Простой русский гений

На модерации Отложенный

ПРОСТОЙ  РУССКИЙ  ГЕНИЙ

При чем же здесь водяра? Дрожь в руках
Бывает от бездомности души,
От вдохновенности, недоеданья, гнева
И утомленья сердца,
Роковых предчувствий.
От гибельных страстей, алканной встречи
И от любви к отчизне, наконец

 В русской литературе и до него было много путешественников. И Радищев со своим переломным «Путешествием из Петербурга в Москву» и внимательный к деталям Карамзин с «Записками русского путешественника». Потом был уютный Пришвин, с его странствиями, а сегодня нас радует  просветлённый писатель Пелевин, несущийся на «Желтой стреле» прямо в центр буддийской пустотности.

И совсем не повезло писателю Ерофееву, тому, который Виктор...То есть, ему повезло во всём, кроме одного досадного недоразумения – такого излишне одарённого однофамильца. Хоть тот и потратил свою жизнь не так разумно, как это делает Виктор Владимирович, но его талант и спустя десятилетия     И не совсем повезло писателю Ерофееву, тому, который Виктор.  после смерти бросает тень на произведения тёзки. Недаром, ныне здравствующий писатель Ерофеев до сих пор довольно болезненно реагирует на любое упоминание о Венедикте, и с ходу отметает все возможные сравнения в их текстах. Хотя, думаю, комплексу уже пора пройти. Виктор Ерофеев давно доказал собственную творческую состоятельность и вполне успешно вписался в новую литературу.

Ну а Венедикт Васильевич давно уже вне времени, и возможно, продолжает своё незаконченное путешествие в Петушки, но уже по другой орбите.Может на Млечном Пути и существует своя железная дорога, безусловно, кольцевая. Ведь недаром он и пришёл в этот мир именно в семье железнодорожника. Родители служили при Октябрьской (!) железной дороге. Да и родился Венедикт в октябре. «Весы» уже замерли в равновесии, уступая место «Стрельцу». Вспомним его изображение. Ведь он натягивает лук и направляет его вверх. Стрела летит к вечным звёздам. А назначение стрелы, как мы уже знаем, тоже указывать Путь, направлять неизбежное движение каждого существа. Да и сам октябрь, – месяц падающих листьев и направления природы к завершению ещё одного вечного цикла. Так, и родившиеся в этот период люди, часто любят, как говорила замечательная Тэффи, «бродить». Вот так Венедикт Ерофеев и бродил все свои сорок шесть недолгих лет.

Называли это произведение («Москва-Петушки») по-разному. Сам автор считал его поэмой. Первые типографские, а не «самиздатовские» издания, предпочитали называть его «романом-анекдотом». А на одном из тиражей с обложки даже смотрел весёлый алкоголик, делающий рукой с полным стаканом приглашающий жест читателю. Куда он приглашал? Составить вечную русскую «троицу» или в страшноватые глубины нашего общего подсознания. И ни туда, ни туда ведь без стакана не примут..

Если не углубляться в метафизику, то перед нами просто путевые заметки, очерк, можно сказать, в котором колоссальное количество строк уделено личным впечатлениям автора.

А остальное, лишь фон для его размышлений. Действительно, как это похоже на большинство из нас. Искать одно, и вечно находить другое. Как часто, стремясь к одному, мы выбираем такую отправную точку для начала путешествия, которая заведомо надолго, если вообще не навсегда отведёт, отдалит от изначальной цели. Просто от душевной лени, или страха перед достижением таких желанных замыслов?  Это у кого как. А про то, что мы до сих пор не знаем, что делать со сбывшимися мечтами, видит весь мир. И началось это не сегодня, и не талант Вен. Ерофеева первым поведал об этой вечной смуте в русских душах. Просто он первый, и уже видимо, единственный сумел так гениально и отчётливо донести до всех одну простую мысль:

"Надо читать потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна - всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй" Что можно к этому добавить? Хотя, если бы аннотацию к изданию писали сегодня, то наверняка, обозвали бы «бытовой прозой», а в краткое содержание включили весь перечень употреблённых в ходе действия алкогольных напитков, для привлечения клиентов, простите, читателей.

А перед нами просто кусочек жизни человека. Такая вот жизнь, такие перегоны. Начало пути – вокзал. Сам путь – поезд. А всё остальное, вагон в нём, ресторан, пассажиры, только молекулы гигантского организма или шестерёнки вечного двигателя. Кому как нравится. Ну и неизбежно наступит конец, и не тот, которого ждёшь. Вместо собственной земли обетованной – мучительная смерть. И всё сначала. Не нам останавливать колесо сансары.

И здесь совсем не важно вероисповедание героя, путь бесконечен для всех.

Ну а сущность последующих путешествий от их направлений не изменится, ведь уже сказано ему:

"Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево - я тебя не принуждаю ни к чему".

И как старозаветных паломников, она тоже ведёт скитальца к свету истины. Которая проста.Добраться туда, где ждут. Где примут «даже без гостинцев».

 

 

 

 

 

.