БРИЛЛИАНТОВАЯ ДИАДЕМА. ТАЙНЫ ИСТОРИИ

На модерации Отложенный

ХРУЩЕВ ЗАБРАЛ КОРОНУ И «ЧЕРНУЮ ТЕТРАДЬ» СТАЛИНА

- Геннадий Евгеньевич, как вы вообще узнали о пропавшей короне?

- Специально историей пропавшей короны я не занимался. Это расследование стало ответвлением более масштабной работы. Начал его я еще в 80-е годы. Изучая публикации британских историков в Лондоне, где я работал в пресс-отделе советского посольства, я наткнулся на один занятный пассаж. В книге «Вершители ХХ века. Никита Хрущев» профессора Лондонского университета Мартина Макколи речь шла о взаимоотношениях Хрущева и председателя КГБ СССР Ивана Серова. Ссылаясь на мнение советского историка Роя Медведева, Макколи писал: «Во время Второй мировой войны бельгийская корона была похищена и исчезла. После долгих и продолжительных поисков она была обнаружена в обширной личной коллекции генерала Серова... Он похитил ее, работая на Смерш (советскую военную контрразведку) в Германии. Корону вернули. Но Серова не тронули, он был нужен и полезен Хрущеву... Тот перевел его на работу руководителем ГРУ».

 

Прочитав такое, я был заинтригован. Интерес возрос, когда Рой Александрович Медведев при встрече категорически отверг какую-либо свою причастность к этой версии британской стороны. С его слов, он понятия не имеет о пропаже бельгийской короны и роли генерала Серова в ней.

- И вы начали поиски?

- Бельгийские официальные лица заявляли, отвечая на мои обращения, что такого атрибута королевской власти, как корона, у них в стране попросту не существует. Видно, не хотели предавать историю огласке. Ведь престолонаследование в Бельгии осуществляется по мужской линии. Советские и российские властные структуры свою причастность к «пропаже» короны категорически отрицали. Помог случай. На меня вышел Иван Александрович Серов. К сожалению, случилось это незадолго до его смерти. В архивных материалах тоже оказалось немало интересного. В докладной записке Никите Хрущеву от председателя Комитета партийного контроля при ЦК КПСС Николая Шверника «О фактах преступной деятельности Серова» от 31 декабря 1958 года я нашел искомую зацепку. В этом документе речь шла о хищениях генералом и его подчиненными валюты и драгоценностей из рейхсбанка и фюрербункера в мае 1945 года. Из этих материалов нетрудно было заключить, каким путем бриллиантовая диадема бельгийской королевы Елизаветы могла оказаться у генерала Серова. Ведь Сталин лично поручил ему операции по пленению фашистской верхушки, взятию гитлеровского бункера и рейхс­банка в Берлине.

Однако предположения, как говорится, к делу не подошьешь. Нужны были неоспоримые доказательства. Сам же Серов на мой вопрос о короне ответил коротко: «Корону вернули? Вернули». Мол, чего же еще?! Вопрос закрыт. Развивать эту тему ему явно не хотелось.

- И как вам удалось размотать клубок?

- Помог опять же его величество случай. В мои руки попал удивительный документ - запись разговора Серова и Хрущева. Вот небольшой отрывок той записи.

Хрущев: «А украденная тобой бельгийская корона где красуется? У твоей жинки на голове? Или в шкафу на даче?»

Серов: «Это ложь, клевета! Если какая-то корона действительно была украдена, обязательно найдем ее и вернем. Ведь отыскали же мы след «черной тетради» Сталина. В ней, судя по всему, он записывал компромат. Готовился к расправе, да не успел».

Эта случайная запись, сделанная в апреле 56-го на крейсере «Орджоникидзе» во время визита Хрущева в Англию, пусть и косвенно, но подтверждала версию о нахождении короны в СССР.

- А что за «черная тетрадь» Сталина?

- Подробности содержания тетради Серов мне не раскрывал, да я и не настаивал на этом. Надеялся, что все еще впереди. Думал, закончу две свои книжки, возьмусь писать третью - о самом Серове и «черной тетради». Генерал был согласен. Связывал с нашим сотрудничеством определенные надежды. Хотел, наконец, вернуть себе «доброе имя» и партбилет. Ведь восстановили же в партии Молотова. А он чем хуже? На мой прямой вопрос, что стало с «черной тетрадью», он сказал, что отдал ее Хрущеву.

Как к нему попала эта «черная тетрадь»? Я думаю, что сначала ею завладел Берия. Компромат, собранный в ней, был, наверное, не только на него, но и на Хрущева, Маленкова, Молотова, других соратников. Не секрет, что незадолго до кончины Сталин фактически начал атаку на свое ближайшее окружение. И, возможно, в основе грядущих расправ лежала информация, которую Сталин клал на страницы этой «черной тетради».

Хрущев тоже собирал компромат на председателя КГБ - это были материалы о хищениях Серовым ценностей в Германии в 45-м, а также материалы на отца Серова, при царе служившего охранником Кадымской тюрьмы. Этот компромат Серов пытался уничтожить, все архивы старательно зачищал. Думаю, Серов был вынужден отдать «черную тетрадь» Хрущеву.

«ГОВОРЯТ, ЖЕНУ СЕРОВА ВИДЕЛИ В КОРОНЕ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ»

- А как Хрущев прознал, что корона именно у Серова?

- В середине 50-х знаменитая английская шпионка, баронесса Дафна Парк, трудилась в должности второго секретаря посольства Великобритании в Москве. Это было прикрытием для ее работы в качестве резидента британской разведки МИ6. Она знала, что Серов в момент взятия Берлина в 45-м заведовал перевозом материальных ценностей, что он увлекался антиквариатом и часть из перевозимых ценностей присвоил себе. Документальных доказательств у нее не было, но очень хотелось найти компромат на председателя КГБ.

Мисс Парк понимала, что корону во время оккупации, очевидно, «потерял» сын Елизаветы, король-коллаборационист Леопольд III. В отсутствие короля первые шесть лет после войны бельгийцам было не до монарших атрибутов. Но в 50-е возвращение короны стало для королевского дома Бельгии делом чести. Говорят, что мисс Парк в этих целях пошла на уловку. Она позвонила в бельгийское посольство в Москве и заявила, что знает, где находится корона. Что жену Серова якобы видели в королевской диадеме на спектакле в Большом театре. Дафна Парк прекрасно знала, что ее телефон прослушивают и об этом разговоре сразу сообщат в Кремль.

При моей встрече с Дафной Парк в Оксфорде, где она после выхода в отставку трудилась директрисой одного из колледжей, я попытался разговорить ее на тему московской уловки. Но Джеймс Бонд в юбке (расхожее прозвище баронессы) лишь отшутилась и перевела разговор на другую тему.

- Хрущев вернул корону законной владелице?

- Да, королева приехала в СССР в 58-м. Факт возвращения короны по обоюдному согласию было решено оставить в тайне. Ни той, ни другой стороне разглашение столь скандальной истории было невыгодно. В 1960-м Елизавета впервые после 20-летнего перерыва появилась в ней на церемонии бракосочетания своего внука, короля Бодуэна I.

 

 

ЗА СИМПАТИЮ К СССР ЕЛИЗАВЕТУ ПРОЗВАЛИ «КРАСНОЙ КОРОЛЕВОЙ»

- Королева любила свою корону? Как она, кстати, попала к гитлеровцам?

- Да, та была ей к лицу. Но в первые годы царствования у нее была другая корона. И та ей совсем не нравилась. Было решено заказать новую корону. Выбор пал на швейцарский ювелирный Дом Картье. Заказ принял один из самых талантливых его ювелиров - мастер Анри Шено. В 1912 году голову Елизаветы украсила одна из самых элегантных диадем в мире. Материалом для нее стала платина и алмазы, позаимствованные у старой короны. В центре ее блистал красавец бриллиант в 5,84 карата.

Бытует мнение, что корона была похищена гитлеровцами во время оккупации Бельгии в 1940 году. Но как это произошло, никто до сих пор не смог установить. Одни говорят, что ее мог отдать или продать немцам сам король без ведома матери, чтобы обеспечить себе спокойное и безбедное существование в годы оккупации. Другие утверждают, что корону продала Елизавета, чтобы на полученные деньги помогать Сопротивлению и военнопленным.

- Почему на Западе Елизавету прозвали «красной королевой»?

- Это была удивительная женщина. Серьезным испытанием для нее стали обе мировые войны. Германский штаб рассматривал бельгийскую территорию всего лишь как удобную дорогу для атаки на Францию. Королевская семья ответила: «Бельгия - это нация, а не дорога». Когда началась Вторая мировая война, Елизавета видела в Советском Союзе силу, способную сокрушить ненавистного врага. Из-за этого желтая пресса нередко называла ее «красной королевой».

- Но вскоре после возвращения в Бельгию злосчастная корона опять пропала!

- После смерти королевы Елизаветы в 1965 году монаршие драгоценности унаследовал ее сын, экс-король Леопольд III. Его вторая жена Лилиан де Рети тайно продала корону на частном аукционе. Ее выкупила фирма-изготовитель в 1987 году. И теперь Дом Картье иногда выставляет свое творение на закрытых для широкой публики выставках раритетных драгоценностей.

В откликах на мое интервью бельгийским СМИ читатели не скрывали своего откровенного возмущения поступком Лилиан де Рети. Думаю, они справедливо полагают, что она не имела морального права продавать бельгийскую корону. Многие уверены, что бриллиантовая диадема прабабушки нынешнего короля Бельгии Филиппа украсила бы голову его супруги и сохранила бы историческую традицию. Что особенно важно для сравнительно молодого по европейским меркам бельгийского государства. Ведь ему минуло лишь 183 года.

- Говорят, вы получили благодарность от королевского дома Бельгии за проведенное историческое расследование?

- Правнучка королевы Елизаветы принцесса Мария-Эсмеральда высоко оценила мой скромный труд, назвав поведанную мною историю короны «невероятно интересной». Словом, я удостоился королевского мерси.