«55-ая аксиома»

На модерации Отложенный

 

     Утверждение 3-х уровней отчуждения: каузального, промежуточно-теоретического и профанного (зависимого). Или 3-х отчуждений: исходного искажения Человека, исходного искажения социальности, подтверждающего искажения отношений.

     Фундаментально-исходное, психологическое отчуждение, воспроизводимое человеком и поныне, закабаляющее и лишающее счастья, затеняемое последующими отчуждениями. Отчуждение от себя, искажение себя – когда происходит разделение себя и психических процессов деятельности, когда между собой и деятельностью входят установочно-оценочные категории, замещающие деятельность и искажающие целостность и движение психических процессов (стройности духа-души). Это отчуждение отражено в Максиме «Дао-Дэ-Цзин»: «Когда Доброе назвали добром, появилось и зло». Когда человек сам не может с этим справиться, то есть не может обрести целостность, ему необходим внешний авторитет. Если это человек, то последствия зависят от его мудрости (человеколюбия). Если это Бог, то последствия зависят от искренности и человеколюбия обращающегося к себе целому. Грех – это и есть отчуждение от Божественного, закрепившееся искажением поля Души.

     Философско-метафизическое отчуждение – исходное искажение социальности, её места, роли в отношении человека. Отчуждение от свободы, искажение свободы – когда снижаются уровни ответственности (с метафизического на социальный) и самости человека, перемещаются в сферу социальных отношений и замещаются социальными конструкциями. Это отчуждение переводит Завет в Идею, Целостность человека в Идеологию, Ядро в периферию, Целое в эмерджентное, Причинное в следственное (и наоборот), Неразрывное в разбираемое… Меняет пропорции и приоритеты в отношениях «Бог-Человек» и «Человек-Общество». Сентенция, как диагноз и предупреждение – «Когда Свободу назвали идеей, её низвели, её украли».

       Социально-экономическое отчуждение, или философско-экономическое. Оно связано с нарушением целостности социальных контуров; контекстное отчуждение, связанное с пониманием, Традицией, пропорциональностью и направленностью факторов, с искажением социальных конструкций; то есть это социальное отчуждение является «призматическим отчуждением», зависящим от условий и установок, от призмы восприятия, от мировоззрения.

Отчуждение возможностей социального развития – когда происходит присвоение общего ресурса развития, искажаются потоки социальных энергий, порождаются заторные неравновесности и дисбалансы. Это происходит, прежде всего, в 3-х проявлениях:

- (мета-экономическое) присваивание прибыли (прибавочного продукта) без направления её в общее развитие,

- (организационно-производственное) присваивание средств производства,

- (социальное) искажение распределения дохода, искажение гармоничности распределения.

     На этом уровне уже реализуется деятельность, и то есть появляется актор, субъект. Но сложность и расхождение перед этим уровнем – то, что под Явление Общности нет соответствующего актора! Субъектом был и остаётся один человек. Всё зависит от понимания человека (качества), и потому так влияют в социальности предыдущие отчуждения (искажения). Субъект – один, но не односторонний! Человек формирует социальность (общность) – для воспроизводства себя и жизни в поколениях, в Традиции – объединением; как человеческое и человечность. Являясь субъектом внизу, мы восходим к Богу целостными, в том числе, как «человечество». Наше многообразие реализуется субъектно осознанием и реализацией общности. Это относится и к пути отдельного человека... Целостно – в полноте – через конкретное. В социальности не должны – ни отчуждаться (разделяться, обманываться) субъекты своей квази-автономностью, ни появляться квази-субъект общности. Это условие жизненности, жизнеспособности 2-х стороннего феномена «человек-общество». Природа человека двойственна в любом срезе. Он не может утверждать крайность, чтобы не распасться. Потому так и звучит диагноз и противоядие этого уровня: «Когда Человека назвали одним, его обрекли».

 

p.s.

Что здесь – аксиома?

Это то, что позволяет обретать общее понимание, общий язык общую картину для социального проектирования. То, что устанавливает уровень, призму восприятия и задаёт дальнейший инструментарий.