
110 лет назад родился один из самых загадочных разведчиков Второй мировой войны, «шпион всех времен и народов», легендарный Леопольд (Лео) Треппер. Агентурная сеть, основу которой он создал, опутала в годы Второй мировой войны всю Европу.
В гестапо ее назовут «Красной капеллой». Продолжая эту метафору, многочисленные радисты шпионской сети станут называть себя пианистами, а своего шефа — капельмейстером.
Треппер родился 23 февраля 1904 года в польском городке Новы-Тарг, недалеко от Кракова, в бедной многодетной еврейской семье. Во время Первой мировой войны к местечку, где жила семья Трепперов, подошли русские войска, и пронесся слух, что могут начаться еврейские погромы. Спасаясь от угрозы погромов, семейство бежало из местечка в Вену. Отсюда Треппер в 1925 году переехал в Палестину, где принимал участие в строительстве первых киббуцев и стал активным деятелем коммунистической партии.
Через несколько лет партийное руководство направило его вместе с женой в Париж, где он тесно сотрудничал с французскими коммунистами. В начале 30-х партия решила, что Трепперу, имевшему большой практический опыт революционной работы, не хватает теоретической подготовки. Он был направлен на учебу в Москву, где окончил факультет журналистики Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, а затем работал в редакции московской газеты «Дер Эмес», издававшейся на идиш.
В 1937 году судьба Лео Треппера резко изменилась. Его пригласил к себе тогдашний начальник разведывательного управления Красной армии (ГРУ) Ян Берзин и поделился с ним своим пониманием международной обстановки, обусловленной возрастающей агрессивностью германского национал-социализма. Несмотря на то что Сталин в то время всячески заигрывал с гитлеровской Германией и даже приказал свернуть разведывательную деятельность на ее территории, Берзин понимал, что война с фашизмом неизбежна. Он предложил Трепперу приступить к созданию разведывательной сети в граничащих с Германией государствах — Бельгии, Голландии, Франции. Идея состояла в том, чтобы к началу войны с Германией располагать готовыми каналами получения необходимой развединформации. Треппер согласился.
Подготовка операции заняла несколько месяцев. В начале 1938 года Треппер появился в Брюсселе с документами на имя канадского бизнесмена из Квебека: выдавать себя за интуриста ему помогло идеальное знание французского языка. Так началась крупнейшая авантюра московского супершпиона. Агентурная сеть, основу которой он создаст, опутает в годы Второй мировой войны всю Европу.
Треппер имел полномочия самостоятельно подбирать агентов для разведсети. Неудивительно, что среди разведчиков было довольно много евреев (всего 66 из 290), в том числе его друзья по работе в Палестине и Франции (Г. Кац, Софи Познанска, Д. Ками и др.). Сеть насчитывала более 600 шпионов и заслуженно называлась «оркестром»: свои шифрованные сообщения разведчики посылали в Москву через радиоэфир, пятизначными группами сигналов. Выступления «оркестрантов» шли из Парижа, Брюсселя и даже из самой нацистской Германии. Разгадать их шифр не удавалось лучшим контрразведчикам гестапо.
Между тем подопечные Треппера посылали сведения о строительных и фортификационных работах на оккупированных территориях, возводящихся на германо-советской границе укреплениях, перемещениях немецких войск, а также о заказах на оружие и боеприпасы, сроках их изготовления и пунктах отправки. В конце концов фашистам удалось запеленговать один из передатчиков, и в «Красном оркестре» начались аресты.
В мае 1941 года, за месяц до вторжения гитлеровцев на территорию СССР, Леопольд Треппер передал в Москву сведения о массированной переброске немецких войск к северной и западной границам Советского Союза, а в июне сообщил точную дату нападения нацистской Германии. Однако Сталин не доверял этим сведениям (как и донесениям других советских агентов), считая их английской дезинформацией. С началом военных действий на советско-германском фронте данные, добытые «Красной капеллой», сыграли важную роль в выработке стратегии и тактики советских войск в первый год войны.
В ноябре 1942-го Треппер был арестован в Париже немецкой контрразведкой и гестапо, пытавшимися перевербовать его для участия в сложной дезинформационной операции, в которой он должен был продолжать передавать информацию под контролем немцев (операция получила название «Большая игра»). В период заключения Треппер ухитрился составить и передать в Москву через ЦК французской компартии детальный отчет о провалах разведывательной сети и о том, что в результате предательства немецкая контрразведка в течение нескольких месяцев ведет на бывших подпольных радиостанциях передачи, направленные в советский разведывательный центр.
Чтобы сорвать операцию, грозившую распространиться на советскую разведсеть в Швейцарии и Италии, Треппер согласился работать на немцев: позже он получил разрешение на это из Москвы, которая после его доклада начала вести радиоигру с гестапо в своих интересах. Узнав об аресте связного ФКП и опасаясь, что немцы узнают о переданном в центр отчете, Треппер в сентябре 1943-го совершил побег из гестапо и скрывался в Париже и его пригородах до освобождения Франции от оккупации.
В 1944 году Треппер с группой активистов французского Сопротивления участвовал в боях против отступавших гитлеровцев. Неофициальный титул Треппера «разведчик номер один» признан спецслужбами всего мира. Из полутора тысяч шифровок, отправленных его «Красной капеллой», гестапо смогло расшифровать лишь двести.
В начале 1945 года Треппера вызвали в Москву и арестовали. В ходе интенсивных допросов из него старались выбить признание в предательстве, а также обвинили в том, что он «окружил себя евреями». В январе 1947-го Треппер был приговорен к 15 годам «строгой изоляции», в январе 1952-го срок был сокращен до 10 лет. В мае 1954 года дело Треппера было пересмотрено военной коллегией Верховного суда СССР, и он был освобожден «за отсутствием состава преступления».
В 1955–1956 годах Леопольд Треппер четырежды обращался к Хрущеву с планом возрождения еврейской культурной жизни в Советском Союзе. Вскоре «надоедливому» еврею разрешили выехать в Польшу. В Варшаве Треппер, получивший псевдоним Лейб Домб, возглавил единственное в странах соцлагеря еврейское издательство «Идиш бух», а затем был избран председателем находившегося под контролем властей Еврейского культурно-общественного объединения (Идишер култур-гезелшафтлехэр фарбанд). В его ведении находились издательство, газета, литературно-общественный еженедельник, Еврейский государственный театр, Институт истории евреев, Союз потребительской кооперации и молодежные клубы в 39 городах.
Возглавляемое Треппером издательство «Идиш бух» за время его работы выпустило более 200 книг на идиш — в основном это были произведения, посвященные Холокосту в странах Восточной Европы, а также истории польских евреев XVII-XX веков.
Однако относительно свободная еврейская жизнь продолжалась в послевоенной Польше недолго. В 1968 году во время антисемитской кампании, развернутой с подачи тогдашнего лидера страны Владислава Гомулки, Треппер подал в отставку с поста председателя объединения (все члены правления, кроме двух, последовали его примеру).
С августа 1970 года Треппер неоднократно подавал заявления с просьбой о выезде в Израиль, куда уже уехала часть его семьи, но постоянно получал отказ. Такое отношение польского правительства (связанное, вероятно, с нажимом советских властей) вызвало в 1971–1972 годах массовые протесты мировой общественности. В конце 1973 года Треппер все же был выпущен для лечения на Запад и в 1974-м прибыл в Израиль, где с первого дня начал работу над рукописью книги «Большая игра. Воспоминания советского разведчика». Она была издана в 1975 году в Париже, затем еще в 15 странах на 17 языках, но только не в Советском Союзе и не на русском языке. Рассказать историю разведчиков из «Красной капеллы» и их легендарного «капельмейстера» в СССР стало возможным лишь в 1990 году, в условиях гласности.
Леопольд Треппер скончался в Израиле 19 января 1982 года и был с почестями похоронен на военном кладбище в Иерусалиме.
Комментарии
Леопольд Треппер, его жена и их ребенок Эдди
делать. Сталин потребовал от Голикова так построить работу советской во-
енной разведки, чтобы в любой момент знать, действительно ли Гитлер го-
товится к войне или просто блефует. Голиков доложил, что такие меры он
принял. ГРУ внимательно следит за целым рядом аспектов военных приготов-
лений Германии, по которым ГРУ точно определит момент, когда приготовле-
ния к вторжению начнутся. Пока никаких приготовлений нет. Сталин потре-
бовал объяснить, насколько точно Голиков может это знать. Голиков отве-
тил, что может это сообщить только одному Сталину лично и никому больше.
Впоследствии Голиков регулярно докладывал Сталину лично, сообщая каж-
дый раз о том, что подготовка к вторжению пока не началась.
грандиозной концентрации германских войск на советских границах, об ог-
ромных запасах боеприпасов, о перегруппировке германской авиации, о гер-
манских перебежчиках и о многом-многом другом. Голикову были известны
номера почти всех германских дивизий, имена их командиров, места их рас-
положения. Было известно очень многое, включая название операции "Барба-
росса", время ее начала и многие важнейшие секреты. После этого Голиков
доложил, что подготовка к вторжению пока не начиналась, а без подготовки
начинать войну невозможно. На заседании Политбюро Голикову был задан
вопрос, ручается ли он за свои слова. Голиков ответил, что отвечает го-
ловой за свою информацию и если он ошибся, то Политбюро вправе сделать с
ним именно то, что было сделано со всеми его предшественниками.
Через 10-12 часов после этого началась операция "Барбаросса". Что же
сделал Сталин с Голиковым? Не бойтесь, ничего плохого. Уже 8 июля Сталин
доверяет Голикову поездку в Великобританию и США и лично его инструкти-
рует.
1943 году Сталин назначает Голикова на важнейший пост заместителя нарко-
ма обороны (т. е. заместитель Сталина) по кадрам. К деликатному вопросу
подбора и расстановки кадров Сталин допускал только самых проверенных
людей. Берия, к примеру, не допускал.
Далее Голиков уже после смерти Сталина поднимается еще выше и стано-
вится Маршалом Советского Союза.
Понятно, что в своих мемуарах он ни слова не говорит о том, как он
контролировал приготовления Германии к войне, как остался жив, почему
после "Барбароссы" так стремительно пошел вверх.
Если вспомнить судьбу всех его предшественников, при которых не слу-
чилось ничего, подобного германскому вторжению, и сравнить их судьбы с
судьбой Голикова, то недоумению не хватит границ.
для себя ответ. Затем, работая в центральном аппарате ГРУ, я нашел подт-
верждения найденному мной ответу.
Голиков докладывал Сталину, что Гитлер не готовится к войне против
Советского Союза. Оказывается, Голиков докладывал Сталину правду. Гитлер
действительно к войне против Советского Союза не готовился.
Голиков знал, что Сталин документам не верит (Голиков тоже не верил),
поэтому, считал Голиков, надо найти какие-то ключевые индикаторы, кото-
рые безошибочно покажут момент начала приготовлений Гитлера к войне про-
тив Советского Союза. Голиков такие индикаторы нашел. Всем резидентам
ГРУ в Европе было приказано следить за баранами, внедрить свою агентуру
во все ключевые организации, прямо или косвенно связанные с "бараньей
проблемой". В течение нескольких месяцев были собраны и тщательно обра-
ботаны сведения о количестве баранов в Европе, об основных центрах их
выращивания, о скотобойных центрах. Голиков дважды в день получал сведе-
ния о ценах на баранье мясо в Европе.
тряпками и промасленной бумагой, которую солдаты оставляют в местах
чистки оружия. В Европе германских войск было много. Войска располага-
лись в полевых условиях. Каждый солдат минимум раз в день чистит свое
оружие. Тряпки и бумагу, которая используется при чистке оружия, обычно
сжигают или закапывают в землю. Но, конечно, это правило не везде пол-
ностью соблюдалось, поэтому ГРУ имело достаточно возможностей получить
огромное количество грязных тряпок.
Грязные тряпки в довольно больших количествах переправлялись через
границу. Чтобы не вызывать подозрений, какую-то железяку заворачивали в
тряпку и разными путями переправляли в СССР. "и в случае любых осложне-
ний полиция обращает внимание на металлическую деталь (обычно это была
совершенно безобидная железяка), но не на грязную тряпку, в которую она
была завернута.
Кроме того, через границу легально и нелегально в гораздо больших ко-
личествах, чем обычно, переправлялись керосиновые лампы, керогазы, при-
мусы, разного рода примитивные фонари и зажигалки.
ладывалось Голикову, а Голиков информировал Сталина, что Гитлер подго-
товку к вторжению в СССР еще не начинал, а на всякие концентрации войск
и на документы германского Генерального штаба внимания обращать не сле-
дует.
Голиков считал (совершенно обоснованно), что для войны против Советс-
кого Союза нужна очень серьезная подготовка. Важнейшим Элементом готов-
ности Германии к войне против Советского Союза являются бараньи тулупы.
Их требуется огромное количество - не менее 6 000 000. Голиков знал, что
в Германии нет ни одной дивизии, готовой воевать в СССР. Он тщательно
следил за европейскими баранами.
ко Гитлер действительно решит напасть на СССР, он должен отдать приказ
на подготовку операции. Немедленно Генеральный штаб даст приказ промыш-
ленности начать производство миллионов тулупов. Этот момент неизбежно
отразится на европейском рынке. Несмотря на войну, цены на баранье мясо
должны дрогнуть и пойти вниз из-за одновременного уничтожения миллионов
животных. В тот же момент цены на бараньи шкуры должны были резко пойти
вверх Голиков считал, что для войны в СССР германская армия должна исполь-
зовать новый сорт смазочного масла для своего оружия. Обычное германское
ружейное масло застывало на морозе, части смерзались, и оружие не дейс-
твовало. Голиков ждал, когда в германской армии будет сменен сорт масла
для чистки оружия. Советская экспертиза грязных тряпок показывала, что
Вермахт пользуется своим обычным маслом и нет никаких указаний к перехо-
ду на новое масло. Советские эксперты следили и за германским моторным
топливом. Обычное германское топливо на морозе разлагалось на несгорае-
мые фракции.
на самоубийственный шаг воевать на два фронта, то он (или его Генераль-
ный штаб) должен отдать приказ сменить марку производимого жидкого топ-
лива и начать массовое производство топлива, которое не разлагается на
морозе. Именно образцы германского жидкого топлива советская разведка
иереправляда через границу в зажигалках, фонарях и других подобных
вредкстях. Было еще множество аспектов, которые находились под тщатель-
ным контролем ГРУ и которые должны были стать предупреждающим сигналом.
Но Гитлер начал операцию "Барбаросса" без всякой подготовки!
Почему Гитлер так поступил, наверное, навсегда останется загадкой.
Германская армия была создана для войны в Западной Европе, но Гитлер ни-
чего не сделал для подготовки своей армии к войне в России.
было в человеческих силах, и даже больше, чтобы вскрыть подготовку к
вторжению, но такой подготовки не было. Была только концентрация огром-
ного количества германских войск. Голиков же приказал принимать во вни-
мание не все германские дививии, а только те, которые готовы к вторже-
нию, т. е. такие дивизии, каждая из которых на своих складах имеет по
15000 бараньих тулупов. Таких, готовых к войне дивизии, во всем Вермахте
не было.
Не вина Голикова в том, что он не увидел приготовлений к вторжению.
Серьезных приготовлений, которых: он ожидал, не было, поэтому он их и не
увидел.
"Англия и Франция честно выполнили свои обязательства по договору с Польским правительством" правильно ли я вас понял. Когда французы объявляли войну Германии четно выполнив свой долг они уже знали что проиграют. Или всё таки надеялись победить.
2. Потому что все люди ( народы ) на земле равны, но не одинаковы.
2. Значит все народы хуже Советского народа. С этим я согласен. Хотя считаю что евреи вровень с Советским народом Во всяком случае не хуже. Израиль тоже не сдался.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
http://militera.lib.ru/memo/russian/trepper_lz01/index.html
В.Ш. не мог, конечно, знать имени Треппера. Немцы искали человека по имени "Жильбер", т.к. под этим именем были посланы многие перехваченные радиограммы. Вероятно, это и был Треппер.
---------------------------------------
Вообще-то, если вы обратили внимание, он свою жизнь посвятил борьбе с нацизмом.
Комментарий удален модератором