СССР возвращается?

На модерации Отложенный

События вокруг Крыма показывают, что наша страна восстанавливает утраченные ранее геополитические позиции

© РИА Новости, Владимир Федоренко

© РИА Новости, Владимир Федоренко

 

Интересную шараду нынче вынуждены разгадывать Брюссель с Вашингтоном: как, сохранив лицо, «наказать» Россию, но так, чтобы не потерять влияние на нее (по убеждению Владимира Путина, взаимное) и вообще сохранить существовавший до недавних пор статус-кво при минимуме имиджевых потерь.

Хотя куда уже терять дальше? Реакция Запада на присоединение Крыма к России прошла по наихудшему из возможных сценариев: европейцы решили ввести санкции против ряда высокопоставленных чиновников и, откровенно говоря, плотно сели с этой идеей в лужу. Славно распиарили кого ни попадя, ткнув пальцем наугад, а теперь впору брать в руки калькулятор и высчитывать убытки.

По этой части «асимметричный ответ» с территории России пока не последовал. Но за ним, думается, не заржавеет. Ведь эйфория победы – вещь сильная, особенно когда правда на твоей стороне.

В беседе с обозревателем KM.RU заместитель руководителя Центра геополитических экспертиз Наталья Макеева отметила, что, по результатам имеющихся соцопросов, Россия фактически вернула себе и утраченные с распадом СССР мощные позиции:

– Да, мир действительно не будет после этого прежним. То, что мы сейчас наблюдаем, по сути означает пробуждение наших политических элит, пробуждение лично Путина, и я думаю, что в дальнейшем установившаяся тенденция будет развиваться по нарастающей: ведь буквально в течение нескольких дней, если не нескольких часов, мир действительно стал многополярным.

В принципе, об этом говорилось и после известных событий в 2008 году, но сейчас об этом можно уже сказать со стопроцентной уверенностью. Сейчас уже не может возникать никаких сомнений на этот счет, и, кстати, Абхазия и Южная Осетия уже выразили свое принципиальное пожелание войти в состав России. Вспомнило вдруг и Приднестровье, что на его территории еще в 2006 году прошел референдум о присоединении к России, который нам остается лишь признать.

После референдума в Крыму мы фактически проснулись в другой геополитической реальности, в совершенно другом правовом поле, где фактически уже не действует международное право и его место заняло «право сильного».

На протяжении последних десятилетий Запад держался на своих трех столпах: а) верховенство права, б) демократия и, наконец, в) категорическое отрицание фашизма. Все эти принципы были грубо попраны тогда, когда на Украине случился государственный переворот.

Весь мир совершенно спокойно взирал на происходившие в Киеве погромы, никто не пытался деятельно вмешаться и прекратить беззаконие.

Международные наблюдатели не нашли нарушений в ходе крымского референдума, да и, признаться, просто не было необходимости как-либо подтасовывать результаты, потому что если бы кто-то и мог подтасовать результаты – в этом просто не было бы необходимости. И, отказываясь признавать то, что Крым теперь – российская территория, Европа, США и вообще страны Запада попирают собственные же принципы демократии.

Отдельно нужно сказать о фактическом отказе Запада от политики категорического неприятия фашизма, отвержения любых его форм. Мы видим, как вольготно себя на Украине сегодня чувствует «Правый сектор», чья идеология не оставляет никаких сомнений в идейной принадлежности членов этого движения.

А что же Европа, которая последние десятилетия так гордилась победой над «коричневой чумой», над абсолютным злом? Она фактически смирилась с установившимся положением дел на Украине, с воцарившимся там фашистским беспределом, с тем, что своих политических оппонентов власти даже не судят, а просто убивают.

Мне люди рассказывали подробности, как происходят там сегодня расправы, как «Правый сектор» проводит жесткие чистки даже в собственных рядах. Как Европа и США могут смотреть на это спокойно? Ведь никто из политических элит Запада даже не пытается этому воспрепятствовать: мы не слышали до сих пор внятных призывов к новым властям Украины и к обществу что-то с этим сделать.

– Удастся ли России укрепить свою позицию по Востоку Украины? Да и будет ли Запад так уж сильно мешать нам защищать своих сограждан?

– По сути, все будет зависеть от того, у кого будет политическая воля. В последние десятилетия она была у Соединенных Штатов. Но прежде полюсом силы был и СССР. А после его распада, который, как известно, произошел, мягко говоря, не без усилий с другого берега Атлантического океана, мы перестали быть полюсом, а могли лишь претендовать на возвращение себе этого статуса и изредка его декларировать.

Сейчас же все вернулось на круги своя, и можно говорить о том, что Россия с возвратом Крыма снова стала геополитическим полюсом, стала центром силы, и к ней подтягиваются другие страны, что вполне закономерно И в дальнейшем этот процесс будет лишь усиливаться, потому что мир действительно становится по-настоящему многополярным, что можно только приветствовать, и с чем я рада всех поздравить.

Дело в том, что Запад не является сейчас самостоятельным субъектом. Когда мы говорим о Западе, мы обычно подразумеваем США и Евросоюз. Но последний является продолжением США, и поэтому их позиция, позиция их лидеров, в большинстве своем будет зависеть от того, насколько будут упорствовать американцы в деле непризнания Крыма как российской территории.