Майские прогулки по Петербургу.

На модерации Отложенный

Часть первая. Дворец.

 В майские выходные грех сидеть дома! И мы с сыном отправились на прогулку по Петербургу. День был холодный и пасмурный, а в конце мы и вовсе попали под снежную завирюху. Но разве это может омрачить радость от очередной встречи с прекрасным городом!
  Поначалу направили стопы на выставку "Актуальный рисунок", открывшуюся 30 апреля в Мраморном дворце. Но о самой выставке я расскажу чуть позже, сначала - о самом дворце.
 Мраморный дворец стал первым петербургским зданием,  облицованным природным камнем. Нижнюю часть фасада дворца облицевали гранитом, а вместо штукатурки, по предложению архитектора, для облицовки стен внутренних помещений  было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название. Кстати, первое время здание называли "Каменным домом у Почтовой пристани". Так как поначалу там, где сейчас находится Мраморный дворец, был Питейный дом, который в 1714 году был перестроен в Почтовый дом с пристанью. Это было двухэтажное деревянное здание, на втором этаже которого Пётр проводил торжественные мероприятия и ассамблеи.
   Позже на месте Почтового двора  был построен Манеж, который однажды сгорел. На освободившемся месте и был возведён дворец.По одной из легенд, императрица Екатерина сама нарисовала план дворца и показала его архитектору Антонио Ринальди.Естественно, архитектор высоко оценил работу Матушки и тут же получил разрешение на строительство.
  Екатерина II подарила будущий дворец своему фавориту графу Орлову за содействие в событиях 1762 года, благодаря которым она заняла престол. Граф отблагодарил её огромным бриллиантом в 189,62 карата.Сейчас этот бриллиант известен под названием "Орлов".
 Здание строилось с 10 октября 1769 года до 1785 года. Незадолго до окончания строительства граф умер,  Екатерина выкупила дом у его наследников и подарила своему шестилетнему внуку - великому князю Константину Павловичу.

 Более  10 лет здание пустовало. Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца: Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.
  Дом на Дворцовой набережной принадлежал еще двум Константинам - второму сыну Николая I, Константину Николаевичу ( стороннику реформ 1860-1870 годов. В общественной жизни даже возникло выражение "партия Мраморного дворца")  и его внуку Константину Константиновичу, президенту Российской Академии наук и известному поэту Серебряного века, писавшему под псевдонимом "К.Р." Мраморный дворец даже называли Константиновским, несмотря на то, что в Стрельне уже был дворец с таким именем

Так выглядит дворец с Невы. Внутренний двор его ограждает решётка, очень похожая на решётку Летнего сада.

А перед фасадом высится  памятник Александру Третьему работы Паоло Трубецкого.

Тут есть своя история.

Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева. Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал. В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, похожий на тот, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года.



В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей. На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял ленинский броневик.
Первоначально, с  1909  по 1937 годы, монумент находился на (Знаменской площади) пл.Восстания.
В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время Великой Отечественной войны едва не был разрушен.

По замыслу Ринальди, особенностью архитектурного решения Парадной лестницы должна была стать ее художественная отделка – как продолжение каменной отделки, начатой на фасадах здания. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется желанием Екатерины II придать парадным покоям мужественный и строгий облик, указав на принадлежность его хозяина к сильной половине человечества. Парадная лестница украшена статуями Утро, День, Вечер и Ночь,  символизирующие детство, юность, зрелость, старость. На площадке от второго этажа до третьего — скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

А вот и портрет самого А. Ринальди

Красивейшее помещение дома - Мраморный зал - сейчас на реконструкции. Но от дверей, перегороженных шнуром, всё-таки можно увидеть его. Полюбуйтесь!

И отдельно- плафон на потолке

Часть вторая - выставка - последует незамедлительно.