Христианство и наука
На модерации
Отложенный
Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии»[7].
М.В. Ломоносов
Христианство и наука, вера и разум – понятия для некоторых кажутся несовместимыми. Но, а на самом деле можно ли совмещать их? Противостоят ли они друг другу? Наука принесла человеку огромную пользу, ответила на многие вопросы. Сегодня благодаря науке мы знаем ни мало о законах, действующих в природе и в человеческом обществе, мы пользуемся достижениями науки, которые во многом облегчают условия существования. Удалось облегчить труд человека, побороть множество ранее неизлечимых болезней и многое другое. Но есть и отрицательная сторона. Наука так и не смогла дать людям ответ о смысле жизни (разумеется, тем людям, которые только в науке его искали), в то же время достижения техники порой только создают новые проблемы: разрушение среды обитания, все возрастающий темп жизни, порождающий душевные и физические стрессы. Достижения науки дают возможность господства над всей природой не исключая и человека. И проблема эта коренится как раз в том, что науку и религию ставят как противоположные, считая последнюю ненужной и отжившей свое, и тем самым часто попирают нравственные ценности. Между наукой и религией ищут конфликт, которого на самом деле нет, и тем самым отходят от Бога, погружая все больше и больше этот мир в пучину греха…
Человек, живя в этом материальном мире, нуждается в определенных знаниях о нем, для того чтобы существовать, т.е. иметь теплое жилье, одежду, пищу, - для удовлетворения даже самых минимальных человеческих потребностей человеку необходимы определенные знания. Земное знание освятил даже Сам Господь Спаситель, ставши плотником. Этим Господь показал необходимость для человека труда, необходимость знаний. Само христианство настолько высоко ценит разум, что может быть названо «религией разума». Сын Божий в Евангелии именуется «Логосом» (Ин. 1,1), что означает и «слово» и «разум». «Ничего неразумного нет и не может быть в христианстве, хотя его истины превосходят наш разум: они сверхразумны, но не неразумны» [3] . Даже в вопросах веры христианство призывает быть осмотрительными: разум должен помогать отличать истину от заблуждений. Так апостол Иоанн пишет: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4, 1).
Отцы и учители Церкви не чуждались науки, но напротив использовали все то, что в ней было родственно христианскому духу, христианской истине. Они прибегали и к помощи диалектики, философии (некоторые отцы даже называли ее «служанкой» христианству), истории, естествознанию и другим наукам. Святитель Григорий Богослов порицал тех, кто проявлял неуважение к внешней учености, кто желал бы видеть всех подобными себе невеждами. Святитель Григорий Палама писал: «Мы никому не мешаем знакомится со светской образованностью, если он этого желает, разве только он воспринял монашескую жизнь. Но мы никому не советуем придаваться ей до конца и совершенно запрещаем ожидать от нее какой бы то ни было точности в познании божественного учения о Боге… У светских философов есть и кое-что полезное, также как и в смеси меда и цикуты; однако можно сильно опасаться, что те, кто хочет выделить из смеси мед, выпьют нечаянно и остаток смертоносный» [2]. Как видно святитель не отрицает значение науки, хотя и видит в ней относительную пользу и возможность неправильного использования. Митрополит Московский Филарет говорил: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством» [2].
Более того, можно сказать, что именно христианство дало возможность человечеству развивать науку. И хотя современная наука уходит своими корнями в античность, или даже в более отдаленные времена, и начала научного знания возникли еще в древнем мире (в V веке до Р.Х. в Древней Греции из мифологического мышления возникают первые научные представления, физические и математические теории, появляются сообщества и школы, ведущие научную деятельность) однако тогдашняя наука не получила дальнейшего развития. Но почему? «Для античного сознания природа – это проявление божества, она одушевлена и населена богами, демонами и духами. Изучать ее, ставить эксперименты и строить ее модели для человека древнего мира казалось невозможным и даже опасным. Для формирования науки необходимы были коренные изменения в мировоззрении, которые и принесло христианство» [6].
Именно христианскому богословию удалось преодолеть языческие предрассудки, демифологизировать природу и тем самым способствовать возникновению и развитию науки. Мир и человек стали доступными для познания научными методами. Христианское учение о творении открыло дорогу эксперименту и построению математических моделей различных явлений, позволило людям вторгаться в тайны мироздания и изучать этот мир.
Вера в единого Бога-Творца привела к осознанию единства мира, к пониманию того, что законы мироздания едины и познаваемы для человека, сотворенного по образу и подобию Божьему. Рациональное познание мира стало возможно только тогда когда человек обрел уверенность, что сотворенный Богом мир имеет разумное устройство, что он не хаотичен и подчиняется определенным законам.
Но развитие по таким предпосылкам наука получила не сразу, а лишь в XVI-XVII столетиях, в эпоху Возрождения и Постренессанса, когда великие достижения античной мысли стали достоянием европейской интеллектуальной элиты и получили мощный стимул для развития уже на христианском фундаменте.
И мы видим чего достигла наука к ХХI веку: ее результаты столь впечатляющи и влияние настолько сильное, что она (наука) стала определяющим фактором бытия человеческой цивилизации. Но как уже писалось выше, наука породила и серьезные опасения: экологические и другие кризисы вызывают сомнения в правильности пути, по которому идет научное развитие. И с христианской точки зрения все эти последствия возникли потому, что путь науки«заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями» [11]. И именно это часто стает злоупотреблением, т.к. часто достижения науки оказываются во власти человеческих страстей, в желании человека только своего счастья, во власти гордости, жажды к наслаждениям, тщеславии… И потому перед миром стает необходимость возращение связи научного знания и религиозных нравственных ценностей, иначе человечество может уничтожить само себя.
Но нам пытаются показать невозможность такой связи. Да, действительно, наука и богословие изучают разные сферы, да и цели имеют разные.«Религия своим "объектом" познания имеет мир трансцендентный, духовный, Самого Бога. Наука же (естествознание в целом), по определению, занимается изучением лишь этого, посюстороннего мира» [10]. Поэтому религия, с ее богословием, и наука не могут противостоять друг другу, противостояние между ними просто недопустимо. Известный Русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов по этому поводу сказал, что наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду не восклепнет» [11].
Христианское богословие исповедует двусоставность человеческой природы и ставя основной задачачей своей спасение души человека, все же видит необходимость в изучении науки. Так как только при гармоническом развитии духовной и физической природ человека возможна и нормальная его жизнь. В тоже время христианское богословие даже видит в науке один из способов познания Бога, хотя и несовершенный. Так апостол Павел писал: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (язычников), потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 19 – 20) . А еще Псалмопевец Давид сказал: «Небеса поведают славу Божию, о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18,2) .
Когда на Земле родился Богомладенец Иисус Христос, первыми из людей, кто пришел поклониться Сыну Божию, были волхвы-звездочеты. Как свидетельствует Евангелие, они “видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему” (Матф. 2:2) . Библейские пророчества предсказывали, что перед рождением Христа-Спасителя на небосводе должна была появиться необычная звезда. Ветхозаветный мир жил ожиданием этой звезды. Первыми увидели ее волхвы и решили поспешить поклониться Христу Богу. Звезда привела волхвов в Вифлеем. Это глубоко символично для дальнейшей человеческой истории. В течение последующих столетий многие выдающиеся астрономы через изучение звездного мира приходили и приходят к Богу.
И не только астрономы, но и множество ученых других сфер занимаясь наукой в то же время оставались глубоковерующими людьми и даже открывая новые законы природы, видели в них Высший Разум, и совершенный порядок, который мог установить только Бог.
Можно привести в пример пронзительные слова одного из основоположников астрономии нового времени, немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571—1630), который в познании звездного мира черпал прежде всего неиссякаемую радость богопознания: «О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!.. Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты удостоил меня этой величайшей радости: изучать творение Твое... О, как велик наш Бог! Да воспевает непрестанно душа моя славу Его!» [9].
Можно приводить еще сколько угодно высказываний ученых, в которых они свидетельствуют о том, что научные знания о Вселенной укрепляют веру в Бога-Творца и Вседержителя. Достаточно отметить, что сам факт наличия огромного числа крупнейших ученых, прежних и современных, верующих в Бога и во Христа, является очевидным доказательством того, что наука, по меньшей мере, не опровергает бытия Божия. Достаточно привести лишь некоторые имена всемирно известных верующих ученых: каноник Н.Коперник, совершивший переворот в астрономии; И.Б.Паскаль - физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; И.Ньютон - физик, математик, астроном; М.Ломоносов - ученый-энциклопедист; Л.Гальвани - физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе; А.Ампер - один из основоположников электродинамики; А.Вольта - также один из основателей учения об электричестве; Г.Мендель - августинский монах, основоположник генетики; Ж.Дюма - основоположник органической химии; С.Ковалевская - математик; Л.Пастер - основоположник современной микробиологии и иммунологии; А.Попов - изобретатель радио; Д.Менделеев - создатель периодической системы химических элементов. И еще многие и многие ученые.
Эти люди не только некогда ни сорили науку и религию, с ее богословием, но напротив, всегда были свидетелями существования в мире высшей силы – Бога. Более того множество ученых даже осознавали свою слабость перед мудростью Творца. Еще Сократ сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Чем дальше ученые проникают в законы этого мира, тем больше они понимают (разумеется если эти люди не тщеславные), насколько мало они еще знают, насколько велика мудрость Творца создавшего этот мир.
Так к примеру Ньютон замечал: «Не знаю, чем меня признают потомки, но себе самому я представляюсь маленьким мальчиком, который на берегу безграничного океана собирает отдельные ракушки, выброшенные на песок, в то время как сам океан и его глубины остаются для меня непостижимы» [9]. Д-р Екатерина Чэмберлейн, профессор физики писала: «Мы все еще на берегу океана, то что мы знаем, это только мельчайшие частички. А в остальном мы зависим от веры» [5]. А английского ученого Флемминга, открывший пенициллин, после многих похвальных слов в его честь, сказал: «Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел,– увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу... » [5].
Богословие и наука, казалось бы, лежат в различных измерениях, но в жизни людей и общества они неизбежно пересекаются и взаимодействуют. На самом же деле науку и богословие объединяет доверие к Высшему Разуму, к разумности всего сотворенного и сущего, к сокрытой гармонии миропорядка, открывающегося человеческому познанию и данному как бы во владение человеку. Науку и веру объединяет доверие к самому понятию истины, отличающейся от лжи, к тому, что за открытой и доступной нашему восприятию истиной лежит другая, еще более глубокая. Наука и вера сходятся в том, что признают глубинность, таинственность, непостижимую до конца беспредельность бытия.
Имея разные сферы познания, все же между наукой и богословием возможен диалог, возможны некие точки соприкосновения. Можно сопоставлять некоторые научные данные с религиозными, но в таком случае иногда существует опасность приспособления данных богословия к данным какой-то научной гипотезы. Опасность заключается в том, что научные данные часто бывают недостоверными и меняются. Часто те гипотезы, которые два-три века тому назад считались истинной, уже сейчас опровергнуты и не соответствуют действительности. Так недавно господствовавшая теория эволюции не находит своего подтверждения, хотя совсем еще недавно была господствующей в научном мире. В этом еще одно существенное различие науки и богословия: если наука, завтра может сказать о ложности какой-то из своих теорий, то богословие этого сделать не может. Христос один раз пришел на землю и возвестил всю истину, которая необходима человеку для спасения, не изменить что-то, не внести что-то новое в христианство не возможно, иначе будет разрушена сама суть Христовой Церкви. Апостол Павел так говорит: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).
Можно сказать, что одной из наибольших сил, пытающихся поссорить науку и религию, показать невежество религиозного богословия и единственность истинности науки был атеизм. Люди критиковавшие религиозное богословие и сомневающиеся в истинности божественной реальности были уже в древности. Но особенно обострила религиозную критику эпоха Просвещения. В ХIХ и ХХ веках атеизм пытался наиболее утвердится в общественной и личной жизни человека. Причинами его возникновения были разные предпосылки. Прежде всего – это крушение господствовавшей в эпоху античности и средневековья картины мироздания. Затем появление эволюционной гипотезы Дарвина. Фрейд открыл глубины человеческого под¬сознания и таким образом поставил под сомнение вопрос о свободе и ответственности человека. Многие ученые надеялись объяснить мир, не прибегая к «гипотезе Бога». Религия стала казаться пре¬одоленной ступенью наивного сознания. Человеку стало казаться, что он повзрослел настолько, что теперь в состоя¬нии самостоятельно познать и переделать весь мир.
«Этот «повзрослевший» человек полагал, что может успешно объяснить и веру в Бога. Одни утверждали, что вера — иллюзорное исполнение человеческих желаний и стремлений (Фейербах, Фрейд); другие — что вера — про¬тест против мира зла и насилия, утешение и опиум народа (Маркс); третьи в вере усматривали проявление жизне-враждебных сил (Ницше)» [4]. Понятно, что такое осмысление мира делает Бога не просто не нужным, но в Нем видится помеха для «свободы» человека, стеснение её. Потому что такая свобода служит только к удовлетворению своих эгоистических желаний и потребностей. К удовлетворению своего «Я», что и приводит к тому печальному состоянию нашей планеты, которое мы и имеем в настоящее время. Но как уже выше упоминалось, большинство ученых в гармоничности устройства этого мира видят десницу Божью, или хотя бы Высший Разум. А в христианстве еще псалмопевец Давид восклицал: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Пс. 13, 2)...
Не только гармоничность всего созданного, не только совершенность законов этого мира, не только его красота, свидетельствуют о бытии Бога, но опыт многих людей еще и еще раз открывает нам действительность промышления о всем мире и о каждом из нас Невидимого и Непостижимого Живаго Бога.
Итак, можно с уверенностью сказать, что богословие никогда не может по своей сущности и по своим целям противоречить науке и находится с ней в противоречии. Истинное богословское знание является источником прогресса для всех наук. Как союз Бога с человеком, религия не может иметь никакого специального отношения к науке, «но с другой стороны, как наше самосознание, как источник всей духовной жизни, религия не может не входить во все проявления духовной жизни человека, хотя не может стеснять их развитие и затемнять их. Религия – это животворная струя, которая входит, оживляет, гармонирует и возвышает все проявления духовной природы человека» [4]. Подлинная ученость скромна потому, что она принадлежит не мертвой материи и не лукавой диалектике, а живой душе человека, этому чудному миру, созданному Великим Творцом.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия. – М., 1991.
2. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Догматическое богословие. – М., 1999.
3. Зеньковский В., прот. Апологетика. - «Грааль», 2002.
4. Иануарий (Ивлиев), архим. Тайна и откровение // Катехизис. - К., 1991.
5. Иоанн (Шаховской), архиеп. Смирение высокой науки // О вере и науке.- www.wco.ru/biblio/zip/vera1
6. Иоанн (Экономцев), игум. ПРАВОСЛАВИЕ И НАУКА НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. - Москва 2000. www.wco.ru./biblio/zip/ekonom1
7. Ломоносов М.В. Явление Венеры на Фуснце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук мая 26 дня 1761 года. – СПб.,1761 // ЖМП. - 1990, - № 6.
8. Михаил (Грибановский). Лекции по введению в круг богословских наук.- К., 2003.
9. Настольная книга священнослужителя. - Почаев, 2003. - Т.8.
10. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М., 2002.
11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000. - С. 68.
Комментарии
Только оно странно - сборник изречений Великих мыслителей человечества Вы назвали "флудом"?
Извините, но таким "мнением" Вы опозорили лично СЕБЯ.
Вы недостойны общения.
Всего Вам доброго.
Профессор "Вихрь"
Прощайте.
Автор пишет, что "Религия – это животворная струя, которая входит, оживляет, гармонирует и возвышает все проявления духовной природы человека». Но разве это не противоречит содержанию Нового Завета, Деяний и Откровения, которые именно религиозные творения и обличают в их порочности. За 20 лет попытки разглядеть этот животворящий дух в современной религии, я тоже не увидела этого. Хотя верю, наверняка и в этих рядах были и есть люди ЖИВЫЕ, живые духом. Только, как и 2 тысячелетия назад, их распинают, именно им не дают хода и возможности оживить дух христианства. При внешнем почитании Христа, Христос в религиях распинается и по сей день. Ибо невозможно служить двум господам: древности-куда влечёт, к примеру, православное христианство и БУДУЩЕМУ, к которому всё время призывали Бог и Христос. Видимо, пока христиане не научатся верить БОГУ, а не в БОГА, просветления ждать среди этой братии безуспешно. А красивые слова и фразы будут простым пустословием.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О каких религиозных творениях речь? Вы же сами вначале цитируете автора: "Религия – это животворная струя, которая входит, оживляет, гармонирует и возвышает все проявления духовной природы человека»
Проявления духовной природы человека не есть религиозные творения. Начать не мешает с понятия самой духовной жизни человека и ее законов. Отсюда и ваши безуспешные попытки в течение 20 лет разглядывания неких животворящих духов с целью познания неведомо чего, т.е. в вашем понимании чего-то религиозного.
А истинная Вера Людей живет в их душах.
А вот вера БОГУ, означает неизбежное сотрудничество с Высшей реальностью. То есть, она требует от человека ИСПОЛНЕНИЯ того, что указано Теми, Кто стоит выше нас по разуму и достижениям. И когда человек ИСПОЛНЯЕТ предуказанное, он принимается в СОТРУДНИКИ, ему позволяется знать больше и понимать больше, но по мере ИСПОЛНЕНИЯ требований Высших Реалий. Ни больше, ни меньше.
Божественная предметность имеет три триединых персонификации - персональная, религиозная, божественная. Ну или так, есть Бог, есть религии, а есть и Вера людей.
Так это и есть она самая - религия. Не цель, но СРЕДСТВА достижения цели.
Как раз этим мы и отличаемся от них, что мы Богу верим, сестренка -)
1. Бог есть-это теизм,
2. Бог был-это деизм,
3. Бога нет-это атеизм.
У каждого есть право выбора.
Верно, в основном, а что вы предлагаете?