Поднадзорный. Запись сна
Мне снилось, что я читаю новый роман Марка Твена. Читаю на английском, поэтому понимаю с трудом, но русского перевода пока что нет. Марк Твен рассовал свои рукописи по конвертам и в завещании указал, какую когда можно будет вскрыть и издать, и вот настало время очередного конверта, и в Штатах роман издали, а у нас пока что не перевели.
Я даже название романа не очень-то понял. Что-то вроде «Надзирание» или «Наблюдение» — но не просто наблюдение, а с обязательной фиксацией и донесением, c написанием очень подробных отчётов о наблюдении за человеком. Имя у главного героя (он же рассказчик) какое-то непроизносимое — для меня, читающего рукопись Марка Твена, только что изданную на английском. Поэтому, читая, я называл его Поднадзорный.
Сначала был очень сложный и поэтому жутко интересный пролог, посвящённый психологическим аспектам надзирания и поднадзорности. В прологе весьма наукообразно описываются и систематизируются реакции поднадзорных на сам факт надзирания за ними. С одной стороны, это раздражает человека, с другой — развлекает его, но самое страшное — у поднадзорности, оказывается, есть эффект привыкания, человек может «подсесть» на факт собственной поднадзорности и чувствовать себя весьма неуютно, когда за ним не надзирают.
А потом начинается собственно роман: что-то вроде дневника надзирания героя за самим собой и за своими надзирателями. Надзирают за ним везде: на службе в какой-то мелкой конторе, на улицах, в магазинах, до́ма (этим занимается кто-то из прислуги), на пикниках (один из друзей ГГ). За ним надзирают даже в общественном сортире (в кабинках установлены громоздкие, наведённые на стульчак, хитроумные фотокамеры, в которых с громким клацанием автоматически меняется фотопластинка каждые полминуты, и подробному техническому описанию этих фотокамер посвящена чуть ли не половина главы).
Понемногу начинает раздражать, что до сих пор (уже седьмая или восьмая глава из чуть более двадцати!) не объяснено, почему за героем установлено надзирание, в чём он провинился или в чём подозревается. Поначалу «дневник самонадзирания» воспринимается как маленькая месть надзирателям: «Вы надзираете за мной? Ну так я буду надзирать за вами!».
Это кажется правдоподобным, потому что «дневник самонадзирания» надзирателями тоже прочитывается, и они даже не слишком скрывают это — герой то и дело обнаруживает признаки того, что его дневник опять открывали, читали и даже переписывали. Потом психологический вектор автора дневника меняется: он увлёкся процессом надзирания за собой, «подсел» на этот процесс, он тщательно фиксирует все свои действия, могущие показаться подозрительными.
И только ближе к концу рукописи становится ясным, что в центре внимания героя — не он сам и не его надзиратели, а всего лишь один из его надзирателей (это женщина), остальные изображаются лишь постольку-поскольку, в моменты «пересменок» с той, за которой надзирает герой. И становится ясной жуткая мысль: в этом государстве все надзирают за всеми, у каждого гражданина есть несколько поднадзорных граждан, и за каждым гражданином надзирают несколько других. И пишутся подробные отчёты, весьма похожие на вот этот «дневник самонадзирания», — и не является ли этот «дневник» просто одним из таких отчётов? Отчёт о надзирании за одной из своих надзирательниц...
Рукопись не закончена, она обрывается в самом начале двадцать какой-то главы. В предыдущей главе между Поднадзорным и его надзирательницей начинают завязываться личные отношения, осложнённые фактом взаимонадзирания. Но очень даже возможно, что рукопись всё-таки закончена, что Марк Твен нарочно оставил рукопись незавершённой — точнее, придал ей вид незавершённости. Потому что никакая любовная интрига не может оказаться интереснее жуткой социальной идеи романа.
P. S. Между прочим, приснившаяся мне рукопись Марка Твена — очень даже в духе его собственной судьбы (того, что мы знаем о его судьбе). Марк Твен сам был поднадзорным своей жены, она жёстко и даже жестоко цензуровала его рукописи. Именно она внушила Марку Твену мысль о преждевременности многих его рукописей, именно под её влиянием он рассовал их по конвертам и составил своё завещание, где определил сроки публикации: через 10, 50, или 125, или даже 500 лет после смерти автора... Он вполне мог ощущать себя Поднадзорным и написать такой роман.
Комментарии
Ассоциативно всплыло довлатовское о том, что заключенные и надзиратели похожи... и Юры Левченко сегодняшнее: "раб и тиран":)))
26 мая 1938 года. Даниил Хармс.
Щас поищу и прочитаю, что ему в этот день приснилось.
Не так уж часто я встречаюсь с ним,
Да как там не верти и ты и я,
В эти мгновенья, мы обычно спим...
Решая дня ушедшего кроссворд,
Блуждаем в лабиринтах сновидений...
А на востоке вновь заря встаёт,
Стирая темноту, раскрашивая тени....
Старший Брат смотрит на тебя...
Оруэлл 1984
Помню, лет шесть назад прочёл дочери Гека Финна во всех частях. Сам я его в детстве раз двести перечитывал, но только, когда прочёл дочери, вдруг осознал, насколько это грандиозная вещь. Просто колоссальная!
Кстати, будучи лет десять назад в США, с удивлением обнаружил, что мои тамошние коллеги практически ничего не знают о своей классике. Ладно бы там, Драйзера или Фолкнера, Лондона не знают, не то, что Марк Твена! Я было подумал, что они это прикалываются, ан нет, - от души...))
В Америке я не бывал, и американских коллег среди моих знакомых нету - ваши впечатления мне сравнить не с чем.
Эпопея Тома Сойера, кстати, имеет продолжение - "Том Сойер за границей" и "Том Сойер сыщик", но это уже ближе к новеллам. Гек Финн же, эпопея с большой буквы. Гляньте и его публицистику - тоже много интересного. Литературные грехи Фенимора Купера и прочие вещи. Тут Марк Твен открывается с совсем неожиданной стороны.
Для Гека Финна он выбрал самую подходящую форму - "роман-путешествие", позволяющую показать разные стороны общества. Как, впрочем, и для своей первой книги "Простаки за границей" - правда, там выбор был вряд ли сознательным, он просто собрал книгу из путевых заметок.
Ну, удачи вам в литературных находках, Удачи!
Комментарий удален модератором
И все хоть чем-то не сбываются.
А автору надо подумать о написании романа, раз он все запомнил. Сны они такие, щас помню, а вот теперь не помню, надо по свежим следам записывать... Тем более идея просто офигительная!
Уверен, что ответы нам даются на чувственно-эмоциональном уровне, то есть, искать героя сна в сети нет смысла, нужно вспомнить ту эмоцию или чувство, которую он вызывал во сне и проассоциировать это же ощущение в реальность. Так можно понять о ком или о чём говорит с нами неосознанное.
Ещё, известно, что сны сняться многим, но не многим цветные, звуковые или с запахом. Думаю, что со всеми пяти чувствами - это высшие пилотаж, практически, вторая жизнь: именно так ко своим снам относился Никола Тесла, например. Сальвадор Дали искусственно вводил себя в состояние "быстрого сна" и пробуждал себя сразу после, находя в этом источник вдохновения для картин.
Один мой близкий знакомый так сказал про это: "Многие люди искусственно пытаются отключить сознание, чтобы получить переживания, подобные снам просветления. Но расплата за наркоманию тяжелейшая, так как это насильная попытка заглянуть за черту".
Анализируйте свои сны сразу после пробуждения.
Это норма, вообще-то. :)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B7%D0%B5%D0%BD
= = =
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%81%D0%BE_%28%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%29
Правда,эту информацию следует читать критически - все-таки намешано многое и ложно интерпретировано.
Самюэль Клеменс отдохнёт )))
Если Аллаху будет угодно... )
Попадание в главную ленту — прекрасный случай выявить троллей и занести их в Чёрный Список! :)))
лезут вон — к изрядным в ряд.
Жертву жрут жрецы и жрицы...
А творцы творят.
На одеждах непарадных —
ни регалий, ни заслуг,
и глупцы в ряду изрядных
держат их за слуг.
Вам бы happy end послушать?..
Но творцы ревнивцам служат:
хуже нету им удела,
чем толкаться не у дела.
Так что спите спокойно, тов. Рубан и не занимайтесь самооговором.
Кстати, в конверте, который можно вскрыть через 500 лет лежит гонорар за последнее произведение Марка Твена, но Вы столько не проспите.
Ничего невозможного, ведь роман Жюля Верна "Париж, двадцатый век" нашли и издали только в 1994 году!
К тому же, у Марка Твена вполне себе ничего потенциал для очень острого социального сюжета. Возьмите его хоть и "№44" или "Жизнь среди микробов"... Кстати, опубликованные спустя 75 лет после смерти!
Гордон - Диалоги: Новая антропология - Исихазм
Иду я вдоль берега болота. Раньше это была река, довольно большая. Затем русло изменилось, река стала старицей, озером, которое подпитывалось родниками.
Родники заилились, дожди и ветры сделали своё дело и вот, прежде чем совсем высохнуть, болото стало опасным, попавший в него не мог выбраться без посторонней помощи.
Я обхожу болото стороной, выбирая безопасное место, прежде чем ступить ногой (почему-то мне надо пройти по самому краю). Из трясины торчат головы, провожают меня взглядом, некоторые протягивают руки, просят вытащить их из грязи. Я выбираю того, который поближе, не забывая о своей безопасности, протягиваю к нему руку, но, вместо того, чтобы воспользоваться моей помощью, человек пытается затащить меня в болото. На помощь к нему спешат другие люди и я делаю отчаянное усилие, чтобы вырваться.
Мне это удаётся, но я знаю, что руки им больше не подам, брошу верёвку, закреплённую на устойчивом берегу и пусть выбираются сами.
Такую гадость показывают, что просто жуть.
"Челюсти" смотрел давно, так что это не может быть поводом.
Эта фраза как нельзя лучше подчёркивает смысл сна - искажённое подсознание нашего сознания.
Полагаю, все сны заложены в нашей наследственности автоматически, иначе просто нельзя объяснить, почему все люди треть жизни проводят во сне. Все здоровые люди без исключения видят сны, только одни помнят то, что видели, другие нет. Сон - это интуитивное проникновение в наше подсознание с целью получение генной информации о биологической наследственности. Если бы мы периодически не "заходили" в собственное подсознание, расхождение действительности с наследственными представлениями о самих себе были бы настолько искажёнными, что мозг был бы дезориентирован этим. Ежедневная корректировка интуиции и сознания так же необходима людям, как сверка показаний точности времени. Смысл сна в том и состоит - получить искажение и устранить его в последующей бодрствующей фазе.
По-хорошему, все люди должны дополнительно сами наблюдать за собой каждую минуту, как это описано у Д.Гранина в повести "Зубр". Там учёный-математики ведёт поминутный ежедневный хронометраж своих действий с целью корректировки сознания не во сне, а наяву...
Трезвость мысли дает именно это знание: как бы - одной "ногой" в матрице, другой - в голограмме. То есть правое полушарие абсолютно свободно, а левое - нет, не контролирует, а обеспечивает страховку.
Полная хрень! Извините за невежливое определение вашего определения.
Сон — это небывалая комбинация бывалых впечатлений. В данном конкретном случае — литературного стиля Марка Твена (в моём восприятии, разумеется) и собственных социально-сюжетных построений.
Комментарий удален модератором
Марк Твен весьма жизнеутверждающий автор, зря его сюда приплели.
«На аватарке — лицо кота и мордашка дамы»...
и вот уже 38 лет учит английский.
Комментарий удален модератором