Мария Арбатова: США - страна людей-обрубков

На модерации Отложенный

"Сборище людей-обрубков, которых можно держать вместе только на финансовой составляющей и чтобы с кем-нибудь повоевать", — так отзывается о США известная российская писательница Мария Арбатова. Своим мнением о стране, которая так активно пытается диктовать свою волю России, наша гостья поделилась с главным редактором "Правды.Ру" Инной Новиковой. — Вы недавно вернулись из Америки. Как вы считаете, в США есть те же проблемы во взаимоотношениях между представителями разных национальностей, носителями разных менталитетов, как у нас? — На самом деле, у меня такое предложение: всех посылать в Америку, чтобы люди возвращались оттуда патриотами. Америка позиционируется как толерантная страна — а на самом деле я поняла ее национальную идею: "У тебя не было прошлого". Это сборище людей-обрубков, которых можно держать вместе только на финансовой составляющей и на том, чтобы с кем-нибудь повоевать… — Но ведь иммигранты не воюют, они финансово зависимы, они вынуждены быть терпимыми и подстраиваться? — Разговоры про то, как терпимы и милы иммигранты, у любого психолога, психоаналитика и даже психиатра вызывает дикую ржачку. Они терпимы, потому что на них наброшена полицейская сетка. Если брать США, то там все построено на совершенно кретинских законах, на которые неизбежно натыкается любой переселенец. Вот, например, наш приятель — кстати, юрист по образованию, — возил нас по Америке. Он говорит: "Ребята, я живу в этой шизофрении. Недавно ехал около океана и очень хотел посидеть на берегу, а там зона ловли рыбы и специальные рыбные полицейские (там есть санитарные полицейские, там есть какие-то почтовые полицейские, там каких только нет полицейских). И вот сидит специальная рыбная полицейская в специальной рыбной форме и говорит, что я должен заплатить, чтобы подойти к берегу и ловить рыбу. "Протяните удочку", — говорит. А удочки нет". И наш знакомый, как истинный русский, пытается соврать, что удочка у него в машине. А женщина-полицейский ему отвечает: "Я надеюсь, что она у вас в машине, потому что вы же понимаете, что там люди ловят рыбу, и если бы вы просто пришли туда посидеть, вы бы совершили преступление". — Это ведь специфика Америки? — Да, той самой Америки, от который мы так дуреем. Например, когда дочка моей приятельницы приехала жить куда-то под Чикаго, ее муж купил машину, на которой до этого развозили пиццу, булочки или что-то такое. На автомобиле была небольшая надпись. Муж поставил эту машину около дома, и ровно через полчаса тетка из соседнего дома (а там же маленькая, одноэтажная Америка) вызвала полицию. И с него взяли долларов 500 штрафа, потому что, оказывается, "машину для бизнеса" нельзя оставлять около дома. Полицейские заставили его сбегать за краской и быстро закрасить эту "пиццу" прямо при них, чтобы не брать с него еще деньги. — В России же совсем по-другому все делается… — Да, у нас специфика жизненного понимания другая… Ну, что бы наш человек сделал? Пришел бы и сказал: "Мужик, значит, ты здесь закрась, а то тебя оштрафуют". А полицию мы вызываем только в том случае, когда люди не могут договориться, обсудить ситуацию нормальным языком. А там эта схема работает совершенно иначе. — Может быть, нам тоже следует так себя вести? Вот мы начинаем договариваться с соседями, которые шумят… С рабочими, которые ночью работают перфоратором… Можем договориться, а можем и не договориться. Или лучше не тратить время, сэкономить нервы и сразу обратиться в полицию,чтобы они разбирались? В этом ведь что-то есть? — Тогда мы через некоторое время перестанем быть людьми. Эта полицейская сетка, которая раскинута в Соединенных Штатах, на самом деле почти ничего не ловит. Вот я сейчас общалась с человеком, который в Бруклине живет уже двадцать лет и прекрасно знает, как там обстоят дела (я уже не говорю про Чайнатаун, никто не знает, сколько там живет людей, а, между тем, только в Нью-Йорке семь китайских районов). Говорит, полиции нет вообще. Во-первых, полицейские боятся. А во-вторых, как у нас в 1990-е в Солнцеве, там все авторитеты держат. У кого-то украли кошелек, надо идти к авторитету, он решает. Полицейская сетка вроде бы накинута, но бесполезна. Этот человек в Бруклине двадцать лет живет без документов, и его жена тоже, да и половина района. — То есть никуда не выезжают, не учатся, не получают пособия? — На самом деле все гораздо хуже, но это уже неважно. Большая часть Бруклина так живет. Есть еще Брайтон — это, знаете, наше Бибирево, где живут самые жалкие эмигранты в мире, которых мне доводилось видеть. — Но все-таки, как же человек может так долго жить без документов? — А вот живет двадцать лет, работает, платит пенсионные взносы, будет пенсию получать. Я его спрашиваю: "Как это, без документов-то?". Он мне отвечает, что у них одна система не ловит другую. Говорит, через две недели после теракта 11 сентября 2001 года одному из арабов, который угнал самолет, пришло разрешение на работу. Нормально? — Но все-равно должен же человек за два десятка лет попадать в такие ситуации, когда понадобится паспорт. — Да, я ему так и сказала. Он говорит: "Меня однажды сбил мотоцикл, я проснулся в реанимации и подумал, что вот сейчас меня и вышлют. Столько лет прожил нелегально, должен быть депортирован. Но они ограничились моими водительскими правами, открыли уголовное дело, и я совершенно спокойно из этой истории вышел". — Получается, что Америка населена такими вот людьми, которые всю жизнь на нелегальном положении? — Да, и в этом ее проблема заключается. Всем людям, которые туда приехали, на родине было невыносимо, они не смогли устроиться там, где родились. Вот такая концентрированная человеческая трагедия. — У меня в свое время половина курса уехали в Америку. Многие потом вернулись, но потеряли время и силы… Некоторые остались, но с университетским образованием работают продавцами или вроде того. И тем не менее сейчас молодежь опять говорит про эмиграцию, мечтает "свалить". Получается, на чужих ошибках не учатся? — Вы знаете, сам процесс отъезда не такой уж страшный. Есть статистика по европейским странам, где 50 процентов заявляют, что они хотели бы эмигрировать, — и да, это молодежь. У нас таких 20 процентов. Безусловно, нельзя любить свою родину, если ты ее не видел. Наша страна огромная, и человек, который никогда в ней не был нигде, кроме Москвы и Питера, вообще не понимает, где он живет и как ему повезло. Как-то я летела в Магадан и подумала: в полете под тобой шесть часов сумасшедшие какие-то горы, реки, леса, медведи… Ты прилетаешь туда, и там твои сограждане разговаривают твоим языком, абсолютно та же аудитория, что и в Москве, когда ты выступаешь с книгами, тот же самый салат оливье… И ты понимаешь, что вот эта вся махина — она твоя. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ИНДЕЕЦ ПЛЕМЕНИ ЛАКОТА В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ От Владимира до деревни Славцево больше сотни километров. Снега в этом году навалило немеряно, но дорога даже на окраине Славцево радовала ровностью и вычищенностью. - Где тут у вас живет индеец Джастин? - спросила я женщину возле магазина. Та охотно, прервала разговор с соседкой и, ничуть не удивившись, махнула рукой в сторону противоположного края деревни: - Как асфальт закончится, слева его дом, и улыбнулась: Привет передавайте! Джастин на уазике В мае прошлого года в деревне Славцево Меленковского района поселилась необычная пара. Она – москвичка. Но внимание местных жителей больше привлек он – настоящий американский индеец из загадочного племени Лакота. Джастина Ирвина американские соплеменники зовут Сунг Маниту Танка Большой Волк.

Ему 41 год. Пара купила дом на окраине деревни. В своем бревенчатом «вигваме" семья поселилась с двумя детьми. Мужики из Славцево приходили знакомиться к новоселам по-своему - с выпивкой. Джастин охотно общался с местными, но крепче кофе ничего не пил. Он вообще ни капли «огненной воды» в рот не берет. Тем не менее, мужики выяснили, что в прошлом индеец - морской пехотинец. На гражданке освоил специальности механика, электрика, сварщика, работал разнорабочим. В общем, мужик, хоть и с непривычно длинными волосами, но крепкий, рукастый – в деревне всегда такие нужны. Как все, весной «индейцы» засадили картошкой огород - 16 соток. Как все, летом спасали деревню от лесных пожаров. Огонь горел в десяти километрах от Славцево. Деревню опахали, но Джастин, на всякий пожарный, каждую ночь на своем УАЗе «Патриот» объезжал округу. В итоге, не говорящий по-русски ни слова, энергичный, работящий индеец деревенским жителям понравился. Здесь справедливо считают, что поступки - лучше всяких слов. Великий интернет На вопрос: почему индеец племени Лакота поменял жизнь в самой богатой стране мира на глухую русскую деревню, я для себя ответила однозначно. Конечно, из-за любимой женщины! Наталье Ирвин - 34 года. Как многие, кто рос во времена пионерских галстуков, москвичка в детстве зачитывалась книгами про Зверобоя и Чингачгука. С возрастом интерес к индейской культуре у Натальи не пропал. Однако, она поняла, что жизнь индейцев - не сказка. - Я искала новую информацию об индейцах, - вспоминает Наталья. - На русском языке данных очень мало. Тогда я открыла иностранные сайты. Нашла сайт республики Лакота. Зарегистрировалась на форуме под ником "Наталья из России". Это было ночью, я задремала. Проснулась и вижу сообщение: "Привет. Как дела? Джастин." Около года они просто переписывались. В очередном письме Большой Волк написал: "Приезжай, я на тебе женюсь!" - Я поехала в резервацию. Просто в гости. Даже купила билеты с открытой датой, чтобы уехать в любое время. Но в итоге осталась и вышла замуж, - рассказывает Наталья. – Мы сыграли свадьбу по индейскому обычаю. На такой серьезный шаг даже не все индейцы решаются. Это все равно венчаться для православных. Почему племя Большого Волка приняли Наталью ? Ведь брак у него второй по счету. От первого брака на родине осталось четверо детей. Спрашиваю, в чем секрет. Наталья честно ответила: - С первой женой они разошлись, и никто не стал возражать, когда он выбрал меня в жены. Вообще, индейцы русских любят. Люди там гостеприимные, живут скромно,без пафоса. Только, к сожалению, терпят притеснения от американцев. Индеец – политический? Когда-то территория племени Лакота простиралась на площади шести нынешних штатов – от Монтаны до Колорадо. Сегодня индейцы сегодня только 1,6% от общей численности населения некогда принадлежавших им безраздельно земель. В конце 1870-х годов американские аборигены были окончательно переселены в резервации. Жить в резервации или не жить – каждый индеец для себя решает сам. В декабре 2007 года индейцы племени лакота в одностороннем порядке вышли из состава Соединенных Штатов Америки. Соответствующее уведомление было передано в госдепартамент. Так появилась, по крайней мере в мечтах лидеров движения, Республика Лакота. Но мечты так и остались на бумаге и в интернете. А Джастин Ирвин решил проблему свободы радикально: уехал с женой в Россию, чтобы заниматься своим фермерским хозяйством. - Вы думаете, в русской деревне плохо? - спрашивает Джастин.- Нет. Езжайте в американскую резервацию. Там, 85 процентов населения - безработные. Каждый четвертый младенец умирает. Продолжительность жизни - 45 лет. На своем языке индейцы не разговаривают. В школах наш национальный язык не преподают, только старики его помнят. За свет и газ индейцы платят непомерные деньги. В общем, жить в резервации нелегко. Я не хочу, чтобы мои дети росли в такой обстановке. - Сейчас Джастин готовит документы для оформления российского гражданства, а от американского хочет отказаться, - добавила Наталья. - Ему нравится Россия, русские люди, русская деревня. Когда мы планировали переехать в Россию, Джастин сразу сказал, что в мегаполисе жить не будет. А я тоже с радостью уехала из Москвы. С детства люблю копаться в земле… Вернувшись из Америки, молодожены стали искать дом в деревне. Смотрели жилье в Смоленской области, в Ярославской... И как только увидели дом в Славцево, сразу поняли - это их! Место красивое, тихое и в тоже время райцентр в 10 километрах. Туда можно возить детей в школу и секции. Кстати, по пути в Славцево на обочине дороги мы увидели упитанного глухаря, а потом дорогу нам перебежала лиса… И впрямь место хорошее для свободных индейцев. Кто в доме хозяин? Я заметила, что в семье Большого Волка женщина - никакая не прислуга. Пока Наталья встречала и усаживала нас за стол, пока мы обменивались приветственными словами, Джастин шустро "затворил" хлеб (только не в печи, а в электрической хлебопечке), нагрел воды и принялся мыть посуду. Спрашиваю: - А кто у вас в семье главный? - Вообще в племени Лакота- матриархат,- улыбается Наталья. - Если женщина выкинула из вигвама вещи мужа, значит - развод. Все нажитое имущество остается у жены, а у мужчины - только его оружие. Но у нас в семье - равноправие. (Джастин с посудой только поддакивал, - Авт.) Нет строго распределения на мужской и женский труд. Например, я планирую, из чего лучше пристройку для домашних животных сделать - из бревен или бруса, ищу, где купить стройматериал. Джастин охотно готовит еду. Кстати, в России Джастину очень понравился "Российский" сыр , с большим удовольствием Большой Волк ест деревенскую сметану, творог, яйца, пьет парное молоко. Еще любит пельмени и блины. Интересуюсь: какое индейское блюдо любят в интернациональной семье? - Мясо бизона,- не задумываясь, отвечает Наталья. - Но во Владимирской области его не купишь. Зато Джастин с неменьшим удовольствием ест шашлык, который я ему готовлю. Матюшка! Опять разделся! – это она младшему сыну. – Он у нас как настоящий индеец, одежду не любит. Кстати, официально Матюшку зовут Мата Танка, что значит Большой Медведь. Оставит ли себе парень это имя, когда придет пора получать паспорт? Трубка мира – в семье обязательна Как бы Джастин ни любил хозяйничать на кухне, он мужчина племени Лакота. Поэтому в его доме должна быть трубка мира. Ее Большой Волк собирается сделать непременно сам. Уже подготовил чехол для такой трубки, сшитый из шерсти кролика. Теперь ищет подходящее дерево. Заодно присматривается к травам, которые растут в меленковских лесах. Ведь индейцы антибиотики не признают, и Джастин не исключение. В ходу - траволечение. А пока нужные растения не найдены, Большой Волк лечится медом. В "вигваме" семьи Большого волка всегда кипит работа. Летом Джастин с Натальей возятся на огороде, заготавливают дрова. Еще Джастин ремонтирует дом, копает собственный колодец. Сейчас, когда на дворе трещат морозы, он сам делает оконные рамы (старые в доме от времени сгнили). - А может легче купить стеклопакеты,- спрашиваю хозяина дома. - Нет, дерево лучше дышит и самому делать дешевле,- отвечает он. - Весной будем пристраивать к дому загон для скота,- планируют хозяева. - Заведем коров, свиней, домашних птиц. Мясом, молоком и яйцами обеспечим и свою семью, и будем продавать. Работы мы не боимся, а значит, все у нас получится. Зовем наших друзей - москвичей поселиться в Славцево. Домов пустующих тут много - выбирай, какой нравится. Многие не против переехать из мегаполиса, осталось им только накопить денег на покупку дома. А будет здесь молодежь, и все вместе мы сможем поднять деревню! Наталья Маркова