Интернационализм назвали наказуемым интернационализмом.
На модерации
Отложенный
Интернационализм назвали наказуемым космополитизмом.
1949: газета «Правда» совмещает интерес к политике с идеологией. Начала кампанию против «безродных космополитов». Формально для массовой кампании по борьбе с космополитизмом нашли повод – это доклад Г.Попова, первого секретаря МК и МГК ВКП(б). В середине января 1949 - на приеме у Сталина он обратил внимание: на пленуме Союза советских писателей, при попустительстве агитпропа ЦК - «космополиты» сделали попытку сместить А.Фадеева. Тот из-за своей скромности не смеет обратиться к товарищу Сталину за помощью (на протяжении 1948 аитпроп не придавал значения рекомендациям Фадеева. Д.Шепилов на приеме у Сталина говорил о театральных критиках: жалуются на гонения со стороны руководства ССП. Он в доказательство положил на стол письмо. Сталин не взглянул на него – раздраженно произнес: «Типичная антипатриотическая атака на члена ЦК товарища Фадеева». «Оказался не на высоте» Агитпроп: не оставалось ничего - немедленно включиться в отражение «атаки».
А.Фадеев – проверенный партийный функционер. На первом этапе карьеры преуспел он на стезе писателя. Проявил себя на общественной работе – твердо проводил генеральную линию партии. Всегда – сталинец. Не оставлял сомнения: в смыле долга, партийной дисциплины – он маховик в кирзовых сапагах. Верный партийный кадр. Попал в ЦК партии по принципу соборности. В однодумном, многоцветном этом ведомстве обязан представлять, выражать интересы разбродного писательского коллектива. У своих коллег, от вверенных товарищей неуклонно требует верности партийным установкам. В творческих свершениях, в достойных нашему героическому времени произведениях – показать всепобеждающее
сияние марксизма-ленинизма, доказать партийность. Бдительно сохранять идеологическую чистоту. Универсальным литературным принципам социалистического реализма строгого следовать, блюсти дисциплину, выполнять уставы…
. +
Агитпроп – главное идеологическое ведомство практического действия. Вырабатывают тактические планы, конкретные руководства. Непосредственно через сотрудников, уполномоченных осуществляют основную линию Идеологической комиссии: исполняют всегда неукоснительно партийные требования высшей политической мудрости. Этого скрыть нельзя, да не надо: закадрились с некоторых пор – гнилым товаром. Многие литературные, особенно театральные критики, осуществляют свой строгий менторский контроль без искры желаний, беззаветного соблюдения партийности. малосущественные требования: проблемы эстетики, мастерства, чистоты театрального жанра, драматических изысков, наполненности действием, развитием интриги, раскрытием характеров, художественностью:
литературную основу вдвигают на первые места. Позаимствованную из буржуазного репертуара нахрапом продвигают - чуждую нашему классовому мировоззрению так называемую «занимательность представления».
Непомерно высокими требованиями, особенными запросами - театральные критики дискредитируют лучших наших драматургов. Обвиняют в низком качестве пьес, отходе от законов жанра – по причине низкого профессионализма и плохого знания театральной специфики. Новоявленные «драматурги» - в кавычках написания – наполняют сомнительного качества произведения агитационным материалом – емкими выдержками из передовиц газет. Вместо представления драмы, мыслящих, остро чувствующих персонажей:
переживают бурно нахлынувшими эмоциями – театральное действие в развитии интересов, забот и борьбы. Подведомственное агитпропу Всероссийское театральное общество стало прибежищем случайных «свободных художников». Товарищ Фадеев назвал их политически строго-уравновешенно, по причине своего литературного дара - достаточно образно: «гнездом формалистов, чуждых советскому искусству».
Вылез на поверхность, заметен межведомственный конфликт руководителя ССП, члена ЦК партии Фадеева с главой агитпропа Шепиловым – непримечательный случай. При стыковке интересов - ссорились-интриговали властители: не только простые советские люди. Обычно подсиживали и в то напряженное время. Коммунально
-кухонные свары дополнены среди товарищей стремления добиться более значимого положения в общественной организации, должности, авторитета. Практиковали ожесточение воли, характеров: добывали привилегии, премии, почести, власти. На самой верхотуре борьба с применением запрещенных приемов, оружия шла за единоличную власть – во главе партии, правительства, за полный контроль над армией и органами безопасности. Сотрудники Сталина вели тайное соперничество между собой за положение – после или вместо своего шефа.
Кампания против космополитов имела несколько побудительных моментов и даже направлений. В ней несомненно проявились признаки борьбы за власть. Да, боевая кампания проходила на станицах газет, в актовых залах на конференциях, на общих собраниях актива и прочих мероприятиях. Она проходила в кабинетах и камерах – на всех этажах... В определенной мере влияла на борьбу за власть на высших эшелонах и даже на верхотуре власти. Разоблачители и выступающие этого не понимали – от соотношения сил и направленности, силы главного удара зависело соотношение сил и стратегический запас сил и власти у конкретных личностей. Их право на выживание.
+
Сталин поручил Оргбюро разобраться с позицией давления на партийное мнение члена ЦК товарища Фадеева. Исполнительный орган ЦК оперативно, 24 января 1949 г. поручил главному редактору газеты «Правды» П. Н. Поспелову по данному вопросу подготовить редакционную статью. Маленков предварительно проверил статью: требования указаны, формулировки точно соответствуют директивному указанию. Он внес малосущественную поправку в текст. Изменил прежнее общее название на более конкретное: «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Статья опубликована 28 января 1949 г. Официально кампания началась.
Директивно-централизованная социалистическая система в данный момент сделала упор на идеологическое направление партийно-политического управления. Инстанции – с соблюдением положенной дистанции - получили точные инструкции. Машина огромной мощности завертела моторную энергопроизводительность – таранно тракторнулась в заданном направлении. Под мощные катки гусениц попали литературные и театральные критики – за ними многие профессионалы-представители творческих и других, просто интелигентских профессий. Беспрерывный огонь – прицельными залпами открыли центральные, областные, городские, районные и стенные газеты. На поиск в полном смысле «жаренных фактов» и продуктивной работы - дополнительно брошена огромная масса литераторов и журналистов. Разместились в центральном штабе управления кампанией и во многих редакциях газет и журналов. Словно горячие пирожки с начинкой шли новостные сообщения с разоблачениями. Вскоре последовали эмоциональные заголовки, призывы к расправам над космополитами.
Самое удивительное – прежде об этом мало кто знал – космополиты преодолели барьеры бдительности: оказались главными закоперщиками антипатриотической деятельности в литературно-художественных учреждениях и среди самих пишущих. Ими утыканы издательства, редакции, радио, просветительные, высшие учебные заведения и исследовательские институты. Попали на очень важные, значимые должности – по доброте народной, но оказались... вредителями и даже полными врагами народа.
+
В послевоенный годы, в последнее время особенно – Сталин ощутил в себе резкую перемену. Участились моменты усталости, физической слабости, астенический настрой, упадничество духа... Нет уже былой работоспособности. Ночные бдения сокращены. Он падал на свое ложе – не мог заснуть. Но и работать не мог! В сознании пролетали тенями отрыки воспоминаний. Часто мучают память сцены детства – никак от него не убежит. Возвращают в дыру реальности. В нескольких сылочных этапах испробовал телом и в себе, восприятием немыслимые просторы необжитой, неустроенной, никому не нужных российских физических величин, необеспеченного содержанием величия. Только ему одному удалось – выстоять и выжить, покорить природу, величию – придать форму, смысл и мировое признание. Дух диких тундрах сибирского безлюдья выковал волю, терпение, стокость. Закален, пронизавшими каждую клеточку – вьюжными, шквалистыми порывами, холодами! Продолжительное время находился в состоянии между весовой жизнью и невесомостью духа, беспамятством: фактически: заморожен, и – оттаял. Участились недомогания, чаще посещают хвори. По некоторым быстро развивающимся болезненным симптомам и проявлениям он теряет уверенность в нормальном функционировании организма. Улетучивается постоянная возможности его контролировать. Заметны обычному глазу – не скрыть - старческие признаки, дрябление тела. Явные признаки! Он ясно ощутил – резкие в себе перемены: участившиеся моменты физической слабости, пессимистические нотки в своем взвешенном оптимистическом реализме. Испугался наступления осени жизни, старости... Непременно последующей за ней смерти.
+
Сталин серьезно занялся подбором своего наследника. Ему крайне важно – дело! Дело всей его жизни! Оно не должно страдать от имени, лица и характера руководителя-наследника. Общими стараниями единомышленников и безропотных исполнителей указаний создали в единственном варианте – для России годную систему управления. Большинство активных проектировщиков и энтузиастов-строителей давно покоятся на кладбищах и безвестных могилах северных и восточных лагерей. Управлять системой ему привычно – ведь создал строго продуманную, в мельчайших деталях выверенную, взаимосвязанную, вымеренную, хорошо отлаженную емкую, надежную машину контроля и государственного управления. Ее нужно сохранить – не потревожить, не начать менять, переставлять, загружать другой формы деятельности. Система годна для осуществления строгого контроля и заранее планируемых репрессивных действий.
Сталин задумал «очистительную кампанию» против широких слоев партии и пластов народа.
Он осознал: кампания против космополитов – не одноходовка. Изначально тщательно задумана – в стратегическом плане – многоходовой партией. Для простоты понимания вычленяют этот единственный этап из тесно связанных событий, широких последовательных действий многоплановой партии. м ая - вскоре расширила свой охват, перешла в следующую стадию. На заседании Политбюро 8.2.49 решили распустить объединений еврейских писателей в Москве, Киеве и Минске, о закрытии альманахов на идиш, создавались необходимые бюрократические предпосылки для закрытия Московского государственного еврейского театра и Биробиджанского еврейского драматического театра по причине их нерентабедьности . Дело не ограничивалось критикой и перемещениями «космополитов» с престижной на менее значимую работу. Их преследование нередко заканчивалось арестами. По данным И. Г. Эренбурга, до 1953 г. арестован 431 человек: 217 писателей, 108 актеров, 87 художников, 19 музыкантов.
+
В его спальне – самая скромная обстановка. Металлическая кровать стоит рядом с батареей. Прежде она стояла у другой стены. Иосиф Виссарионович в последнее время сильно мерзнет: никогда прежде такого не бывало. Чувствует: плохой признак.
Он снял китель – с сапогами лег на койку. Быстро почувствовал прохладу – с неудовольствием поднялся, приподнял теплое одеяло и лег под него. Вскоре нагрелся. Для мыслей, воспоминаний – не для сна. Уж чего ему не советовали принимать и делать – испробовал: не помогает. К снотворным наркотическим препаратом привыкать не хочет. На хронической стадии находится нарушение его сна. Ничего: руководящие органы партии и правительства уже давно построились под его привычки. Большую часть ночи проводят на своих местах – ведь в любой момент дня и ночи – особенно ночи – может раздаться зуммер... При отсутствии на месте – придется держать личный ответ перед Хозяином. А он не принимает естественных оправданий.
Продолжает ворочаться – сон не приходит... Не может он принять сон или сон – его увезти в состояние расслабленности, полного покоя... Бессоница пьянит. Иногда веселое оживление, песни, анекдоты и прочие нехитрые мужские развлечения, пару бакалов хорошего грузинского вина в кругу сотрудников по управлению помогают отвлечься на время от серьезных государственных дел. Любит он кинопоказ – тут же, рядом с местом увеселений, за стеной, сооружена кинобудка. В нужный момент задергивают занавеску, тушат основную люстру, боковая подсветка оставляет тусклую подпитку. Проектор отражает на противоположную к нему стене, на приспущенном экране одну из последних новинок современной чудо-техники. Фильмов выпускают много – на наших киностудиях. Да, огромен запас немецких фильмов – захвачены в качестве трофеев. Постоянно прибывают лучшие фильмы западного производства. Их смотрут в Кремле. Еще некоторые просматривают, выбирают цензоры. При наличии финансовых средств – некоторые, самые лучшие из них, в смысле классово-марксистских требований – покупают для широкого показа на экранах огромной страны.
+
Все колитические кампании начинают по его указанию. Инициатива может быть другого лица – с ним согласовано. Заканчивает всегда хитро – сам уходит от ответственности, перекладывает на безголовых своих помощников и бездумных, жестоких исполнителей.
+
Но только на время. После веселий он иногда скорее засыпал – не всегда. Скучные у него сотрудники. Иногда приглашают артистов
Стоит вразвалку, не на вытяжку как большинство совершающих правонарушения. Тип явно
Невзрачный, пацанского роста, сухоручка, весь – с головы до ног покрыт густой темной шерстью – настоящий зверенок! Смотрит из-под лобья, молчит... Раскаленными щипцами признания не вытянешь.
- Слушай, Кацо... Или как тебя? Подожди! Чудно получается: Хохлы нас называют кацапами, а мы вас должны – кацо? Ты шо людского имени не имеешь, чтобы тебя кликухой величали? И на шо ты, недоросток, в самостоятельной жизни способный? С кем тебя связать? Куда послать? Дурной ты – и только! В своем Типлисе – с солнцем в обнимку сидел бы тихо-мирно, не лез за большими деньгами. Куда дел унесенное?
С кем трудился – праведно? Не иначе: на постройку церкви ушло все унесенное? Тогда скажи, в каком городе или месте ту церковь построили: приеду специально – свечку поставлю. Да, и смягчении твоей доли – отправлю прошение, лично отправлюсь свидетельствовать перед губернатором. Ну, што? Немо-молчальником прикидываешься? Надеешься выпутаться – уйти от следствия и кары? Слышал: нравится тебе находиться в камере: уважают за подвиги! А мы тебя отправим на каторгу! Думаешь: сухоручку не пошлют? А на поселении в Восточной Сибири... Знаешь, где это? Дальше даже, чем на краю света! Почти между двумя океанами – Северным и Восточным...
Послушай, а почему ты тулишься все время к русским? От своих вроде... немного их боишься, стесняешься или тянется за тобой какой хвост семейной, религиозной или прочей вражды? Почему чисто работать не можешь: тебя ловят, наказывают... Несчастлтвой судьбы ты человек? Отмечен что ли злым роком? С юга родом – на север рвешься: чего там не видел? Банк брал: не думал заранее об ответственности? Поживиться деньгами не смог... Только себя обрек на годы страданий.
Поверь: жаль мне тебя – ничего поделать не могу: на царской службе. Не подсказать совет, не выручить. Уже не мальчишка, а ведешь себя с... хулиганской дерзостью! Грабитель! Самой опасной формы – государственный преступник.
А преступник тот сидел на стуле истуканом – только глаза искрились жуткой ненавистью. Такой не пощадит! Заполнены злобой, налиты кровью - страшные глаза! О чем добром может он думать? Полезного не совершит. Несчастный: себе сам судьбу поломал – увяз в дерьме эгоизма. Преступной рукой – сбит окончательно с доброго пути. Грабительская шайка – настроилась на социальный переворот!
+
Сталин дал указание Поспелову: «Не надо делать из космополитов явление. Не следует сильно расширять круг. Нужно воевать не с людьми, а с идеями».
+
Красная армия-освободительница – разными воинскими частями – с тяжелыми боями, с огромными людскими потерями ворвалась в Европу. Прошла по нескольким странам: Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Восточной Германии... Европа еще Восточная, ближе к Центральной... Обычные Русские, Украинские, Белорусские, среднеазиатские, закавказские, еврейские парни увидели много чудес – нормальной, культурной, налаженной, с сильно облегченной в бытовом смысле, достаточно обеспеченной жизнью. И это – в военное время: отягощены дополнительными заботами. Дома, архитектура, опрятность, уклад, образ жизни... Их мебель, одежду, посуду, газовые плиты и прочие удобства домашней чудо-техники. Узнали несколько отношения в семье, между соседями и чужими людьми... Увидели-узнали вражеских бойцов – в бою, но и в обычной небоевой обстановке. Огромными косяками пошли пленные: румыны, мадьяры, немцы, австрияки... Разве все это сравнимо с грубой простотой и ниществом красноармейца? В фантастическом сне такого не видели. Повсюду, где только могли, грабили! Уносили! С особенной старательностью украшали свои конечности – часами, ювелирными украшениями... На одном плече носили одностволку или автомат, а на другом переносили тугие узлы. Некоторым бойцам удалось уцелеть на войне и привезти домой дорогие подарки. Офицеры высокого ранга отправляли домой контейнеры и даже вагоны с нажитым в боях и праведных грабежах.
В заграницах никто не верил вранью политработников и даже замполит перестал считаться огромной властью. Конечно, он может отправить в штафбат. Пусть попробует, сука тыловая! В бой не идут – только командуют!
И вот – эта, несколько деморализованная солдатская масса хлынула в свои голодные края. Немногие хлынули. Большинство армии – весь молодняк – оставили дослуживать до 5-10 лет! Нужны были красные оккупанты! Да, и остерегались их впускать в страну: сорвут дисциплинные мероприятия партийно-государственной важности.
Инвалиды и не до инвалидности покалеченные воины-герои не могли, да и боятся доказывать узнанную правду жизни. А отчаянные правдолюбцы – загремели на всю тюремно-лагерную катушку. Не посмотрели на ранения, прошлые страдания и заслуги перед Родиной. Военных «трусили» с отчаянной злостью и жестокостю. Не прощали словесные вольности и «антисоветские» действия. Много пунктов в уголовном кодексе предметно описывают разные формы такой преступной деятельности.
Сталин и его окружение остерегались генералов: прикажут своим войскам! Больше всех остальным - опасным виделся самый авторитетный маршал, с независимым нравом – герой войны Жуков. Сталин вначале позволил ему «порулить» - даже принять парад победы на Красной площади в Москве. Но насладиться большой властью, возмечтать занять место кормчего – не позволил.
__________________________________
С 23 марта 1949 г. кампания пошла на убыль. Еще в ее разгар Видимо, было решено, что основные цели кампании достигнуты. Своеобразную черту под ней подводила статья заведующего отделом печати Министерства иностранных дел, философа и историка Ю. Г. Францева, опубликованная под псевдонимом Ю. Павлов. Публикация, акцентировавшая внимание на главной, внешнеполитической причине кампании, позднее была положена в основу статьи «Космополитизм» для Большой советской энциклопедии.
Комментарии