Севастопольский дрейф
На модерации
Отложенный
Несколько сумбурно, но верно.
Севастопольский дрейф
Читатель «Газеты.Ru» Елена Замяткина о том, как «город русских моряков» вновь меняет родину
<form action="http://lj.gazeta.ru/ljthis-window/?docId=5958889" method="POST" name="lj_send_form" target="_blank"></form>
Елена Замяткина живет в Севастополе. Сегодня, когда город переживает процедуру вхождения в состав России, она разрывается между двумя родинами. Соглашаясь на публикацию своего мнения, Елена просила особо отметить, что говорит исключительно о Севастополе: «Не нужно переносить мои рассуждения на весь Крым и тем более на весь юго-восток. Там свои резоны, я их не знаю».
Три месяца до событий в Крыму я пыталась объяснить своим близким, что люди, которые стоят на Майдане, — это не горстка проплаченных идиотов, а такие же люди, как и мы. Поэтому когда мне прилетела эта же фраза, но уже с противоположной стороны, она меня добила. Я понимаю, почему мы стремимся навесить друг на друга ярлыки. Потому что у нас есть совесть. И эта совесть не позволяет нам наплевать на права и требования таких же людей, как мы. Совсем другое дело — забить на «горстку идиотов», не так ли?
Теперь о том, почему в Севастополе люди выходят с российскими флагами и зовут Россию на помощь. Дело в том, что огромное количество севастопольцев считают украинскую власть на своей земле оккупационной. Да, именно так.
Никто не спросил у жителей города в далеком 1991-м, в какой стране они хотят жить. Нас просто передали Украине. Представьте, что вы просыпаетесь утром, а вам объявляют, что с сегодняшнего дня вы — граждане Китая. Какая будет ваша реакция?
Уверена, что примерно такая: «Да вы что там все — офигели?! Какой на хрен Китай?! Да пошли вы со своим Китаем!» Примерно так же отреагировали и севастопольцы.
Поймите, этот город даже спорной территорией никогда не был. Он строился как русский. И всегда считался русским. И даже когда Крым перешел к Украине, Севастополь все равно сохранял особый статус и подчинялся непосредственно Москве. И когда его передали Украине, у всех был шок. Люди восприняли это как оккупацию и начали вести освободительную войну. Кто-то активно, создавая политические партии и проводя митинги, кто-то пассивно, отказываясь учить украинский язык, бойкотируя украинское телевидение и т.д. На войне как на войне.
Жители Украины, вам сейчас очень легко понять чувства севастопольцев. Они примерно совпадают с вашими чувствами, когда вы видите фотографии «вежливых людей в форме». И не важно, что они делают, они — оккупанты.
Люди, которые пишут, что проще украинизировать Папуа — Новую Гвинею, чем Севастополь, абсолютно правы. Потому что культуру нельзя насадить насильно. Культуру может двигать только культура. Это гораздо более сложный и долгий путь, но только он может принести результаты. И результаты были!
В последние годы градус противостояния снизился в разы. Основные причины, на мой взгляд, следующие: во-первых, никто не притеснял русских и русский язык, но при этом украинская культура активно развивалась, и этого нельзя было не заметить.
Такие группы, как «Вопли Видоплясова» и «Океан Эльзы», сделали для украинской культуры и украинского языка в разы больше, чем все чиновники, вместе взятые.
Во-вторых, очень большой вклад внес интернет. Я вообще считаю его изобретение одним из поворотных моментов в истории человечества. Потому что возможность свободного общения с людьми из самых разных мест разбивает образ страшного врага в хлам.
В-третьих, развитие туризма. Когда живешь на доходы от курортного сезона, очень быстро перестаешь делать различия между гостями. Опять же живое общение с людьми из самых разных регионов расширяет картину мира. Поэтому, повторюсь, лояльность севастопольцев к Украине возросла в разы. Многие признали ее своей родиной и очень даже радовались, что они не в России. А уж молодежь и вообще не знала, что может быть другая родина.
Почему я пишу в прошедшем времени? Потому что за последний месяц произошел мощнейший откат. И я считаю, что вина за это целиком на «Правом секторе». Именно их действия и высказывания моментально уничтожили все хорошее отношение к Украине и украинской культуре, которое сложилось за эти годы. Как говорится, с такими друзьями и врагов не надо. Реакция была настолько очевидной, что списать их действия на недальновидность невозможно при всем желании.
Я убеждена, что это специальное, продуманное разжигание. Для меня это вообще самый яркий маркер.
Есть две «ядерные кнопки» Крыма, на которые категорически нельзя нажимать тем, кто реально хочет стабильности и порядка в регионе. Это русский язык и противостояние русские — татары. Когда я вижу, что кто-то жмет на эти кнопки, я сразу понимаю, что эти люди стабильности не хотят.
Русский язык — самая острая проблема в стране? Реально? Более острая, чем возможная потеря Крыма и война с Россией? Если да, то вперед. Но тогда не делайте круглые глаза: почему эти странные люди выходят с российскими флагами?
Новое правительство тоже вносит свою лепту. Точнее, не вносит, хотя должно. Почему не было никаких попыток договориться с севастопольцами? По сути, я вижу такую же ситуацию, как в январе в Киеве, когда люди стояли и требовали решений, а Янукович тупо молчал либо принимал законы, которые резко повышали градус конфликта. Чем это закончилось, мы все знаем. Теперь то же самое происходит с Севастополем. Ощущение, что города нет. Российские войска в городе есть, а самого города нет. Никто не пытается разобраться, чего хочет Севастополь, только «что там делают военные?!». А стоило бы разобраться хотя бы с тем, почему люди выходят с российскими флагами.
Теперь про вопрос «Почему же они не валят в свою Россию?». Ответ: потому что они любят Севастополь. Для большинства жителей этот город — не просто место, в котором живешь. Это часть себя. Я вросла в этот город корнями. Я люблю его как человека. Мой личный практический расчетный период без города — три недели. После этого я начинаю люто тосковать. Я люблю этих людей, люблю эти улицы, эти дома...
Моя мама живет в Москве и очень хочет, чтобы мы переехали. И, возможно, это было бы лучше для нашей семьи в экономическом плане, но я не могу этого сделать. Этот город не отпускает меня, так же как я не могу отпустить его. Понимаю, звучит очень пафосно, но это то, что я реально чувствую. И многие другие севастопольцы чувствуют то же.
Теперь про вопрос, рада ли я, что в городе российские войска. Ответ: нет. Я против. Потому что это оккупация, как бы ее ни называли. Потому что это в разы повышает градус противостояния и на Украине, и в самом городе. Потому что в украинских войсках, которые дислоцируются в Севастополе, служат такие же севастопольцы.
Потому что мне непонятно, по какому принципу собираются отбирать «правильных» и «неправильных» севастопольцев, чтобы защищать одних от других.
Потому что большинство горожан живет на доходы от курортного сезона, который теперь накрылся. Потому что скопление в одном городе огромного количества людей с оружием (а сейчас здесь украинские войска, российские войска, народное ополчение, милиция и «Беркут») с огромной вероятностью приведет к стрельбе, что бы кто ни говорил.
Теперь про вопрос, что делать. Ответ: я не знаю. События происходят так стремительно, что я не успеваю их даже отследить, а не то что осознать. Причем каждый следующий виток еще более отрывает от реальности, чем предыдущий. Мой прогноз: будет еще хуже.
Комментарии