Победа над ГКЧП в августе 1991 г. - это антикоммунистическая революция или ,,,
Исход противостояния между ГКЧП и властями РСФСР решился 20 августа 1991 г., когда Ельцин и его сторонники пресекли попытки захвата Белого дома путчистами, переломили ход событий в свою пользу и взяли под контроль ситуацию в России. А утром 21 августа Ельцин на экстренном заседании Верховного Совета РСФСР сообщил, что "группа туристов" из числа лидеров ГКЧП едет в аэропорт Внуково, чтобы лететь оттуда в Крым для замаливания грехов перед Президентом СССР. Но Горбачёв их принять отказался. По приказу Ельцина они были арестованы. Вечером того же дня члены ГКЧП были возвращены в Москву в качестве арестантов. Подавленный Горбачёв вернулся в Москву, по собственному признанию, как "в другую страну". На пресс-конференции он обмолвился, что "всего всё равно не расскажет". А Ельцин до правды и не допытывался.
Безусловно, что как политический стратег Ельцин, уже утром 19 августа заклеймивший действия ГКЧП как "самое тягчайшее государственное преступление", а его участников как "государственных преступников" и предпринявший решительные и чёткие меры по организации сопротивления, оказался на голову выше путчистов. Но главные просчёты путчистов были связаны не с недоучётом "фактора Ельцина".
Среди таковых на первом месте оказалась неспособность ГКЧП реалистически оценить возможную реакцию российского населения на его действия. Эта реакция со стороны политически активных масс характеризовалась решительным неприятием заговора и твёрдой поддержкой российского правительства. Особенно - в Москве.
Другой главный просчёт путчистов заключался в явной переоценке власти центра над союзными республиками. Большинство из них достигли уже той степени суверенности, которая исключала в их глазах легитимность действий ГКЧП. С точки зрения возможностей подчинения республик указам ГКЧП путч безнадёжно запоздал, он в условиях августа 1991 г. мог только ускорить процесс их "разбегания" из СССР. Это и стало важнейшим следствием августовских событий, начавшихся как заговор с целью сохранения СССР, КПСС, власти старой партийно-государственной элиты, но обернувшихся антикоммунистической "бархатной революцией", которая разрушила союные государственные структуры, власть КПСС, её саму и, наконец,"Союз нерушимый республик свободных".
С 22 августа Ельцин и российские демократы стали пожинать плоды своей политической победы. 23 августа, во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР, Горбачёву было предъявлено требование немедленно подписать указ о роспуске КПСС. Горбачёв скрепя сердце принял этот и другие ультиматумы Ельцина и Верховного Совета РСФСР: оказаться от поста Генсека ЦК КПСС и распустить компартию "как преступную организацию", ликвидировать союзный кабинет министров и КГБ. ЦК КПСС объявил о самороспуске. Вооружённые силы, КГБ и МВД перешли под фактическую власть Ельцина. Над Белым домом 24 августа был спущен красный флаг РСФСР и поднят бело-сине-красный национальный флаг России.
Теперь Президент СССР Горбачёв обладал только тенью былой власти, а вся реальная власть сосредоточилась в руках Ельцина.
Перед ним открывалась возможность пойти по тому пути, который как раз в этот год одна за другой выбирали все восточноевропейские страны, от Польши до Эстонии. На гребне народных устремлений продолжить антикоммунистическую революцию. Объявить коммунистический режим от начала незаконным - это было так естественно после объявления вне закон КПСС. Провозгласить преемство с докоммунистической Россией и её правопорядком (восстановление трёхцветного флага, казалось бы, символически уже начинало этот процесс), объявить о восстановлении прав собственности, попранных незаконной большевицкой властью (так называемая реституция вещных прав), произвести очистку государственного аппарата от лиц, запятнавших себя сотрудничеством с преступным режимом (так называемое очищение - люстрация), и, наконец, провести свободные выборы в восстановленную Государственную Думу. Эти выборы, безусловно, принесли бы Ельцину и его движению убедительную победу в ту осень.
Но Президент России не с д е л а л н и ч е г о п о д о б н о г о. Волна народного воодушевления спала, трудные будни продолжились, серьёзные преобразования не наступили. Почему Ельцин избрал не путь продолжения антикоммунистической революции, как восточноевропейские страны, а путь её угашения? Похоже, он понимал, что начни он люстрацию и правопреемство, то сам и попадёт под них, как активный и деятельный партийный функционер на протяжении многих лет. И придётся тогда ему разделить судьбу Горбачёва, а гребень революционной волны поднимет иного народного избранника, чистого от сотрудничества с большевицким режимом.
А скорее всего Ельцин просто не видел ясно этого пути. Ведь за 70 лет большевизма память о старой России была практически изглажена в головах у русских людей, тем более коммунистических аппаратчиков. Если в Прибалтике, Западной Украине,странах подсоветской Европы все помнили о докоммунистическом прошлом своих народов, идеализировали его и мечтали его возродить, то в России почти никто не помнил, почти все если и знали, то безоглядно осуждали "царизм", а уж о возрождении его думали только "отщепенцы". Мы забыли свою историю, и плохое и хорошее в ней, даже флага русского не узнавали, когда он поднялся над зданием Верховного Совета 24 августа, - позволили коммунистам флаг, с Петра I развевавшийся над Россией и вместе с Белой армией ушедший в зарубежье, именовать "власовским". В августе 1991 г. наступила расплата за наше забвение собственной истории. Коммунистическое 70-летие принесло ещё один ядовитый плод - о возрождении исторической России Президент тогда не вспомнил. Убедившись, что Горбачёв побеждён и власть прочно в его руках, Борис Ельцин уехал отдыхать в Сочи. Как говорили в его окружении, "лёг на дно". А в народе поползли слухи, что "у Президента запой от перенапряжения". Популярности ему эти слухи не прибавили...
Комментарии
абсолютно ничего преступного в действиях ГКЧП не было.
люди вышли на улицу в Москве из-за царившей в то время действиями Горбачева и Яковлева анти-советской истерии, провинция их совершенно не поддерживала, тем не менее они навязали свои решения провинции, то есть большинству населения СССР, что тут говорить о мнимой демократии?
ГКЧП не совершило никакого преступления да и вообще практически ничего не сделало.
вся истерия по этому поводу только у либерастов, чтобы под этот шумок совершать совершенно дикие преступления.
преступны были действия и Ельцина, и его сподвижников. (вспомним хотя бы расстрел Верховного Совета в 1993 г).
запрет КПСС "как преступной организации" вообще ни в какие рамки не лезет. с гораздо большими на то основаниями нужно было запретить Горбачева и Ельцина, да и Яковлева, как преступных организаторов, и отдать их под суд, на основании действовавших тогда законов.
именно вас греет мысль, что где-то якобы лучше, нигде не лучше, а пример бывшего СССР, где действительно стало хуже, вас ни в чем не убеждает. Вам хорошо там, где вас нет. Кроме того, вы и не знаете, что такое хорошо, а что такое плохо.
вы же не думаете, и даже на вопросы-то ответить не можете, а повторяете свой бессвязный бред...