и предчувствии перемен

 

Итоги выборов в Европейский парламент в западной прессе описываются как «шокирующие», «политическое землетрясение» и т.д. Суть в том, что произошло усиление позиций евроскептиков до заметных величин, это пусть и не формальная победа на выборах (традиционные партии в большинстве стран хотя и понесли заметные потери, но сохранили лидерство в ЕП), но заявление о том, что европейцам в современной Европе стало жить неуютно. И наиболее яркой иллюстрацией меняющейся картины мира стала победа с большим отрывом на выборах во Франции крайне правого «Национального фронта», возглавляемого Марин Ле Пен.

Партия Ле Пен добилась исторического результата: за неё проголосовали более 25% избирателей. Le Monde сообщает также, что Социалистическая партия президента страны Франсуа Олланда получила лишь 14%, а на втором месте во Франции очутилась партия бывшего президента Николя Саркози «Союз за народное движение» с результатом в 21%. Победу «НФ» и итоги выборов премьер-министр Франции Манюэль Вальс назвал «политическим землетрясением» — его слова приводит BBC.

Однако таким образом французы всего лишь выразили своё отношение к политической линии президента страны Франсуа Олланда с его непопулярными социальными реформами, растущим уровнем безработицы, «мультикультурализмом» и законом об однополых браках, принятие которого вызвало волну протестов и возмущения по всей стране.

Со своей стороны, Марин Ле Пен, резюмируя предварительные итоги выборов, заявила об отказе французов от ЕС в нынешнем виде и призвала к строительству новой Европы на основе суверенных наций.

«Результаты голосования свидетельствуют о массовом отказе от ЕС. Европа не может продолжать строиться без людей и даже против людей. Евросоюз должен вернуть то, что у нас было украдено — вернуть людям суверенитет. Нужно строить другую Европу, Европу свободных и суверенных государств, Европу свободного сотрудничества», — сказала журналистам Ле Пен, отметив при этом, что если Германия сегодня является экономическим сердцем Европы, то Франция была и остаётся её политическим сердцем.

«То, что сегодня происходит во Франции, завтра произойдёт во всех европейских странах. Возвращение наций, защита интересов граждан», — сказала лидер «Национального фронта».

Она также призвала президента Франции Франсуа Олланда распустить Национальную ассамблею, поскольку неприемлемо, как она выразилась, чтобы ассамблея совсем перестала представлять интересы французских граждан.

Напомним ещё об одном моменте, иллюстрирующем наметившуюся тенденцию: на выборах в 2009 г. у «НФ» и Ле Пен было всего 6% голосов и три места в Европарламенте, 5 лет спустя — от 22 до 25 мест в новом составе европейского выборного органа. Взгляды французов явно радикально меняются в правую сторону.

Они, французы, безусловно, выступили ярко, однако крайне правые и в Великобритании, где одержала победу Партия независимости страны, выступающая за выход страны из Евросоюза и за ограничение иммиграции из восточноевропейских стран ЕС, также опередила традиционных лидеров прошлых лет: по данным The Guardian, Партии независимости Великобритании достанется примерно 29% голосов (на 12,45% больше, чем на предыдущих выборах), лейбористам — 25% голосов избирателей, а консерваторам — 24%.

Не преподнесла сюрпризов Германия. Там победу одержала партия канцлера Ангелы Меркель — Христианско-демократический союз, получив 35%. На втором месте расположились социал-демократы с 27% голосов, а евроскептики (партия «Альтернатива для Германии», основанная в прошлом году) получили заметный для свежего старта результат — 7%.

В Италии победили левоцентристы из Демократической партии премьер-министра Маттео Ренци — у них 40%. Евроскептики получили 22%, партия Сильвио Берлускони получила 16% — это третий результат. Оппозиционеры также захватили лидерство в Дании и Греции.

В итоге можно сказать, что большинство в Европарламенте (всего 751 место) по-прежнему останется за центристами и проевропейскими партиями, однако их представительство не просто сократилось — оно сократилось, проиллюстрировав чётко наметившуюся во всей Европе тенденцию. Европейцам всё меньше нравится навязываемый им мультикультурализм и пакет либерально-демократических ценностей, парадоксально предполагающий диктатуру меньшинств.

В заключение хотелось бы привести вполне разумные слова главы МИД Великобритании Уильяма Хейга, который по поводу результатов выборов в ЕП заявил, что победа евроскептиков должна стать сигналом для политиков и заставить их задуматься. Как он выразился, Евросоюз непременно должен услышать тех, кто в нём разочаровался.