Митрополит Галицкий верующим Галиции
На модерации
Отложенный
Послание Шептицкого
Владимир Беляев «Ночные птицы» Москва 1965 г.
Генерал во Христе и действовал по-генеральски!
21 августа 1914 года, когда уже грохотали пушки на фронтах первой мировой войны и тысячи жен и детей теряли своих мужей и отцов, одетых в солдатские шинели, Шептицкий обращается к верующим с таким циничным посланием:
«Тяжелые минуты переживает сейчас Австро-Венгерская монархия. Лютый враг, наш сосед, навязался, чтобы подкопать нашу дорогую отчизну в самых ее основах. С помощью измены и сеянием раздора между верноподданными скипетра наймилостивейшего нашего императора и господина он довел дело до того, что седоглавый наш самый доброжелательный монарх, который горячо желал добра для своих народов и желал, чтобы благополучие провести в мире, был, однако, вынужден обратиться к оружию, призвать всех ему подчиненных под свой скипетр, дабы они стали мужественно на защиту наисвятейших и самых высоких имений чести и славы Австро-Венгерской монархии. Этот призыв нашел в сердцах верующих самый горячий отзыв. Все народы почувствовали боль за своего отца и господина императора. Все они с проявлением самой горячей любви, самой сильной привязанности и преданности вставали в ряды. А между ними и наш русский народ (то есть, галичане А.Д.) поступил так же, став плечо к плечу между всеми, и гордится этим.
Наши братья едиными устами возносят клич: «За императора нашего Франца-Иосифа и его династию, за отечество мы рады пожертвовать добром нашим и кровью!» Митрополит ординариат берет на себя благородную обязанность в том, что будет призывать верующих к горячей молитве. Всем священникам поэтому следует объявить верующим и отслужить торжественную службу за самое успешное действие нашего оружия в настоящей войне. На эту торжественную службу следует пригласить власти и школы, чтобы все вместе вознесли горячие молитвы за благо и долгоденствие нашего святейшего цесаря и господина и за хорошие успехи нашего дорогого отечества Австро-Венгерской монархии. После службы следует пропеть две строфы народного гимна»1.
Так повел себя митрополит и граф Андрей Шептицкий в дни войны, когда лилась кровь убиваемых во славу императора мирных людей.
Он, исповедующий заповедь «не убий», этим своим посланием призывал убивать. Всем авторитетом церковного престола и иезуитским словоблудием он приумножал число смертей. И разве можно себе представить более угодническое послание высшего иерарха церкви, того самого, который спустя два десятилетия будет так же обелять и благословлять пришествие кровавого Гитлера?
В послании Андрея Шептицкого к верующим от 21 августа 1914 года явно выражены его ненависть к России, угодническая верность австрийскому, католическому престолу династии Габсбургов и как бы невзначай было обронено подлое слово «измена», с помощью которой якобы русские (лютый враг, сосед - А. Д.) пытаются установить свое владычество в Галиции. Этим подлым, гадким словом, вырвавшимся из уст католического иерарха, несомненно была умышленно брошена тень на всякого западного украинца, который не сочувствовал захватнической политике Габсбургов, питал симпатии к России и не хотел стрелять в своих зазбручанских единокровных братьев, одетых по мобилизации в солдатские шинели. Разве не понимал Шептицкий, что и они, солдаты русской армии, без всякой охоты пошли на войну и не хотят умирать за чужие интересы? Конечно, понимал! Но, понимая, ратуя за победу австрийского оружия, он призывал убивать их и искать изменников среди своих подданных, которые не хотели этого делать. Его послание было психологической подготовкой и оправданием тех зверств, которые чинила австро-венгерская контрразведка.
После отхода русской армии из Галиции летом 1915 года австрийские власти жестоко расправились со всеми заподозренными в симпатиях к русским. Было повешено и расстреляно свыше шестидесяти тысяч галичан! Многие тысячи жителей Галиции были сосланы в концентрационный лагерь Талергоф, расположенный близ Граца, на месте нынешнего аэродрома. Жестокости, творимые австрийскими жандармами в этом лагере, были столь чудовищны, а количество погибших за его колючей проволокой было столь велико, что, когда я, побывав осенью 1963 года в Граце, попросил старожилов этого города показать, где был лагерь Талергоф, они, стыдливо потупив глаза, постеснялись быть гидами на этом месте пыток. И все это освящал и покрывал авторитет верного слуги Габсбургов Андрея Шептицкого!
_________________________
1 ЦГИАЛ, ф. 821, оп. 150, д. 672, л. 10—11. Пасторское послание митрополита Шептицкого от 30 августа 1914 года.(Нов. стиль)
Комментарии
Во-вторых. Главное здесь выделено жирным шрифтом: митрополит Львовский обращается к русскому народу Галиции!
Куда он делся? И это в 1914 году.....
2) Кем были для греко-католиков Галиччины православные русские и не- русские солдаты Царя ? Возможно, что иноверцами.
3) История показывает, что Церковь почти всегда безоговорочно поддерживает в войне своё правительство. И находит для этого нужные слова. Вряд ли митрополит Шептицкий был одиноким в этом занятии.
4) Если он называл галичан русскими, то спорить о словах не приходится. У каждого времени свои словесные маркёры. Когда в 1680-х годах в Москве открывали церковную академию, то её назвали Славяно-Греко-Латинской. Хотя под первым словом понимали не славян вообще, а народ Московского государства.