
Противостояния с Москвой политики ФРГ и ЕС опасаются меньше: оно начинает жить своей собственной жизнью
Пока Россия и Украина буквально сходят с ума из-за кризиса в Крыму, переполняющего весь эфир и интернет, во многих других странах за ним следят в перерывах между увлекательными новостными сериалами «Пропавший малайзийский лайнер» и «Суд над бегуном-убийцей Писториусом». Просты немцы, например, на Крым едва обращают внимание.
Зато немецкий бизнес, от среднего до крупного, сейчас как на иголках. Он прикидывает потенциальный ущерб от экономических санкций против России, которые Евросоюз (и в том числе канцлер ФРГ Ангела Меркель) пообещал ввести уже в понедельник. Это будет второй раунд карательных мер. В худшем варианте – визовые запреты и аресты счетов бизнесменов, вплоть до глав «Газпрома» и «Роснефти», и чиновников, вплоть до глав ФСБ и Минобороны. Вчерне продуман и третий раунд – ограничение экономического сотрудничества.
Вопреки популярному мнению, Евросоюз и его лидер ФРГ всякие там эмбарго не любят: конфронтация всегда вредит коммерции и размеренному ходу событий. Бизнес аполитичен и предпочитает договариваться, а не махать кулаками. То же самое он неустанно предлагает и Берлину. Энергетический концерн «Винтерсхалль»призвал Ангелу Меркель воздержаться от экономических санкций против России. Глава крупнейшей энергокомпании Э.ОН Йоханнес Тайссен попросил канцлера «действовать ответственно». В Федерации оптовой и внешней торговли ФРГ Меркель рекомендовали договариваться с Путиным. Но дали такой прогноз: торговый разрыв с Россией станет для нее «фатальным», тогда как для Германии – лишь «болезненным».
Не в восторге «Фольксваген», БМВ и «Даймлер», которые за минувший год даже на нашем вянущем авторынке увеличили продажи на 22%. И далеко не в восторге машиностроители, которые продают в Россию оборудования на 8 миллиардов евро в год. Это вторая во объему статья немецкого экспорта в нашу страну, где станкостроители ФРГ закрепились еще в советские времена. Нервничают ретейлер «Метро» и его дочерняя компания «Медиа Маркт». Последняя зарабатывает в России 5,3 миллиарда евро в год и намеревалась выходить на IPO в Лондоне. Теперь оно как минимум откладывается.
В одном немецкое торговое лобби не ошибается: Германия хоть и не без потерь, но переживет даже полное (что маловероятно) прекращение экспорта в Россию. Мы для немцев – лишь одиннадцатый по значимости рынок. В прошлом году они привезли в Россию товаров на 36 миллиардов евро. Это довольно-таки скромные 3% от годового экспорта Германии (1,1 триллиона евро). Хотя шум поднимется немалый, особенно учитывая, что Меркель и ее ХДС – партия бизнес-интересов. Инвестиции в Россию 6200 немецких компаний, которые у нас работают, составили 20 миллиардов евро. Торговля с Россией создает в ФРГ 300 000 рабочих мест, а изрядная доля товарооборота приходится на так называемый миттельштанд.
Это компании средней руки, часто семейные, и денежной подушки, как у «Фольксвагена» или «Метро», у них нет. Причем немецкие компании прекрасно понимают, что играют на руку США.
Страхи немецкой промышленности проще понять, если оценить не только ее экспорт в Россию, но и импорт. А конкретнее – российский газ, занимающий в Германии 30% рынка. Вот тут – настоящая болевая точка: газ – не только бытовое и промышленное топливо, но и сырье для мощной немецкой химической индустрии. Однако нарастающая жесткость заявлений немецких политиков показывает, что «Газпрома» они боятся все меньше. Перспектива того, что он оставит Европу без газа, так же реальна, как и гипотетический запрет для европейских компаний на работу в России.
«Газпром», напомним, делает ставку на долгосрочные контракты. С той же Германией они заключены до 2030 и 2035 годов, с Францией – до 2030 года, с Италией и Чехией – до 2035 года, с Австрией – до 2027 года. Давайте подумаем, что станет с российским монополистом, если он расторгнет эти контракты в одностороннем порядке или хотя бы резко снизит объемы поставок. Что станет с его репутацией и пиар-кампанией «гаранта энергобезопасности ЕС»? Она будет похоронена. Чем восполнить недополученные миллиарды долларов прибыли? Ничем. Что станет с двумя «геополитическими газопроводами»? На окупаемости «Северного потока» можно будет окончательно поставить крест, а «Южный поток» рискует вообще не состояться.
Цены на газ в ЕС взлетят до небес, хотя сейчас газохранилища Германии содержат запасы на несколько месяцев. Но то, что для Европы может стать энергетической аварией с перспективой замедления экономики, для «Газпрома» и вовсе обернется катастрофой, а украинский кризис выйдет на новый уровень. Российские политики были правы, называя санкции обоюдоострым оружием: годовые доходы от поставок российских углеводородов в ЕС составляют 160 миллиардов долларов. Это 13 миллиардов в месяц, или свыше 3 миллиардов в неделю – с учетом ситуации в российской экономике деньги внушительные. От какой их части Кремль готов отказаться ради энергетической войны?
Спираль противостояния может закрутиться так, что Россия и Запад будут обречены карать друг друга даже против своей воли, невзирая на экономический ущерб. На кону будут уже не проценты ВВП и даже не геополитические соображения, а внешнеполитические и личные амбиции. Но под давлением промышленных лобби здравый смысл все равно возьмет верх.
Профессор истории из Кембриджа Кристофер Кларк недавно заметил: «Украинский кризис напомнил, что ход событий быстро опрокидывает самые продуманные планы и ведет к непредсказуемым последствиям. Ключевые игроки этой драмы, видимо, уже усвоили: история отвечает на вопросы разнообразно и по обстоятельствам. Единообразного ответа на все случаи у нее нет».
Крымский конфликт начинает жить своей жизнью, логика борьбы становится самодовлеющей. Если в Кремле, Брюсселе и Вашингтоне она возьмет верх над здравым смыслом, обмен экономическими санкциями, которого так не хочет бизнес Германии, может стать еще не самым плохим вариантом.
Комментарии
заодно не будем выдавать японцам лицензии на отлов рыбы в нашей экономзоне.пусть катаются на своих тойотах и жрут фукусимовскую рыбу.хотя,после бомбежки 45г,у них иммунитет на радиацию.
Китайское медицинское оборудование продаётся по всему миру, гугл в помощь. Качество на мировом уровне.
На дворе 21 век, если есть рынок сбыта, в чистом поле за считанные месяцы строится любой завод с любым оборудованием и спецами любого класса. Особенно это просто в тёплых странах . Проблема в сбыте.