100 лет назад... новое Евангелие ... от Князя.

100 лет назад в Императорском Эрмитажном театре Санкт-Петербурга прошла «премьера века» - состоялась постановка пьесы «Царь Иудейский», которую написал Его Августейшее Высочество Великий Князь Константин Константинович Романов.

Константина Константиновича не зря именовали «лучшим из Романовых» - он был не только главою морского ведомства России и президентом Академии наук, но и талантливым поэтом (или просто К.Р. – под таким псевдонимом знали Великого Князя в богемных кругах российской столицы), переводчиком – он сделал великолепный перевод «Гамлета» Шекспира, наконец, драматургом. Мистерия «Царь Иудейский» стала едва ли не главным трудом его жизни.

Священное писание считалось закрытой для мирян книгой – духовенство считало, что во избежание лишнего «смущения умов» читать и осмысливать евангельские тексты могут только специально обученные граждане, а мирянам достаточно знать и тех отрывков, которые обычно читались во время утренних и вечерних служб. 

Великий князь замахнулся же на святое – он решил не просто поставить религиозный спектакль, но полностью переосмыслить  его.

Спектакль имел бешеный успех – особенно на фоне "дела Бейлиса" и совершенно антисемитской кампании, развязанной Священным Синодом. Между тем, в роли алчных иудейских первосвященников легко угадывались фигуры тогдашних архиепископов. Конечно, возьмись за евангельскую тему менее знаменитый автор, Священный Синод непременно бы запретил постановку.

Но кто посмеет пойти против Великого князя? 

Сам Константин Константинович Романов играл роль Иосифа Аримафейского. А вот Христос – во избежание претензий со стороны Священного синода – на сцене не появился ни разу. 

После выхода спектакля Константина Константиновича упрекали в излишнем либерализме, вольнодумстве. 

Сразу после премьеры показ спектаклей, несмотря на бешеный зрительский ажиотаж, был временно приостановлен - во избежание лишних споров со Священным Синодом. Редкие показы "Царя Иудейского" в Эрмитажном театре стали называть "открытыми репетициями". В других же театрах Москвы и Петербурга "Царя Иудейского" стали ставить только после февральской революции 1917 года. Но сам автор до премьеры не дожил - Константин Константинович умер летом 1915 года.