Дружба с китайцами странная

Не так давно президент потребовал минимизировать бюджетные расходы на создание инфраструктуры под Китайско-белорусский индустриальный парк: «Мне здесь никакая политика не нужна. У меня нет денег на такую политику! Это должен быть исключительно коммерческий проект».
«Дружба с китайцами странная»
С самого начала контора Антона С. подозревала, что не стоит связываться с китайцами...

По мнению гаранта Конституции, больше всего в таком проекте должны быть заинтересованы сами китайцы, которым нужно выходить «в эту часть планеты». Так что если китайцы кому-то давали кредит под 2,5-3%, то под 5-6% Беларусь брать у них деньги не согласна.

«Китайцы - очень хитрый и продуманный народ, они свою выгоду не упустят, - рассказывает прораб Антон С., занятый на строительстве трассы М5 «Минск-Гомель» и не понаслышке знакомый с тем, что такое чудодейственный «дешевый» китайский кредит. - Эта нация, похоже, собирается порабощать мир. И тут не только Беларусь, а весь мир должен опасаться: полтора миллиарда - это полтора миллиарда! Речь даже не о ядерных ракетах - чисто о человеческом потенциале, китайцы невероятно жизнеспособны. Если дать им Сибирь, например, они заселят ее плотнячком и еще больше расплодятся».
О дружбе с Китаем навек

Под стройку дороги М5 «Минск-Гомель» «Беларусь взяла у китайцев кредит под невероятно выгодный процент, с лозунгами «белорус с китайцем - дружба навек». Это госпрограмма, по которой Минск должен быть соединен с областными городами дорогами первой категории. В СМИ видел эту новость про китайский кредит в позитивном ключе: мол, выгодно - и все тут».
Не диво, что у самих белорусов не было денег на эту стройку: «Дорожное строительство - это очень большие деньги, это не дом построить. Если у государства прохудилась экономика, это всегда видно по его дорогам. Если тупо на калькуляторе перемножить, сколько нужно щебня на 200 км дороги, это колоссальные цифры. Молчу про асфальт - материал просто невероятно дорогой. Молчу про путепроводы, мосты, развязки - огромные кубы бетона».

Отсюда, видимо, такая противоречивая информация о белорусских стройках века: «Вот президент сказал, что вторую кольцевую надо строить в срочном порядке. Тоже где-то деньги будут брать! Самое интересное, что еще зимой прошла новость: денег нет, не строим вторую кольцевую. Проходит две недели - опять по ТВ передают: надо срочно строить вторую кольцевую! Еще две недели проходит - уже рапортуют, что в этом году 20 км сдается. Вон как у нас все быстро».

С самого начала его контора подозревала, что не стоит связываться с китайцами: «Слухи были нехорошие: кто-то где-то уже сталкивался с китайцами, и наша организация туда ехать не хотела. Говорили, что у них повышенные требования, невысокие расценки, работать там не очень-то выгодно. Минск вообще открестился от этой строки. Но Минску проще, у них хватает объектов - они благополучно поехали в другое место. А так там работает вся Беларусь - такая общереспубликанская стройка».

ОБ ИЕРОГЛИФЕ СМЕРТИ

Вскоре обнаружилось, что что-то не так: «Первое условие выдачи этого кредита - генподрядчиком должна выступить китайская корпорация по строительству дорог и мостов CRBC. Обычно в Беларуси, чтобы быть генподрядчиком, надо иметь материальную базу и возможности выполнить львиную долю работ, иначе тебя к торгам даже не допустят. А китайцы просто ни хрена не делают!»

А вот денег зарабатывают много: «Обычно в Беларуси если ты генподрядчик, то имеешь право забирать со своих субподрядчиков не более 3% от стоимости выполненных ими работ. И тут барабанная дробь - китайцы забирают 18%!»
Китайцы - сами себе контроль и последняя инстанция: «Обычно у нас всегда и везде заказчик выше подрядчика, у заказчика есть технадзор, который принимает решение о принятии работ. Но вот с китайцами как-то не так: последнее слово почему-то за китайской корпорацией. И если они не захотят, то тупо не примут работы и не заплатят». Выходит, «в лице китайцев мы получаем еще один контролирующий орган, который выносит нам мозги под видом борьбы за качество, тормозит процесс».

Сдать китайцам работу непросто: «У них свои требования к исполнительной документации: в конце месяца такая кипа бумаг, что просто ошалеть. За месяц мы распечатывали на принтере листов больше, чем за полгода любой белорусской стройки! Картридж не успевали заправлять».

К примеру, если где-то стоит «запятая вместо точки - все, работа не принимается. Их так бесят запятые! Может, у них в Китае это какой-нибудь знак демона, иероглиф смерти? Китаец сразу психовать начинает, бросается документами, хлопает дверью. Стоишь там, как дурак, и не знаешь, что делать. Отношение такое: хозяин приехал!»

О КИТАЙСКИХ ДЯДЯХ НА НЕМЕЦКИХ ДЖИПАХ

Еще одно условие китайцев: оплата за выполненные работы частично - техникой: «И, конечно же, не немецкой. Китайский бульдозер Shantui с виду как новый, но в нем без берушей работать нельзя - невероятный уровень шума в кабине. Техника ломается: были проблемы с экскаватором, бульдозерами, катками. Вот, скажем, если у парикмахера машинка ломается каждые 5 минут или ножницы тупятся после трех чик-чик, это затормозит процесс стрижки?»

Интересно, что «эту технику, которую нам дают за выполненные работы (после стройки она тоже останется у нас), мы, млин, не можем увезти для своих нужд с дороги куда-то еще. Я не могу этим экскаватором выкопать яму на другом нашем объекте. Казалось бы, какая китайским товарищам разница, где мы используем технику, если она теперь наша?» При этом сами «китайские дяденьки» приезжают на объект «на немецких джипах - не на китайских».

У Антона в мозгу что-то не сходится: «Если прибавить к этому, что кредит вообще-то надо отдавать, да еще и с процентами, то дружба с китайцами какая-то странная получается. Уже молчу, что проект выполнен по низким расценкам, по старым ценам на материалы, а вносить какие-то изменения китайцы не хотят. Вот и получается, что мы, выполняя колоссальные объемы работ, работаем если не в убыток, то в ноль».

Отсюда зарплаты: «Рабочие - около Br3 млн., механизаторы - Br5-7 млн., мастера и прорабы - Br5-6 млн.».

О ПИРАМИДЕ МАСЛОУ И ПЬЯНСТВЕ

Китайцев рабочие не винят: «Простому рабочему на китайцев по фигу, он хочет денег за свою работу. Все-таки не китайцы ему зарплату платят. Проще всего сказать: это не я вам не заплатил, это китайцы виноваты! Но народ же у нас давно никому не верит. Раз ты мой начальник, то и плати. А если нету денег, значит, плохой ты начальник. Пирамида Маслоу: сначала рабочему нужно поесть, а уж потом он будет интересоваться дружбой с Китаем».

Да и дорожные рабочие не всегда любознательны: «Кто идет в дорожные рабочие? Очень редко там встретишь нормальных людей (нормальным людям стараются и платить побольше). Они так и работают - на эту зарплату. Если он алкаш, ты его не выгонишь: хоть кто-то должен же работать. В России, куда едут на заработки, по-другому: малейший просчет - иди, гуляй. Человек лишний раз подумает, пить или не пить. А тут ты не скажешь ему, что вон за воротами толпа желающих. Толпы-то нет. А если есть, то еще похуже».

А вот китайцы, к слову, себе такого не позволяют: «В том же Жлобине китайские рабочие электрифицировали линию, в Новолукомле они ГРЭС строят. Все четко у них - другой менталитет: на работе они работают, нет «пойду покурю». Китаец отдыхает только 10 минут в конце каждого часа. Плюс обед - два часа: час на еду и час на сон. Я бы не поверил в китайское пьянство на работе».

О КИДАЛОВЕ В СОЧИ И ТУНЕЯДЦАХ

Из его знакомых, съехавших на стройки России, «еще никто не вернулся»: «Можно найти зарплату в 2 раза больше, чем тут, можно и в 5. На севере будут зарплаты большие, но там и условия не санаторные, а на западе зарплаты не сильно больше, чем у нас». Истории про «забрали паспорт и денег не дали» - это не страшилки, а правда жизни: «Россия - это же беспредельная страна. Знаю, что многие пешком через границу назад в Беларусь идут - нет денег на билет. Мой друг в Сочи поехал и вернулся через три дня, чтобы не кинули. Сначала рабочую одежду не дали: купи, мол, сам. Потом поселили в общежитие с дагестанцами, где даже плиткой пользоваться нельзя - штрафы. И сказали, что первые три месяца - испытательный срок за половину зарплаты».

Лично Антон пока не рискнул: «Наобум не поеду искать там счастья в поле. За RUR20 тыс. там горбатиться? Я тут те же деньги получаю. В последние годы, когда валом туда белорусы рванули, платить им стали меньше. А во-вторых, может, я родину сильно люблю».

Он не против «налога на тунеядцев», который государство вот-вот придумает для перебежчиков на стройки России: «Может, наша медицина и далека от идеала, но государство должно ее как-то содержать - получать налоги от людей, которые этим пользуются. Как дорожник я, кстати, и за дорожный сбор тоже. Но посмотрим, пойдут ли деньги на дороги: если все останется как было и народ будет кричать «дорожники - козлы!», значит, деньги где-то так».

ДЕТЕКТОР ЛЖИ

- Верите в китайские кредиты под 2,5%, о которых упомянул президент?

- Только на практике там наверняка все 22,5%, если не больше. Как говорится, внимательно читайте договор.

- Когда собираетесь закончить эту большую стройку?

- Она началась в декабре 2012г. и была рассчитана, по китайскому графику, до декабря 2014г. Но у нас же, как всегда, с шашками наголо - надо раньше. Звучали сроки до июля, теперь - до сентября.

- В вашей практике бывали случаи, чтобы генподрядчик ничего на стройке сам не делал?

- Ни разу. Тут не пройдут такие фокусы, как это бывает в России: у тебя фирма - три человека и компьютер, но ты кому-то дал денег и выиграл тендер. В Беларуси ты должен быть серьезной организацией с серьезными возможностями.

- Есть ли чисто человеческий уровень общения с китайцами - банька, шашлычок?

- Они на более высоком уровне тусуются, с нами - только принятие работ. Вот я выкопал яму, делаю запрос - приезжайте посмотреть.

- Фирменная китайская вежливость и дипломатичность имеет место на стройке?

- Вежливость?! Переводчик-китаец еще ничего, а человек, который принимает работы, очень напыщенный и высокомерный. Если ему что-то не нравится, он вспылит, все бросит и уйдет. Что-то объяснять бесполезно.

- Рабочих раздражает, что китайцы подсовывают им китайскую технику, а сами приезжают на немецких джипах?

- Рабочего на что посадили, на том и работает. Все лучше, чем на советском бульдозере, которому сто лет в обед. У нас все-таки парк техники в стране не очень крутой. А в остальном уже привыкли все, что начальство на хороших машинах ездит.

- Люди со стройки увольняются?

- Бывает, не всех же устраивает плохая зарплата. Приходят новые.

- Вы не боитесь, что ваши дети окажутся в китайском рабстве, когда дяди на джипах приедут забирать долги с процентами?

- Надеюсь, наши власти не дадут им сюда окончательно вторгнуться. По слухам, кстати, наша сторона уже не согласна на 18%, идут переговоры.

- Так нам не грозит превращение в китайскую провинцию?

- Ну, вряд ли китайцы будут нас захватывать. Да и мы такой народ: сидим, молчим, но до поры до времени. Китайцев, если что,
картошкой забросаем.

- Критика президента в адрес дорожников - за дело?

- К примеру, дорогу до Могилева делали по всем правилам, тяжело придраться. По нормативам, на дороге 1-й категории не должно быть перекрестков. Но потом президент полетал на вертолете и сказал: ребята, зачем развязку в поле строить? Многие развязки из плана убрали после этого. Не всегда нужно следовать тупо каким-то нормативам - пора немного привязываться
к реалиям.

КОНТРАТАКА

- Меня беспокоит, что к нам теперь едут все, Минск очень изменился - много киргизов, туркменов, кого только нет. В большом количестве их не стоит приглашать: по отдельности - нормальные ребята, а как все вместе - ну их на фиг. Дружба дружбой, но свои национальные интересы нужно все-таки отстаивать. Это наглые по своему менталитету народы. В молодости работал на рынке, замечал - у них нет понятия, что они в гостях. Приезжают и чувствуют себя как дома.