Последний бой "Страшного"
На модерации
Отложенный
30 марта 1904 г. команда русского миноносца «Страшный» мужественно и стойко отбивалась от шести японских миноносцев и двух крейсеров.
Вот выдержки из описания этого боя.
«У берега идут шесть неприятельских миноносцев и два двухтрубных крейсера, которые залпами начали осыпать «Страшного».
Открыв огонь из своей слабой артиллерии, командир дал самый полный ход вперед... Все было на стороне противника — и численность, и сила, и большой ход.
Неприятель настигал, засыпая снарядами.
Попавшим снарядом разорван командир капитан 2-го ранга Юрасавский и перебита вся прислуга у носовой артиллерии. Снаряды быстро разрушали миноносец, заполняли палубу ранеными и убитыми.
Но машина продолжала работать. Миноносец не потерял еще своей жизненной силы — он уходил. В сердце каждого еще теплилась надежда на спасение. Прислуга поддерживала орудийный огонь.
Лейтенант Малеев, принявший командование миноносцем, энергично распоряжается, дает указания, весело подбадривает. Он всюду: то на корме, то на носу. В нем бьет ключом жизнь и жажда жизни, призрачная надежда на помощь и спасение заставляют его забыть, не ощущать, что кругом смерть, что огонь противника все усиливается, что море кипит, как в котле, от падающих и рвущихся снарядов. Мичман Акинфиев падает, пораженный [66] в бок... Вой, треск, свист снарядов. Стоны, крики, мольбы и проклятья раненых и умирающих.
Лейтенант Малеев, улучив удобный момент, посылает из кормового аппарата мину в крейсер, настигающий миноносец.
Цель достигнута.
Крейсер накренился и тотчас же отстал. К нему подошел другой крейсер и два миноносца. Положение значительно изменилось. Только четыре миноносца громят «Страшный». Окрыленный надеждой и напутствуемый своим командиром, минер Черепанов бросается ко второму аппарату, но лишь только взялся за опускную ручку, как мину попавшим в нее снарядом разорвало. Результаты ужасны! Инженер-механик Дмитриев разорван пополам, всех вблизи стоявших разметало; машина остановилась. Японцы тоже остановились и на расстоянии 35 саженей расстреливали миноносец... Новый снаряд дает подводную пробоину. Последняя 47-мм пушка подбита. Миноносец гибнет. Лейтенант Малеев, убедившись, что спасения нет, что минуты «Страшного» сочтены, поднял голову своего соратника механика Дмитриева, простился и, поцеловав его со словами: «Прощай, дорогой товарищ!», бодро обратился к команде:
— Лучше погибнем, но не сдадимся!
Подбежав к пятиствольной митральезе, снятой им самим с японского брандера, он открыл беглый огонь по неприятелю.
Дорого отдавал свою жизнь Малеев!
Огнем митральезы разбило мостик одного миноносца, разворотило трубу другого. Противник, ожесточенный таким упорством, залпами добивал героев. ...Малееву сбило фуражку, — ранило в висок... он упал.
«Страшный» с грудами трупов и корчившихся в мучениях, залитый кровью, быстро погружался.
Вдруг японцы прекратили огонь и стали отходить.
Со стороны Ляотешаня шел на помощь «Баян».
Комментарии
А героизм - неоспорим в обоих этих случаях.