Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию
На модерации
Отложенный
Американские ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков. Исследования последних лет выявили связь между неприятием определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией маленьких детей. В частности, свойственная детям «неупорядоченная телеология» — склонность приписывать каждому предмету цель, ради которой он был кем-то сделан — является одной из причин удивительной живучести креационизма.
Современная научная картина мира слишком сложна для массового сознания. Ни один ученый не может вместить в своей отдельно взятой голове все знания, добытые наукой за последние два-три века, что уж говорить о простых смертных. Но это не единственная причина распространения предрассудков, суеверий и лженаучных идей в современном обществе. Не менее важной причиной является несоответствие многих выводов современной науки врожденным свойствам и наклонностям человеческой психики и устоявшимся стереотипам общественного сознания.
В обзорной статье, опубликованной в последнем номере журнала Science, сотрудники психологического факультета Йельского университета (Department of Psychology, Yale University) Пол Блум (Paul Bloom) и Дина Вайсберг (Deena Skolnick Weisberg) рассказывают об исследованиях данного явления, получившего название «сопротивление науке» (resistance to science).
Согласно недавно проведенным опросам, 42% взрослых американцев убеждены, что люди и животные существуют в своем нынешнем виде с начала времен. Среди меньшинства, признающего эволюцию и естественный отбор, лишь очень малая часть в состоянии внятно объяснить, что это такое (обычно люди полагают, что эволюция — это некий загадочный закон природы, в силу которого дети лучше приспособлены к среде обитания, чем их родители). «Сопротивление науке» затрагивает не только эволюцию: огромное число людей верит в научно неподтвержденные «медицинские» практики, в привидения, в астрологию и т. д.
Казалось бы, ну и пусть себе верят — лишь бы были здоровенькие. В конце концов, благодаря научному прогрессу большая часть народонаселения в развитых странах имеет полную возможность жить припеваючи, вообще ничего не зная и не понимая. Ан нет, ведь есть же еще и политическая сторона вопроса. В современном демократическом обществе именно от этих невежественных масс зависит в конечном счете государственная политика в таких «наукоемких» областях, как изменения климата, генетически модифицированные организмы, стволовые клетки, клонирование, вакцинация и т. д.
Исследования последних лет показали, что определенные аспекты «сопротивления науке», по-видимому, являются общими для всех народов и культур и проистекают из двух базовых особенностей детской психики. Первая связана с тем, что дети знают «изначально», вторая — с тем, каким образом они усваивают новые знания.
1. Наука противоречит «изначальным» представлениям детей об устройстве мира
Даже годовалый младенец — отнюдь не «чистый лист», он обладает по-своему весьма глубоким пониманием физического мира и человеческих отношений. Малышам прекрасно известно, что материальные объекты обладают плотностью, устойчивостью во времени (продолжают существовать, даже если их не видно), что без поддержки они падают и т. д. Они понимают также, что поступки окружающих людей осмысленны и целенаправленны, что их эмоции отражают отношение к разным ситуациям. Эти исходные представления служат необходимой основой для дальнейшего обучения, но они же порой и затрудняют восприятие научных идей.
Например, детская убежденность в том, что без поддержки предметы падают, мешает поверить в шарообразность Земли (ведь тогда все люди, которые «с той стороны», попадали бы вниз). Эта научная концепция полностью принимается ребенком обычно лишь в возрасте 8-9 лет, а до этого в нее вносятся систематические искажения. Например, ребенок может верить, что Земля шарообразная, но при этом считать, что люди живут только на «верхнем» полушарии, а снизу не живут, сваливаются.
Некоторые детские предрассудки оказываются настолько неистребимыми, что даже школьное образование не может их преодолеть. Например, многие студенты американских колледжей полагают, что шарик, выкатившийся из кривой трубки, будет продолжать двигаться по искривленной траектории (выбирают вариант B на приведенном рисунке).
Что же касается массового неприятия теории эволюции (и других достижений биологии), то причины этого кроются в другой особенности детской психики — а именно в присущей маленьким детям склонности видеть во всём, что их окружает, результат чьей-то целенаправленной деятельности. Это называют «неупорядоченной телеологией» (promiscuous teleology).
Удивляться не приходится, ведь человеческий мозг изначально развивался именно как приспособление для решения практических задач, для целеполагания и придумывания путей достижения цели. Самые насущные задачи для высших приматов, и людей в том числе, всегда были связаны с общественными отношениями, например, с борьбой за положение в общественной иерархии. Для решения этих задач необходима способность понять мотивы поступков своих соплеменников, способность, которая изначально строилась на рефлексии, на суждении о других «по себе». Что же удивительного в том, что такое понимание распространяется на весь окружающий мир, что ребенок или дикарь, услышав гром, неизбежно будет думать, что этот звук произведен кем-то с некой вполне определенной целью.
Например, специальное исследование показало твердую убежденность четырехлетних детей в том, что всё на свете существует «для чего-то» (львы — чтобы смотреть на них в зоопарке, тучи — чтобы шел дождик). Специальные исследования также подтвердили склонность детей к креационистскому объяснению происхождения объектов окружающего мира (всё вокруг кем-то сделано с какой-то целью).
Привлекательность подобных идей не слабеет с возрастом. Детям вторят поэты: «Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно».
Эти интуитивные представления мешают людям принять идею эволюции, точно так же, как изначальные наивные представления о физических законах мешают усвоить идею о шарообразности Земли.
Другое интуитивное представление, свойственное детям, — это дуализм, или идея о принципиальном различии между материальным и духовным, например между телом и душой, мозгом и сознанием. Американские дошкольники знают, что мозг нужен для осуществления некоторых ментальных функций, в первую очередь сознательных, таких как решение математических задач.
Но эти же дошкольники отказываются верить, что мозг нужен и для таких вещей, как игра в прятки или любовь к брату. Когда их спрашивали, что будет, если мозг мальчика пересадить поросенку, дошкольники отвечали, что получится очень умный поросенок, но все желания и знания у него останутся поросячьими.
Склонность к дуалистическому миропониманию препятствует восприятию достижений современной нейробиологии, которые убедительно показывают, что всё «духовное» в человеке целиком определяется вполне материальными процессами, происходящими в мозге. Противоречие между изначальным дуализмом человеческого мировосприятия и современными научными взглядами порождает причудливые социальные проблемы. Например, дебаты вокруг допустимости экспериментов с животными, человеческими эмбрионами и стволовыми клетками часто сводятся к проблеме наличия у этих объектов «души». Более того, применение магнитно-резонансной томографии для изучения мозга преступников привело к появлению новых, весьма оригинальных веяний в адвокатском деле. Появились утверждения, что если антисоциальные поступки человека определяются работой его мозга, то, следовательно, человек ни в чём не виноват, просто «его мозг заставил его так поступить». Таким образом, не только дети, но и вполне взрослые адвокаты наотрез отказываются воспринимать научные данные о природе мозга и психики.
2. Наука, говорите? Что-то не верится
Многое в «сопротивлении науке» определяется врожденными свойствами человеческой психики, но кое-что зависит и от культурной среды. Об этом свидетельствуют, в частности, межнациональные различия в степени сопротивления тем или иным научным идеям. Скажем, неприятие идеи эволюции у американцев выражено намного сильнее, чем в большинстве других развитых стран.
В разных странах считаются «общеизвестными» и не требующими доказательств разные наборы «истин». Такие идеи обычно усваиваются детьми без всякого критического анализа. Типичные примеры — значение общеупотребительных слов, «вера» в микробов и электричество. Существование микробов, например, в развитых странах никем не подвергается сомнению — и дети тоже, нисколько не задумываясь, проникаются искренней верой в существование этих невидимых тварей. Микробы, к счастью, не противоречат никаким «врожденным интуициям», а наоборот, помогают вполне телеологическим образом объяснить болезни, протухание продуктов и др.
Однако большая часть знаний все-таки не принимается без доказательств ни детьми, ни взрослыми. Когда дело касается научных знаний, даже взрослые люди — а о детях и говорить нечего — почти ничего не могут проверить сами по причине некомпетентности. В этом случае (то есть почти всегда) мы заменяем непосредственную оценку достоверности знаний оценкой их источника. Если источник кажется заслуживающим доверия и если в нём самом чувствуется уверенность, мы принимаем новое знание на веру, даже если не поняли толком, о чём речь. Типичный пример — вышеупомянутые американцы, которые верят в естественный отбор, но не в состоянии объяснить, что это такое.
Это касается не только науки. В одном недавнем исследовании людям предложили оценить различные политические программы, о которых испытуемым сообщили, что они исходят от той или иной политической партии (республиканцев или демократов). Испытуемые дали программам с виду вполне осмысленные, аргументированные оценки. Однако статистический анализ показал, что в действительности оценки определялись не содержанием программы и не отношением данного человека к каким-то конкретным законам или действиям правительства, а только лишь «партийной принадлежностью». Например, сторонники демократов поддерживали и совершенно «недемократические» проекты, если им говорили, что проект исходит от их любимой партии.
Выяснилось, что дети, в точности как и взрослые (и даже в еще большей степени), склонны оценивать достоверность информации по «весомости» и «солидности» ее источника. Уже четырех-пятилетние дети отлично знают, что взрослым известно больше, чем сверстникам. Если взрослый и ребенок говорят противоположное, дети верят взрослому. Они уже знают, что среди взрослых есть специалисты разного профиля и что в болезнях лучше разбирается доктор, а в сломанных велосипедах — механик. Кроме того, дети гораздо охотнее верят тому «источнику знаний», который демонстрирует полную уверенность в себе и своих словах. Мямли-ученые с их вечными сомнениями и фразами типа «разумеется, пока это лишь предположение...» никакого доверия у детей не вызывают.
В связи с этим нужно отдать должное дальновидности российских наукоборцев, которые мечтают в учебниках биологии после каждой главы добавить сносочку о том, что «есть, однако, и другая точка зрения...», и вдобавок ввести в школах изучение религиозной картины мира. Конечно, учитель биологии, опутанный «сносочками», не сможет так надувать щеки на уроках, как преподаватель «альтернативного предмета». Кому из них поверят дети — сомневаться не приходится.
Исследователи делают вывод, что «сопротивление науке» зарождается из противоречий между интуитивными представлениями маленьких детей и тем, чему их учат; «сопротивление» переходит из детства во взрослую жизнь, если соответствующие научные идеи не имеют всеобщей поддержки в обществе, и становится особенно сильным, если существует ненаучная альтернатива этим идеям, не противоречащая «элементарному здравому смыслу» и опирающаяся на солидные, уважаемые и очень уверенные в себе «источники». В США именно так обстоит дело с эволюционной биологией и нейробиологией: выводы этих наук противоречат и детской интуиции, и высказываниям многих солидных политиков и религиозных деятелей.
Что уж говорить о ситуации в России. Утешает лишь, что креационисты, фоменковцы и прочие астрологи, конечно, ни в чём не виноваты. Просто «их мозг заставляет их так думать».
Один из тестов, служащих для изучения людского невежества. Большая часть народонаселения полагает, что шарик, вылетевший из кривой трубки, будет продолжать двигаться по кривой траектории. Рис. из обсуждаемой статьи в Science.
Комментарии
Нет никаких противоречий.
Есть две разные, основные теории (с подвидами) происхождения мира.
Обе теории имеют множество разумных аргументов.
Ни одна теория не доминирует по общей разумности доказательств
Ни одна теория не доказана.
Но, допустим в вопросе происхождения мира, наука ничего до сих пор толком не доказала.
Теория эволюции? Она доказана - нет. Да есть факты, да эволюция присутствует, но она идёт совсем не так как хочется эволюционистам. Более того до сих пор нет ни одной линейки происхождения какого либо вида. Нет промежуточных форм от динозавров до современных видов, доказанных, а не предположенных в теории.
Более того научные теории происхождения мира так слабы, что учёные начинают разрабатывать множество альтернативных теорий.
Про мифы разных религий говорить не буду. Христианские мифы, происхождения мира пока никто не опроверг. Более того, есть множество научных подтверждений этих преданий.
Поэтому можно резюмировать, что научная картина происхождения мира, в целом не доказана, и практическая ценность её равна нулю. Что и с чем вы собирались сравнивать вообще не понятно.
За практическую ценность самой науки я не говорил.
Далее этот ваш антропогенез, вы ещё не читали, по этой теме как фальсифицировали доказательства, как скелеты наших так называемых предков собирали из частей обезьяньих и человеческих скелетов, как подтачивали зубы напильником. Как находили новых наших предков, "раскручивали" их и как попадались на вранье и забывали про них. Биологические даты учёных скачут как как, не знаю как, ну очень сильно, в плюс и в минус, а сколько было попыток подгона дат под определённые события.
Короче говоря это не наука.
Теперь на счёт Креационизма и Эволюционизма как правильных теорий. Я не являюсь приверженцем ни той ни другой теории, у обоих теорий есть свои сильные и слабые стороны. Истина же наверное как всегда по середине.
Во всяком случае, вы наверное сейчас будете смеяться, но я скажу вам, что Библия не противоречит ни одной из этих теорий.
Приведу пример ниже:
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
Как видите вот вам живое подтверждение эволюции. Бог создал программу. Земля создаёт зелень, траву. Затем Бог создаёт программу и вода производит всякую душу живую.
Вот вам пожалуйста, живое подтверждение эволюции.
Христианство принесло в мир великую христианскую культуру, все наши моральные правила, наши отношения между людьми, понятия добра и зла, всё взято из христианской культуры. Наука и та появилась благодаря Христианству, его поддержке.
Языческий идеал - это величие тела, развитие физического и духовного. Христианский идеал - это победа духа над телом. В христианстве приоритет отдается развитию души, духовному началу.
Язычество есть обоготворение природы, ее сил и явлений, это ясно отмечает св. апостол Павел, говоря, что язычники «заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Послание к Римлянам 1,25).
Отличительной чертой язычества является мифология.
Языческие религии, возникли в результате мифологического творчества, или, хотя и возникшие под влиянием какой-либо личности (Зороастр, Будда), но стремящиеся стереть исторический облик этой личности, исключить ее из области исторических деятелей.
Христианство это религия этическая, евангельский образ Христа Спасителя представляет недосягаемый образец нравственного совершенства, являясь неиссякаемым источником нравственного вдохновения уже для двадцати веков.
Язычество, так как природа не знает ни добра, ни зла, то и образы языческих богов, бывших олицетворением природных, космических сил, совершенно лишены всякого нравственного достоинства. Многие из языческих легенд о богах являются прямо возмутительными для всякого нравственного чувства.
Теперь по генетике, что там за доказательства?
Есть много учёных-генетиков которые верят в Бога, и генетика им никак не мешает, даже наоборот, книги пишут, о генетике подтверждающей сотворение мира Богом.
Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей,
От Иоанна святое благовествование. Глава 3. Стих 16
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Кстати, а каков исторический облик бога-отца, фигурирующего в Ветхом завете? Горящий куст?
Вам очень важно узнать облик Бога? Что плохого в образе горящего куста?
Богу не важно кто ты, он любит всех без исключений.
"Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что
Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим.5:8).
Бог желает спасения всех людей (1Тим.2:4).
Православные богословы учат, что первородный грех это не грех, это повреждение человеческого естества, через которое люди стали способны грешить и вмещать грех в себя, свои души.
Современные нравственные правила появились позже.
Потом эти и подобные рассказы не кодекс нравственных правил, а история, такая как есть без прикрас. Кстати подтверждающие подлинность Библии, т.к. в ином случае эти рассказы уже давно бы подчистили.
В любом варианте останутся прочие тысячи, которые отвергнуты. Как будете избегать их ревности?
Если времена и нравы могут быть другими, то о каком нравственном совершенстве речь? Совершенное вчера -- может быть весьма далеким от совершенства сегодня, а завтра и вовсе станет мерзостью.
Православие говорит, что Бог один и других нет, ну ещё нечисть может принимать любые формы.
В любом случае Бог один и может принять любую форму, при этом Он ещё останется вездесущим, никакой образ, не сможет Его правильно передать, вместить. Любой образ будет как бы это сказать не очень верный.
Другие, о ком рассказывает Библия были людьми, а люди не совершенны и могут ошибаться и поступать не всегда правильно. Библия этого не скрывает.
Критерии совершенства у Библии свои, они оставлены Христом и по этому неизменны.
По вопросу православных святынь вы не правы, есть и очень много святынь не поддельных, и многие из них изучаются учёными. Я был в Перми на экскурсии в монастыре, у них была мироточивая икона, её как раз забрали на исследование учёные, печёрские пещеры исследовали учёные, можно ещё очень много привести примеров.
По вопросу генетики, мне попадались такие книги, но названия их я благополучно забыл, нужно вспоминать, искать, если очень нужно попробую вспомнить. На тему генетики есть интересная статья в КП, там и ссылка на одну книгу.
http://www.kp.ru/daily/26111/3007042/
например: велосипедист, выезжая из кривого тоннеля, более вероятно последует второму варианту...
Причем эта структура работает и в материальном мире, и в социальном (экзистенс), духовном мире в параллельно -последовательно - взаимоувязанной форме связей.
Это технология а не считоводство.
Разумеется, цель есть! Часто просто не очевидная. А иногда очень очевидная, как в данном случае. Вряд ли автор что-то написал безо всякой цели = «смысла»...)))
Смысл «теории эволюции» состоит в том, чтобы доказать бессмысленность))) (случайность) ВСЕГО, а вовсе не декларируемую «научность». Зачем «наука» упорно и методично насаждает идею бессмысленности всего, включая и «всякий базар» на МП!? Человек не может жить без смысла – если это Человек! Иные наблюдаемые живые имеют смысл «просто так» как данный им «извне» инстинкт, а человек-животное вынужден придумывать смысл, фантазировать на сей счёт, поддаваясь внешнему охмурению разных культов: т.н. «научных», включая с открытым кодом: «деньги (которые содержат и «танцуют девушку-науку») правят миром и… придают смысл жизни человеку», и «религиозных», где религией часто уже и не пахнет. А пахнет... теми же деньгами...)))
И никакой интеллект ему не поможет, если процесс зашёл далеко. Наоборот, последовательно логичный вывод из «теории эволюции - самой научной из научных» забивает последний гвоздь во все его сомнения: «Жизнь – чистая случайность и, соответственно, бессмысленность!» А потому «пусть идёт всё лесом – без меня, а может и со мной, если прихватить остальных терактом…»
))) При чём тут креацинизм, к которому я не имею никакого отношения?..
_Вам удобнее влачить существование в тёплом болотце своеё бездумной обезьяньей религии_
Это какой же!!?
К учёным и науке (реальной, а не мнимой) Вы точно не имеете никакого отношения! )))
И прямо сейчас находитесь в злобной депрессии))), тратя свои силы и время на борьбу с культами, которые вовсе не являются религией. Чтобы хотя бы на их фоне как-то самоутвердиться и внести хоть какой-то субъективный (выдуманный) смысл в свою жизнь - объективно бессмысленную по собственному убеждению...))
Для того, чтобы она была, думать надо, а не служить "говорящим учебником", анализировать, а не фантазировать ...
Про "знания". Иногда лучше курить в сторонке!.. ))
Paul Bloom and Deena Skolnick Weisberg, Childhood Origins of Adult Resistance to Science
SCIENCE, 2007, VOL 316, P. 996.