«Они на майдане революционеры, а мы, получается, сепаратисты?!»
Искать в ночном Харькове базу «Беркута» - тот еще аттракцион. Прохожие шарахались от меня, как от привидения. У этой базы в ночь на среду должны были собраться активные горожане чтобы… защитить милиционеров от провокаций их киевского начальства.
Нашел. Похожее на школу здание, обнесенное забором, притаилось недалеко от стадиона «Металлист». У входа угрюмо переминаются десятка два мужиков. Смотрят недобро. Показал удостоверение. Оттаяли.

- Есть информация, что вот-вот должна приехать бригада, чтобы разоружить ребят и увезти в Киев на суд, - сказал один из собравшихся по имени Сергей. – Слышали, что Аваков сказал? То-то и оно.
Аваков – это нынешний министр МВД. Ему очень не понравилась пассивность милиции во время изгнания митингующих из харьковской обладминистрации. А «Беркут», отказавшийся идти на штурм и крутить земляков в бараний рог, вообще нанес министру личное оскорбление. Этот достойный сын майдана, видимо, уверен, что когда правый сектор занимает правительственные здания, беркут должен стоять по стойке смирно. А протесты харьковчан и иного отребья нужно давить по команде «Фас».
- Мы своих ребят им не дадим, - продолжил Сергей. – Они у нас герои.
Постояли еще, разговорились. Оказалось, что все мужики приехали сюда с митинга на площади Свободы. Все харьковчане – кто рабочий, кто охранник. Всем в среду на работу, но никто не уйдет до утра. А после работы – снова на митинг.
- Какой вы выход видите из всего, что стряслось? – спросил я. – И для Харькова, и для страны.
«Беркут», отказавшийся идти на штурм и крутить земляков в бараний рог, вообще нанес министру личное оскорбление
Фото: REUTERS
- Только возврат к договору 21 февраля, - отрезал Сергей. – Януковича, понятно, никто не ждет. Но с этой точки можно искать компромисс. А нынешняя власть – хунта, она вне закона. С ними не о чем разговаривать.
Из ворот вышел боец перекурить. Я подошел и спросил, тяжело ли ему дался отказ штурмовать здание администрации.
- А как я еще должен был поступить, - уставился он на меня. – У нас на майдане двое погибших от снайперов. Нас всех лицом в дерьмо окунули. И теперь нам приказывают идти против людей. Да чтоб им…
Боец сплюнул и даже закуривать не стал.
========
Во вторник, 8 апреля, обстановка в украинском парламенте накалилась до предела. В какой-то момент депутаты пошли в рукопашную. Драка произошла между членами Коммунистической партии Украины (КПУ) и националистической партии «Свобода». Она длилась не более пяти минут.
Все началось с того, что лидер КПУ Петр Симоненко с трибуны обвинил новые власти «в бездеятельности на юго-востоке Украины». По его мнению, Киев не слушает людей, которые уже давно требуют сделать русский язык вторым государственным и жалуются на социальные проблемы.
Также коммунист отметил, что митингующих в Донецке, Луганске и Харькове называют сепаратистами, а когда на западе страны захватывали обладминистрации, то новые власти говорили о захватчиках как о патриотах.
В результате националисты не выдержали: подбежали к Симоненко и начали выталкивать его с трибуны. Члены же КПУ поспешили на помощь своему лидеру. В результате и завязалась драка, передает ИТАР-ТАСС.
Отметим, ситуация на востоке страны действительно довольно напряженная. Так, 6 апреля Донецк, Луганск и Харьков взбунтовались против киевской хунты.
А уже вечером 7 апреля митингующие Харькова провозгласили свою Харьковскую народную республику, которая «будет строить отношения с другими государствами в соответствии с международным правом». Это решение вступит в силу после утверждения на общеобластном референдуме. Кстати, дату голосования определят уже во вторник.
А чуть ранее противники новой украинской власти объявили о создании Донецкой народной республики, запланировали провести референдум по этому вопросу, а также обратились к России с просьбой ввести миротворческий контингент.
=========
Это было почти дежавю. Баррикады из автомобильных шин, колючей проволоки. Наспех сварганенные коктейли Молотова. Лица в балаклавах, головы в касках. Вот только здесь, в Донецке разносился гимн Советского Союза. А в Киеве на Майдане пели гимн Украины. Но и там, и тут хотели свободы и независимости.
- Ну разный мы народ, ну послушайте, - щурясь на солнце говорит мне донецкий шахтер Геннадий Васильевич. – Ну зачем же нас насильно пытаются затолкать в одну бочку? Мы Западу Украины не нужны, а они не нужны нам.
Шахта, где работает Геннадий Васильевич, встала окончательно. В соседнем городе предприятия работают 2-3 дня в неделю. Да и не работают, так, оборудование сторожат.
- Наши власти рвут соглашения с Россией, а заводы тут только на Россию и работали, понимаешь? – продолжает он. – Вот и встал весь Восток Украины. Вот мы и пришли сюда. А что нам делать прикажешь? Если в Киеве кричат, что мы - единый народ, так зачем же они делают так, чтобы мы с голоду пухли?
Коридор из шин, щитов ведет ко входу в здание госадминистрации области, где в понедельник была провозглашена Донецкая республика
Фото: Алексей Иванов Больше снимков - в нашей фотогалерее!
По виду Геннадий Васильевич и его друзья напомнили мне шахтеров, которые в 1990-е годы садились на рельсы, били касками о брусчатку Горбатого моста у Белого дома в Москве. Доводы их просты, взгляды суровы.
Коридор из шин, щитов ведет ко входу в здание госадминистрации области, где в понедельник была провозглашена Донецкая республика, после чего люди потребовали проведения референдума. Входы и выходы наспех забаррикадированы столами, стульями, креслами. Слабенько пока, совсем непродуманно. Но покрышки несут, свозят мешки с песком, стаскивают деревянные щиты. Крепость растет.
Есть и полевая кухня, где женщины стругают бутерброды с салом, делают чай. А попутно рассказывают тебе, что за прошлый месяц получили зарплату в 300-400 гривен (примерно 1000-1200 рублей).
- Со мной тут многие не согласны, я не была против Майдана, когда он только начался, - рассказывает Галина из Мариуполя. – Люди говорили, что им не нравится во власти, боролись за свои права. А вот скажите мне, почему они теперь не дают нам права высказывать свое мнение? Почему наши требования называют терроризмом?
Донецкая народная республика держит оборону в здании администрации области и готовится встречать карательные отряды из Киева
Фото: Алексей Иванов Больше снимков - в нашей фотогалерее!
Выбиваются на фоне шахтеров и металлургов молоденькие девицы, расхаживающие по зданию с арматурой в руках, которой и грозят журналистам, пытающимся с ними заговорить или заснять.
- Вы, дефки, таво, как штурм начнется, ховайтесь, как я учил, а то покалечат, - воспитывает барышень парень в балаклаве. Лица здесь стараются не показывать. Засветишься – в лучшем случае выгонят с работы, в худшем арестуют.
- А мне это, надо было или с щитом идти в Киев, или с щитом стоять за своих, - объясняет он. – Так я лучше за своих. А их пока я здесь встречу.
Донецкая Республика полнится слухами и новостями из Харькова, Мариуполя. О стянутых войсках, об иностранных инструкторах, о тюремных сроках, которые им грозят. И многие, похоже, поняли, что отступать уже некуда.
========
Вечером в понедельник митингующие в Харькове захватили здание обладминистрации и провозгласили Харьковскую Народную Республику. А через несколько часов в здание вломились автоматчики в масках и жестко подавили этот бунт. «Бунтовщиков» загрузили в автобусы и вывезли в киевский и полтавский Следственные изоляторы.
- Нас было несколько тысяч, и первый этаж мы заняли по договоренности с властями, - рассказывает ссутулившийся мужик по имени Вадим. – Но вечером в понедельник приехала милиция из Сум, начала нас вытеснять. Кидали светошумовые гранаты, водой из брандспойтов обливали. Но мы устояли. Потом в здании осталось только человек 80 - 90 – дежурили всю ночь. А в шесть утра приехали люди в масках с автоматами. Кому-то дулом в лицо, кого-то избили и всех увезли.
Министр внутренних дел Аваков гордо рапортовал о задержании семидесяти «сепаратистов». По его словам, контртеррористическая операция в Харькове окончена. Центр города был перекрыт, на станциях метро вблизи администрации поезда не останавливались. Но люди, узнав о случившемся, все равно с раннего утра подтягивались в центр.
Здание администрации встречало их выбитыми окнами, сгоревшими покрышками и тремя кордонами милиции. В первом – местные стражи порядка - всем своим видом они демонстрировали жителям лояльность и непротивление. А вот второе и третье кольца – то, кого пригнали из других областей на расправу с митингующими. Ближе к крыльцу - вояки в балаклавах и черной форме без опознавательных знаков. Они говорят только по-украински, и в центре Харькова это кажется странным. По некоторым данным это какой-то спецназ «Ягуар» с Западной Украины.
Здание администрации зияет выбитыми окнами
Фото: Владимир Демченко
- Это значит они на майдане революционеры, а мы, получается, сепаратисты, - возмущенно кричал седой мужик с георгиевской ленточкой на груди. – Ну что ж, забирай и меня.
- Эй вы, - крикнул он маскам. - Кто вы такие и зачем сюда приехали.
Маски в ответ молчали.
Уже в семь утра митингующих собралось человек сто. Женщины и мужчины, молодые и не очень. «Харьков, вставай, - завел сначала одинокий голос, но клич подхватили. - Долой хунту, нет фашизму».
- Самые главные сепаратисты – в Киеве, - возмущалась учительница Татьяна Стольная. – Они за два месяца развалили страну, потеряли Крым, а теперь и нас хотят потерять. Сепаратисты… Мы-то про раздел страны и не заикаемся.
- А какие у вас требования? – спросил я.
- Мы хотим федерализации и референдума о статусе Харьковской области, - Татьяна принялась загибать пальцы. – Хотим, чтобы русский язык был признан государственным, чтобы у Харьковской области была автономия в составе Украины!
- Я сама украинка, а муж – русский, - вступила в разговор женщина средних лет. – Для нас сейчас самое главное, чтобы не было репрессий. Сейчас, вы видите, идут самые настоящие репрессии. Я боюсь, что после выборов начнется что-то ужасное, никто их уже не остановит. Уже сейчас, говорят, к нам везут «Правый сектор» и каких-то американцев. А мы просто хотим передать наши требования властям. А администрацию заняли, потому что по-другому нас никто не хочет слышать.
Ближе к крыльцу - вояки в балаклавах и черной форме без опознавательных знаков. Они говорят только по-украински, и в центре Харькова это кажется странным
Фото: Владимир Демченко
Люди продолжали прибывать. Не слишком много, но и не мало для утра рабочего дня.
Ко мне подошел высокий парень в тренировочном костюме.
- Вы не смотрите, что нас мало, - тихо проговорил он. – Многие нас поддерживают, пока сидя за компьютером. Но скоро и они встанут – особенно после таких зачисток. Я сам отпуск на заводе взял – специально, чтобы здесь подежурить. Многие мои друзья собираются также сделать. Да что там отпуск! Скоро здесь все заводы встанут, вот люди поневоле на улицу выйдут. Вот тогда помитингуем.
ПРОДОЛЖАЕМ ТЕМУ
МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДА
К полудню площадь Свободы в Харькове преобразилась. Митингующих собралось уже около тысячи, они обсуждали события между собой и с харьковскими милиционерами в оцеплениями.
- Слышали, Аваков (министр МВД Украины – В.Д.) сказал, что вы саботажники, - улыбалась прапорщику белокурая девушка.
- Из его уст это похвала, - вздохнул милиционер.
Тут толпа загудела – по площади двигались 3 автобуса со шторами на окнах.
- Смотри, номера львовские, - крикнул кто-то. – Спецназ на нашу голову привезли.
Толпа хлынула следом. Ворота не успели открыться, как люди перегородили их живым щитом. В щели между шторами были видны люди в масках и автоматы.
- Зачем вы приехали, - кричали люди. - Фашисты! Мы не пустим вас, у нас мирный город!
Вдруг ворота распахнулись, оттуда выскочили люди с железными щитами. Они были в черной форме – те же самые, что стояли в третьем ряду оцепления. Щиты двинулись вперед.
- Мама, беги, они не посмотрят, что ты женщина, - крикнула девушка рядом. Щиты напирали.
Но вдруг в первые ряды выдвинулись мускулистые парни. Они потеснили щиты, выдернули пару бойцов из строй, обрушили на них град ударов. За линию щитов полетели камни — почти как на майдане. Строй щитов дрогнул и милиционеры быстро скрылись за воротами. Автобусы под улюлюканье толпы развернулись и уехали.
Люди не верили своим глазам. Они возвращались на площадь, обнимаясь и поздравляли друг друга. Они понимали, что автобусы вернутся. Но это все равно была маленькая победа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Координатор общественного объединения «Юго-Восток» Юрий Апухтин: «Мы добьемся создания юго-восточной республики»
О том, каковы перспективы харьковского протеста, «КП» рассказал один из лидеров митингующих, координатор общественного объединения «Юго-Восток» Юрий Апухтин.
- Сейчас единственный вариант действий – это мирный протест, - сказал он. – Штурм администрации, когда были задержаны десятки наших соратников, показал, что силовое противостояние не имеет смысла. А вооруженное – тем более. Нас просто перестреляют.
- Какова цель ваших протестов?
- Мы должны заставить власть изменить конституцию и превратить Украину в федерацию. В новой Украине мы добьемся создания Юго-Восточной республики, состоящей из восьми регионов - от Одессы до Харькова. Никто об отделении от Украины не говорит, так что все разговоры о сепаратизме – ерунда. Массовыми, но мирными акциями мы должны показать всему миру, что это надо сделать.
- А референдум?
- Настоящий референдум нам провести никто не даст. Поэтому мы под этим понимаем опрос граждан по трем позициям: федерализация страны, статус русского языка и отношение к вступлению Украины в НАТО. Результаты опроса станут нашим серьезным козырем.
СПРАВКА «КП»
На защиту киевской хунты призваны иностранные наемники
Greystone - дочерняя военизированная фирма компании США Blackwater. Она зарегистрирована на Барбадосе. В американской прессе не раз мелькали сообщения, что из этой организации «торчат уши ЦРУ». На официальном сайте Greystone указано, что эта «охранная фирма» может предоставить заказчику «лучших военных со всего мира», способных работать в любом месте. А задачи компании «могут варьироваться от небольших до крупномасштабных операций, требующих большого числа людей, для обеспечения безопасности в регионе». Примерно 80% личного состава фирмы - граждане США, остальные набраны из других стран - главным образом бывшие спецназовцы.
Бойцы Greystone ранее выполняли задачи в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии и других странах, где обрели имидж головорезов. Они уничтожали неугодных политических лидеров и командиров оппозиционных отрядов, совершали диверсии и теракты (среди них много снайперов и подрывников). Среди наиболее громких «дел» наемников компании - обстрел более 400 иракцев, которые в апреле 2004 года протестовали возле штаб-квартиры временной коалиционной администрации в Ан-Наджафе. Так что на Украине от них можно ждать чего угодно.
Почему самозваные власти незалежной решили воспользоваться «услугами» заморских боевиков? Уже просочилась информация, что киевская политверхушка сомневается в способности своих силовиков подавить протестные настроения на юго-востоке и нейтрализовать лидеров и активистов пророссийского движения.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Русские цари и не думали, что закладывают украинские города
Политики, историки и блогеры по обе стороны российско-украинской границы спорят сегодня, ломая микрофоны и клавиши, чья же исконная земля - юго-восток Украины, или, как его раньше называли, Малороссия и Новороссия. Кто ее осваивал? И кому должны здесь стоять памятники - Бандере или, к примеру, русским государям?
Не будем в этот спор встревать. Просто перечислим, кто закладывал здесь главные города:
ХАРЬКОВ - основан в 1630-х годах русским царем Алексеем Михайловичем Романовым. Там селились малороссы, бежавшие от поляков с правого берега Днепра.
СУМЫ - основаны не позднее 1655 года царем Алексеем Михайловичем Романовым. Царь разрешил поселиться тут беженцам-малороссам, которых убивали поляки.
КИРОВОГРАД - был основан в 1754 году русской императрицей Елизаветой Петровной под названием Елисаветград как крепость для защиты южных рубежей России от татар.
ЗАПОРОЖЬЕ - основан в 1770 году российской императрицей Екатериной II под названием Александровск.
КРИВОЙ РОГ - основан в 1775 году Екатериной II.
ДНЕПРОПЕТРОВСК - основан в 1776 году Екатериной II под названием Екатеринослав.
ХЕРСОН - основан в 1778 году Екатериной II для строительства русского флота. Строил флот и город русский князь Потемкин.
МАРИУПОЛЬ - основан в 1778 году Екатериной II. Она разрешила там жить грекам - переселенцам из Крыма.
НИКОЛАЕВ - основан в 1789 году Екатериной II. В это время русский князь Потемкин строил там корабль «Святой Николай».
ОДЕССА - основана в 1794 году Екатериной II на месте крепости, построенной ранее русским полководцем Суворовым.
ЛУГАНСК - основан в 1795 году Екатериной II. Сюда приезжали работать на чугунолитейном заводе выходцы из центральных и северо-западных губерний России.
ДОНЕЦК - основан русским императором Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке.
Что же касается Крыма:
СЕВАСТОПОЛЬ - основан в 1783 году российской императрицей Екатериной II на месте крепости, построенной ранее русским полководцем Суворовым. Строил город русский князь Потемкин.
СИМФЕРОПОЛЬ - основан в 1784 году Екатериной II. Его построил Потемкин на месте военного лагеря русского полководца Суворова.
ВОПРОС ДНЯ
Можно ли стабилизировать ситуацию на Украине без помощи России?
Леонид ТИТОВ, депутат Волгоградской областной думы:
- Нет. На Украине проживает очень много русских, которые имеют родственников в России. И если их начнут притеснять, подвергать гонениям, то Россия просто не сможет оставаться в стороне.
Александр ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП):
- Формат переговоров - США, Евросоюз, Россия и Украина - был бы наиболее уместен. И чтобы не только Россия, но и ЕС и США поставили вопрос о федерализации Украины. Тем более что и сами США, например, Германия, сами федеративные. И надо им успокоить украинских лидеров, которые боятся, что федерализация - это путь к развалу. Было бы неплохо и гарантии федерализации дать, которые могли бы выражаться в выборности губернаторов, в статусе русского языка как второго государственного.
Валерий ОСТРОВСКИЙ, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского госуниверситета:
- Невозможно. Россия в урегулировании сложившейся ситуации играет основную скрипку, которую никакой Евросоюз заменить не в состоянии.
Дмитрий АБЗАЛОВ, президент Центра стратегических коммуникаций:
- Однозначно нет. Потому что у властей в Киеве сейчас ни ресурсов, ни авторитета. Юго-восток Украины доверяет только Москве. Россия и, например, Германия могут повлиять на ситуацию и не допустить вооруженных столкновений. А вот если прольется кровь, то и о проекте федерализации можно будет забыть навсегда.
Владимир АБРАМОВ, политолог, Калининград:
- Без помощи России - сложно. Пока новые власти в Киеве понимают стабилизацию Украины только в силовом варианте. А надо решать противоречия, в первую очередь - учет интересов не только Галиции, но и востока, и юга Украины.
Антон, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):
- Можно. Но последствиями такой «стабилизации» будут базы НАТО в Луганске и американские противоракеты в Донецке.
ВМЛ, читатель сайта KP.RU:
- Конечно, нет! Заокеанским противникам стабилизация на Украине совершенно не нужна. Наоборот, им нужен хаос.
Комментарии
Разные ситуации. Только сами украинцы и жители других национальностей, проживающие на юго-востоке, могут решить свою судьбу. Надеюсь, при явном вмешательстве "диких гусей" из ЧВК, Путин окажет практическую помощь в защите жизни и свободы граждан юго-востока...
Ну, ни одного умного действия, даже слов умных от них не было. Все во вред Украине, если в итоге.
Или, так и задумано?