Газпром не ожидал такого от своего стратегического партнера

Независимая газета в публикациях http://www.ng.ru/world/2014-05-21/1_china.html и http://www.ng.ru/world/2014-05-21/8_china2.html пишет, что неподписание стратегического соглашения об экспорте газа в Китае оказалось сильным ударом для "Газпрома", но разногласия оказались слишком серьезными.

Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин договорились в Шанхае, что совместно будут укреплять сотрудничество практически во всех областях, в том числе в рамках важнейших международных организаций.

Переговоры, в которых участвовали также министры обеих стран, касались укрепления взаимодействия практически во всех областях, в первую очередь политической, экономической и военной. В составе российской делегации руководители 46 российских корпораций, в том числе глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор «Роснефти» Игорь Сечин. У них состоялись переговоры и встречи с руководителями китайских фирм-партнеров.

По словам Путина, состоялся обстоятельный обмен мнениями по международной повестке дня. «Позиции России и Китая во многом совпадают, – сказал президент. – У нас общие приоритеты и в глобальном, и в региональном масштабе. Договорились теснее координировать наши внешнеполитические шаги, в том числе в рамках ООН, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, АТЭС и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии».

Переговоры Миллера в штаб-квартире Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) должны были завершиться заключением долгосрочного контракта о поставках российского природного газа в Китай. Длительный характер переговоров по этой теме – свыше восьми лет – связан с вопросами подбора подходящего месторождения и маршрута доставки газа, а также цены на него. Согласно информации из экспертных кругов, близких к российской компании, на данный момент стороны сделали выбор относительно наиболее приоритетного направления поставок. Газ из месторождений на Дальнем Востоке России должен поставляться по трубопроводу в районы Северо-Восточного и Северного Китая. Это первая очередь намеченной общей схемы. По этому маршруту в Китай ежегодно в течение 30 лет должно поставляться по 38 млрд куб. м газа ежегодно. После подписания контракта китайская компания будет готова приступить к переговорам о поставках газа по западному маршруту – по 30 млрд куб. м ежегодно.

Однако камнем преткновения стал ценовой вопрос. Китайская сторона настаивала на цене, приемлемой для населения и промышленности КНР. Она, по некоторым данным, ниже цены поставок российского газа в Европу. При этом представители китайской компании ссылались на низкую стоимость каменного угля, используемого сейчас в регионе. Российской стороне предложенные условия невыгодны, так как для освоения месторождения и прокладки газопровода требуются колоссальные инвестиции.

По словам экспертов, недостаточно обоснованны и ссылки китайской стороны на цену угля. Ведь именно уголь, составляющий 80% энергоносителей, используемых в Северном и Северо-Восточном Китае, является главным источником загрязнения региона.

Он в значительной степени является причиной того, что крупные города в этой части страны, включая Пекин, периодически буквально задыхаются от дыма. В этой связи долгосрочные поставки газа стали бы подлинным спасением для населения этого промышленно развитого региона.

Неподписание стратегического газового соглашения об экспорте газа в Китай, которое готовилось почти десять лет, оказалось сильным ударом для «Газпрома». Только за вчерашний день акции концерна на торгах Московской биржи потеряли более 2%.

Компромисс «Газпрома» и китайской СNPC по цене поставок российского газа в КНР оценивается в 75 млрд долл., сообщил замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Этот разрыв наши чиновники готовы были сократить за счет бюджета – то есть за счет всего населения России. Президент России Владимир Путин предложил обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по будущему контракту в Китай. Китайская сторона заявила о готовности отменить импортные пошлины на газ из России, сообщил по итогам переговоров глава «Роснефти» Игорь Сечин.

«Речь идет о месторождениях, которые будут источником для поставки газа на китайский рынок. Это очень разумное и цельное предложение, которое может стать основой для достижения компромисса. Но компромисс всегда возможен, когда обе стороны идут на уступки», – сказал Сечин журналистам. По его словам, «они (китайская сторона) готовы отменить импортные пошлины на российский газ. И это тоже движение навстречу».

«Я надеюсь, что контракт будет подписан. Это стратегическое направление сотрудничества в энергетике, и, конечно, важно соблюсти баланс интересов для всех сторон, – сказал Сечин. – Сегодня президент В. Путин сделал очень интересное предложение, которым можно воспользоваться – по поводу возможного обнуления НДПИ. Я думаю, что это будет обусловлено сроками. Предполагаю, что китайская сторона могла бы сделать встречное предложение по поводу участия «Газпрома» в распределительных сетях на рынке КНР с возможным выходом на потребителей».

По словам Сечина, газовый контракт с Китаем «давно назрел». «То, что сегодня президент страны лично занялся этим вопросом, говорит о том, что мы близки к окончательной договоренности, и я желаю успехов «Газпрому» и CNNC», – сказал глава «Роснефти».

Между тем независимые эксперты отмечают наличие очень серьезных противоречий. «Сначала китайцы настаивали на прямом вхождении в проекты разведки и добычи на территории России с правом частичного экспорта добытого газа. «Газпром» на это не согласился – тем более что его экспортная монополия закреплена законом.

Не пошла CNPC и навстречу просьбе «Газпрома» предоставить авансовый платеж, который позволил бы провести необходимые работы по организации добычи и поставок газа. Со своей стороны китайцы предлагали построить газопровод «Сила Сибири» собственными силами, а не снабжать «Газпром» деньгами – тем более что, по некоторым данным, стоимость этого газпровода превышает 45 млрд долларов», – объясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. На это российская сторона также не согласилась. «Китайцам фактически предлагалось финансировать неконтролируемые расходы «Газпрома» взамен на обещания поставлять значительные объемы газа – но только в отдаленном будущем. Пекин это, естественно, не устроило», – отмечает Крутихин.

Если не считать неудачи с газовым контрактом, в целом местные обозреватели оценивают состоявшиеся переговоры как успешные. Как отметил в своем комментарии обозреватель китайской телекомпании ССTV Хань Пин, Шанхайский саммит «способствовал взаимопониманию между Россией и Китаем и их взаимодействию, особенно в вопросах международной безопасности». Вопрос же торговли газом на этом фоне является исключением.

По информации источника «НГ», Стороны согласились продолжить переговоры.