Государство и контрреволюция.

На модерации Отложенный

ГОСУДАРСТВО И КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ.
Задачи буржуазии в демократической революции.

«Требование и предложение халявы – основа контрреволюции».
Моя главная мысль.

«Вопрос о государстве приобретает в настоящее время
особенную важность и в теоретическом
и в практически-политическом отношениях».
В.И.Ленин.
Первое предложение в книге «Государство и революция».

За сто с лишним лет Россия пережила несколько приливов демократической революции и соответствующих откатов – контрреволюций. В настоящее время она опять беременна очередным потрясением.

Продолжение буржуазно-демократической революции надвигается, и нам, живущим в этой стране, следует к ней подготовиться и провести это, важнейшее в нашей жизни событие, наилучшим образом. Мы должны знать, какие закономерности выявили прошедшие бури, какие уроки можно принять, исследуя исторические события, в том числе – привлекая не только российский опыт. И опираясь на полученные знания – эффективно работать.
Главный вопрос революции – это вопрос о власти. Власть реализуется через государство. Власть и государственная машина нужны не сами по себе, а для обеспечения экономических интересов тех, кто властью обладает. Кто смог удержать государственную власть после революции или контрреволюции – тот и победитель, тот способен, опираясь на государственное принуждение, решить свои экономические проблемы, построить такую жизнь, которая ему требуется.

В революции противоборствуют, сталкиваются три главные силы, защищающие свой образ жизни, свои экономические интересы.

Необходимо подчеркнуть: не будущий образ жизни, который будет после революции, а тот который они уже имеют сейчас и который приходится отстаивать.

Первая сила. Это сила, реализующаяся через действия людей, которых устраивают текущие экономические порядки и которые эти порядки при помощи машины государства защищают. Их лозунги: «Стабильность, порядок, вертикаль власти». «Не надо раскачивать лодку». Под лозунгами первой силы объединяются люди, которые стремятся сохранить старые порядки, образ жизни.

Вторая сила. Второй силой выступают люди, которые создают новые экономические реальности, эффективно работают сами, и обеспечивают перспективной работой других.

Им не нужна революция, но они и их работа не вписываются в интересы людей, отстаивающих старые порядки. В результате, вновь рождающиеся эффективные экономические реальности силой государства давятся, носителей нового преследуют, их стараются уничтожить. Защитники старых порядков справедливо предполагают, что при новых порядках их образ жизни не выживет в открытой конкурентной борьбе, они будут экономически уничтожены. И защищаются, используя все возможности государства в своих интересах.

А возможностей достаточно много: это поддержка «своих, наших», против «новых» экономическими ресурсами государства. Это разорение внеэкономическими методами, уголовные преследования, «эскадроны смерти». Это раскручивание налогового бремени и инфляции, закрытие доступа к информации, учебе, науке и так далее. В результате возникает неразрешимое противостояние коренных интересов двух групп людей.

Рано или поздно, это противостояние вынуждает «новых людей» отвлечься от своего главного дела – экономического развития, и заняться прорывом к государственной власти.

Причина в том, что государственная власть, с одной стороны – используется для уничтожения всего нового, экономически передового. Это безумное уничтожение само должно быть уничтожено. А с другой стороны только государственная машина может создать нормальные условия для новой экономики и обеспечить защиту носителей этой новой экономки. Лозунги революции: «Гарантии и защита частной собственности», «Дешевое правительство».

Третья сила. Это основная масса населения, экономические лузеры, которые не вписаны в экономические отношения текущего времени, и которые не способны создавать новые экономические реальности.

У людей, не способных на экономическую инициативу и не вписанных в узаконенный ограбление, «распил» государственных средств есть две надежды на улучшение своего положения.

Первая – это надежда на то, что созданные новые экономические реальности дадут им возможность лучше работать и лучше жить. Лозунг – «Придут толковые мужики и все наладят». Это реальная надежда на экономическое развитие. «Толковые мужики» это и есть «новые русские», которые делают дело. В силу такой надежды на лучшую жизнь народ поддерживает революцию.

Другая надежда – иллюзорная. Это надежда на «халяву», на то, что смена власти, а не работа, даст им возможность обогатиться. Это надежда на то, что кто-то им «отвалит» хорошую жизнь «за просто так». Лозунг: «Все отнять и поделить». Отсюда, от надежды на «халяву» возникает тенденция к контрреволюции.

Именно природа контрреволюции, успех или неудача действий ее сторонников, являются критическими для темпов развития и судьбы буржуазно-демократической революции. Ключевой вывод: контрреволюция – это не действия и происки свергнутых властей прошлого, а действия самих народных масс, «купившихся» на лозунг «халявы» и стремящихся все «отнять и поделить» в мутной воде межвременья. Именно феномен «халявы», т.е. массовой поддержки контрреволюции со стороны народных масс оказался очень сложным для осознания и понимания.

Взаимодействие трех сил, действующих в революции, их возможности, результаты их борьбы дают различные варианты жизни общества и формы государства.

Вариант первый. Революция проиграла, партия сохранения текущего порядка подавила революционные выступления. Третья сила, партия «халявы» с энтузиазмом добивает побежденных, устраивая погромы и грабя все, что можно. Затем народ возвращается в «стойло», глубока социальная депрессия побежденных и победителей.

Возможность второго и третьего варианта развития революций. Когда революция победила, государственная власть вырвана из рук старой элиты, то возникает возможность или нормального завершения революции, или откат революции победой контрреволюции.

В любом из этих случаев властители старого образа жизни, сторонники проигравшей государственной власти сходят с исторической арены, старые экономические отношения исчезают. Далее о проигравших и их силе, о возможных действиях ее представителей можно говорить только как о пропагандистской иллюзии. Разгромленные представители старых господствующих групп самостоятельно, без государственной машины действовать не могут. Они сходят с исторической арены.

Победившие революционеры, т.е. захватившая государственную власть новая буржуазно-демократическая элита с энтузиазмом отстраивает свои экономические порядки. Все бурлит, перестраивается. Формируются новые или глубоко обновляются старые государственные институты, идет законотворчество. Главная задача: создать благоприятные условия для новых экономических реальностей, защитить их от произвола.

Если революция на этом заканчивается то формируются открытое общества и легитимное государство – дальше идет быстрое экономическое развитие и, в конечном счете, выигрывают все. Буржуазно-демократическая революция на этом заканчиваются: начинается нормальное развитие, нормальная жизнь в новых условиях со всеми ее сложностями и проблемами. Но, и это главное, большими возможностями для разрешения сложностей и проблем за счет таланта и энергии свободных буржуа.

Т.е. дальнейшее развитие общества на основе свободного развития творческой личности уже не требует революционных потрясений: достаточно нормальной социальной инженерии. Но этого достаточно только в том случае, если не происходит контрреволюционного переворота. Он может происходить как в силу внутренних причин, так и в силу поддержки внешних противников открытого общества.

К сожалению, сразу революция побеждает достаточно редко. Как правило, буржуазно-демократическая революция побеждает после нескольких контрреволюционных откатов, только в конечном случае, преодолев несколько поражений. Практически всегда, взяв в руки политическую власть, революционеры тешат себя иллюзиями, предполагают, что революция прошла в интересах всего народа и власть исходит «от народа». Они проявляют удивительное благодушие и даже не подозревают, что этот самый народ уже готов их предать.

Народ же, в лице самых «отмороженных» своих представителей начинает требовать продолжения революции до конца, требовать «экспроприировать экспроприаторов», все-все отнять и переделить. Другими словами, начинается контрреволюция, т.е. готовится ее гибель революции или, вернее, ее откат.

Почему так систематически происходит? После победы революции экономические лузеры с энтузиазмом грабят прежних властителей, присваивая то, что можно и надеются на чудо: все будут жить хорошо и дальше, ничего не делая. Но развиваются новые экономические реальности, государственная власть укрепляется, налаживается стабильность и порядок. И основная масса народа с глубоким разочарование убеждается: чуда нет. Как были лузерами, так лузерами и остались. Оказывается, «пахать надо»! Даром ничего не дают.

«Новые богатые» начинают восприниматься как кость в горле. Упрочение порядка рассматривается как обман, как петля на шее. Наиболее агрессивные представители халявщиков начинают борьбу за государственную власть.

Если основная масса населения достаточно бедна и не имеет реальной собственности, а буржуазно-демократический слой революции тонок и благодушен, то лозунги «халявы» поддерживаются основной массой народа и экономические лузеры прорываются к государственной власти. Это может быть относительно мирным путем, например, через выборы. Или через различные ступени гражданской войны. Революция доходит до своего логического контрреволюционного отката.

Результат: «новые богатые» т.е. вторая сила и их представители идут «под топор» контрреволюции. А за ними «под топор» идут одураченные массы. Делить «халяву» на всех никто из новых властителей не будет, более того – и не собирался.

Начинается новый экономический цикл. Опять идет накопление людей, способных создавать новую экономическую реальность, опять их представители начинают борьбу за прорыв к государственной власти. И так до тех пор, пока буржуазно-демократическая революция не победит окончательно.

Исходя из этого, можно видеть три главных типа государства.

Первый тип. Государство, возникшее в далеком прошлом как бы естественным путем, в котором государственная власть легитимна в глазах людей в силу ее историческое давности, Государственная власть освящена «религиозным ореолом». Царь – помазанник Божий. Для нашего времени можно назвать такое государство первоначальным, стартовым государством. Это государство с феодальными порядками.

Второй тип. Государство открытого общества. Цель революции - создание открытого общества, в котором государство защищает новые экономические реальности всеми возможными способами – от идеологических, до самых жестких силовых.

Не обязательно сразу будет открытое общество, главное - направление развития и движение к нему через экономические свободы.

Важно подчеркнуть, что иллюзии, которые берутся в основу легитимности этого государства, могут быть любые – религиозные, права человека, суверенитет народа, право наций на самоопределение и т.д. Суть одна – государство защищает людей, которые формируют новые экономические отношения, их жизнь, их свободу, их собственность. И за защиту люди оплачивают государство, поддерживают его. Только в этом и единственное – в этом реальная легитимность возникшего в результате революции государства. Все остальное – иллюзии.

Третий тип государства. Контрреволюционное государство. Если революция не реализуется в свободное общество, то побеждает контрреволюция. Возникает контрреволюционное государство, опирающееся на обман халявы и грубую силу. Государство, в котором все становятся рабами. Цикл жизни такого государства связан с уничтожением творческих личностей, способных создавать преобразовывать экономическую реальность и новое накопление таких личностей внутри контрреволюционного государства. При этом, как правило, можно различать несколько периодов: период эйфории от предвкушения и частичной реализации «халявы», затем разборки внутри победившей реакционной элиты, ее взаимное частичное уничтожение, затем подавление всех свобод и депрессивная жизнь народа, украшаемая любыми «достижениями», от космоса до балета, от футбола до показа «Кзькиной матери» внешним врагам. И наконец, когда не удается обустроить внутреннюю жизнь, начинается отвлечение народа на внешнеполитические авантюры. Получив более или менее кровавый укорот от внешних сил, контрреволюция гибнет от напора имманентно вновь развившихся экономических сил. И цикл или повторяется или происходит переход к открытому обществу.

Циклы государства в движении «революция – контрреволюция» ярко видны в историческом развитии человечества. Все народы, пришедшие к открытому обществу, прошли через эти циклы.

А вот тем, кому еще предстоит создать такое открытое общество, придется учиться, принимать уроки истории, долго и упорно работать.

К сожалению, наша история, история России дает классическое и очень жестокое движение по циклу «революция – контрреволюция». И движение это еще не закончилось.

Первая революция 1905 года потерпела поражение, старые порядки были сохранены. Проблемы остались. Началась подготовка к следующему циклу.

Февральская революция 1917 года передает государственную власть в руки представителей свободного общества.

Но их стандартные иллюзии о народе, как источнике власти, стремление все поставить на законную основу в бедной стране привело к тому, что народ «покупается» на халявные призывы псевдо революционеров. Лозунг: «Земля крестьянам, заводы рабочим» и все бесплатно – объективно направлен на уничтожение революции, ее разгром. Причем разгром не царем и царской властью, а партией «халявы», партией контрреволюции.

После октября 1917 контрреволюция прорывается к государственной власти.

Революция оказалась беззащитной перед контрреволюцией. Народные массы, соблазненные халявой, обеспечили победу контрреволюции. Мы получили 70 лет Советской власти, мы получили государство, захваченное контрреволюцией. Контрреволюционный переворот деморализовал людей, сделал их легкой добычей безответственных демагогов. Буржуазия и реальные революционеры пошли «под топор», туда же попала и основная масса населения.

Начался новый цикл восстановления и развития в разоренной и изнасилованной стране.

Условия созрели к середине восьмидесятых. К власти приходят люди, которые начинают борьбу за легализацию новых экономических реальностей. Начинается горбачевская перестройка. Перестройка и стала следующим этапом буржуазно-демократической революции в России.

Группа Горбачева принимает ряд законов, которые обеспечивают мирный переход к буржуазно-демократическим преобразованиям, созданию открытого общества в стране. Фактически именно Горбачев и его сторонники в рамках демократической революции направили силу государства на защиту возникших и бурно развивающихся новых экономических реальностей. Происходят изменения во всех сферах жизни общества. Меняется структура управления, входят в практику демократические механизмы отбора управленческой элиты. В экономике легализуются уже имеющиеся и вводятся новые, легальные рыночные отношения. Решаются самые сложные внешнеполитические проблемы. Страна начинает рывок в будущее.

Если бы группа Горбачева довела свое дело до конца, защитила свое право на государственную власть, и смогла противостоять псевдодемократическим «халявщикам», мы сейчас бы имели нормальное, открытое общество с нормально развивающимися рыночными отношениями.

Опять-таки, к сожалению, страна пошла по другому пути – по пути контрреволюционного отката.

В конце восьмидесятых в революции прошло формирование третьей силы – силы партии халявы. Популисты предложили массам халявные лозунги. И благо бы лозунги были новые. Так нет, предложили народу, под предлогом борьбы с коммунистами, старые халявные коммунистические лозунги: «Заводы - рабочим, землю - крестьянам. И все даром». Единственная замена, когда вместо: «Двигать революцию дальше. Сломить власть буржуев и дворян» переформулировано: «Довести революцию до конца, разгромить партийный аппарат». Плюс требование национальных лидеров - уничтожить союзный государственный аппарат.

И даже я, грешный, самым вульгарным образом «купился» на эту незамысловатую демагогию. И для меня Ельцин, Гайдар, Руцкой, Хасбулатов, националисты всех мастей и оттенков были «рррреволюционерами и демократами», которые боролись на свободу и волю, за построение капитализма в стране.

На деле эти лузеры увидели, что люди, т.е. группа Горбачева и ее реальные сторонники, те, кто создавали новые экономические реальности, формируют настоящую демократическую страну. И начали самую ожесточенную борьбу против открытого общества в СССР. Их активно поддерживали такие же «псевдодемократы» в республиках. Опереточный августовский путч, как и выступления опереточных генералов-контрреволюционеров против февральской революции в 1917 году, ускорил развязку. Контрреволюция победила.

А все, что было дальше – это уже следствие победы халявных контрреволюционеров и возникновения в России и других странах СНГ контрреволюционных государств.

Опять обман крестьян, пожелавших получить бесплатно землю. Опять обман тех же рабочих в приватизации заводов и фабрик. Агрессивные войны, бессовестные выборы, грабеж бюджета, откаты и так далее. И самое главное – «под топор» ушли практически все, кто мог и реально создавал новые экономические реальности, как в России, так и в большинстве новых стран.

Кто погиб в бандитских наездах, когда государство не защищало своих кормильцев. Кто был посажен в тюрьму и там сгинул, когда дорвавшиеся до государственной власти лузеры, отбирали бизнесы и собственность. В лучшем случае, кто-то смог как встарь, на новом «Философском теплоходе» уйти за границу и сейчас там, в чужих, но ставших родными землях, поднимает науку и экономику.

Основная же часть «новых русских» была деморализована, затаилась в неподконтрольном государству мелком сером бизнесе или в тени государственной службы.

Одновременно и население, поддержавшее халяву, пошло «под топор» наркомании, алкоголя, криминальных разборок, тюрем, кровавых конфликтов и службы в сумасшедшей агрессивной призывной армии.

Начался следующий цикл подготовки демократической революции. Опять, не смотря на давление, поднимаются «новые» предприниматели, опять готовятся силы, которые возьмут государственную власть и постараются обеспечить нормальные условия для передовых экономических реальностей.

Выводы из сказанного:

1. Революция, т.е. приход к государственной власти «новых» людей может осуществляться в самой неожиданной и непривычной форме. Это может быть добровольная отставка высшего политического руководства страны в процессе «Круглых столов» в обмен на обеспечения безопасности бывших лидеров. Это может произойти в виде прихода к власти людей с другой идеологией внутри правящего лагеря в результате интриг и подковерной борьбы. Это может быть результатом массовых демонстраций, цветной революции или кампаний гражданского неповиновения. Это может быть результатом государственного переворота. Это может быть результатом гражданской войны. Не важно, как это может быть. Важно, что пришедшие к государственной власти революционеры освобождают экономическую инициативу людей, решительно защищают предпринимателей и их бизнес.

2. Главной задачей революционной власти является защита новых экономических реалий. А это значит - защита предпринимателей, их жизней, жизни их семей, их собственности, их бизнеса от всех возможных угроз, кроме угроз, формируемых рыночной конкуренцией. Защищать придется всеми формами и методами, какие только наработало человечество. Никакие колебания и сомнения в этой защите недопустимы. Любые отступления есть предательство революции. Если эта ключевая задача выполняется, решаются и остальные, даже самые тяжелые проблемы.

3. Легитимность, законность государства обусловлено только и исключительно эффективной защитой новых экономических реальностей. Защитой экономической элиты народа, предпринимателей, тех, кто действительно совершенствует жизнь общества, развивает экономический потенциал, делают страну конкурентоспособной в мире. Надо отбросить иллюзию, что государство после революции получает легитимность, свою законность и признание от каких-то внешних источников, будь то воля народа или народные выборы, уважение других государств или мирового сообщества, божье провиденье или грубая сила революционной целесообразности, ну и так далее, по списку. Все это обман. Честно то, что улучшает жизнь, бережет народ. А это могут сделать только таланты в своем свободном развитии.

3. Любая форма халявных предложений и требований «отнять и разделить» является формой контрреволюции и должна подавляться конкретно и жестко. Если халявные лозунги в очередной раз позволят контрреволюции перехватить государственную власть, мы получим в очередной раз победу контрреволюции и контрреволюционное государство со всеми вытекающими отсюда кошмарными, чудовищными последствиям для страны. Особо следует иметь ввиду, что «халявные» требования, ведущие к контрреволюции, эффективно подстраиваются под желания масс и могут принимать неожиданные и сверх рррреволюционные формы и предложения. Но суть одна – халява: «Отнять и разделить».

4. Революции приходится, и революция должна противостоять контрреволюции. Но победить в таком противостоянии революция может только опираясь на защиту государством реальной частной собственности и ее собственников, опираясь на поддержку тех, кого государство защищает.

5. Когда массы колеблются – что им ближе: реальная собственность, которую можно потерять, или перспектива халявы, революционерам необходимо своими активными действиями склонить чашу весов в сторону революции. И история других стран дает богатый опыт таких действий. Хотя этот опыт и не всегда легок в применении, и даже далеко не всегда. Но дело того стоит.