"Зачем нам капитализм?"

На модерации Отложенный

Статья:   «Зачем нам капитализм?»

 

       Уважаемые Россияне!

Дамы и Господа!

Сограждане!

 

Что-то непонятное происходит с нами, с нашей страной. Несмотря на обещания, гарантии и оптимизм, с которыми мы идем к светлому будущему – построению развитого капиталистического общества с человеческим лицом, берут сомнения, что видимо не для всех оно будет светлым и радостным. Сомнения - что благие намерения и бесконечные посулы наверное, по видимому,  не про нас, не про народ и процветание страны. Хотя то, что не про народ вполне закономерно и предсказуемо. Капитализм - по определению формация не для всех: 1%, пусть 3-5% населения будут до безобразия (имеется ввиду способы, средства, мотивация, размеры) богатыми и благоденствовать за счет остальных 97-95% соответственно презираемого и жестоко эксплуатируемого населения, включая варварскую эксплуатацию и расхищение общенародных природных ресурсов и достояний, являющихся, кстати, достоянием не только нашего, но и будущих поколений.

Не совсем понятно, а главное зачем мы - достаточно цивилизованные люди, могли вернуться назад, в капиталистическое прошлое. Почему, в таком случае, не в феодальное прошлое или рабовладельческое, нашлись бы то же свои железные резоны и желающие. Конечно к тому, что было при Советском Союзе (хотя мы догадываемся и понимаем, что это были далеко не Советская власть и не Социализм), масса вопросов, как и безусловно радует появившаяся возможность их задавать. Во времена «руководящей и направляющей» проблем «по жизни» было много и весьма серьезные. А у многих наших сограждан нешуточные проблемы были с сохранностью и самих жизней. Как, впрочем, неоспоримы и более чем убедительны достижения и завоевания. Но возвращение в капиталистическое прошлое со всеми его атрибутами: неравенством, нищетой, несправедливостью, неуверенностью в завтрашнем дне и отсутствием всяких перспектив, крайне своеобразной демократией, кризисами, безработицей, всеобъемлющей коррупцией и преступностью – это просто нонсенс.

Уважаемые Россияне! Неужели можно думать и серьёзно надеяться, что стихийная рыночная капиталистическая экономика позволит нам обеспечить достойные материальное и духовное благосостояния для ВСЕХ. Рассматривать общественно-экономические формации, которые бы предполагали благополучие и благосостояние, возможности и перспективы - не для ВСЕХ, а только для ничтожной прослойки общества, и раньше, а уж тем более в ХХI веке - крайнее варварство, безнравственность и цинизм.

Не научная (да, да Господа, как бы это не резало славянский слух, но только НАУКА даёт нам объективные знания и представления об окружающих нас природе и мире), разумная, осмысленная, рациональная, социальная и по человечески справедливая экономика (кибернетическая планово-проектная, к примеру), как результат познания человеком экономических законов природы и общества и их использования на благо ВСЕХ - а стихийная рыночная экономика?! Как это сумасшествие можно понять?

Человечество всю свою сознательную жизнь фанатично и, кстати, не безуспешно, познавало законы природы с тем, чтобы обуздать природные стихии и обеспечить себе в ней достойное и комфортное существование. И без ложной скромности можно отметить, что определенного прогресса человечество в этом достигло. Но что касается хозяйственной, экономической деятельности человека, то здесь, в угоду некой ничтожной, небольшой, но очень жадной и эгоцентрической прослойке, с нездоровыми амбициями и первобытными инстинктами, народ, общество и страна должны жить по звериным законам, по законам стихии, по жесточайшим, варварским и унизительным законам стихийной экономики! И ещё, стихийная капиталистическая экономика, опять же по определению, не эффективная - затратная экономика. Конкуренция требует больших затрат и ложится тяжким бременем на производство и экономику в целом. Практически не реализуемы необходимые условия для достижения стихийной рыночной экономикой высоких значений эффективности производств (однако, что касается критики капитализма – то здесь, как говорится, комментарии излишни…).

Уважаемые Россияне. В условиях общественного, коллективного характера труда один человек из бесконечной цепочки участников производства, не может зарабатывать в 10, 100, 1000 и т.д. раз больше, чем остальные участники. Как и во всем, в размерах заработных плат должна быть разумная мера, разброс между минимальными и максимальными должен быть разумным и, например, в 2-3 раза вполне достаточен для того чтобы заинтересовать, с одной стороны, и оценить самый качественный и высоко квалифицированный труд с другой (для оценки особого таланта и гениального труда, чрезвычайно высоких заслуг перед Отечеством – допустим, в 5 раз). Мы все прекрасно понимаем, что труд в обществе, во вполне конкретных условиях и обстановке, имеет вполне конкретную, объективно обусловленную стоимость, отличную от стихийно-рыночной, которую тебе с «потолка» назначает не будучи оригинальным класс капиталистов - чем меньше тем лучше, чем больше можно потратить на себя и меньше заплатить - тем лучше. И что эта стоимость, в подавляющем большинстве случаев, поддается исчислению, должна рассчитываться и вычисляться, нормироваться, и, является объективной реальностью, как бы мы к ней не относились и как бы презрительно не относились к труду простых рабочих и трудящихся. Почему кто-то получает миллионы и миллиарды "типа за свой труд" (а многие и вообще не работают, и получают), но хочет что бы его обслуживали, обрабатывали за копейки (врачи, учителя и  др. трудящийся люд)? Что-то попахивает не просто второсортностью, а обыкновенным "фашизмом" по отношению к соплеменникам.

Равная оплата за равный труд (разумеется, при равных результатах труда, квалификации, условиях, интенсивности, сложности, ответственности, физических и психологических нагрузках), оплата по труду (по результатам, научно обоснованным  критериям и расценкам) - является справедливой и достойной оценкой труда человека, и, наконец - нравственной оценкой.

И меньшая оплата будет несправедливой, и больше – тоже несправедливо (в отличие от известного закона дикарской морали: «Если у меня украли корову - то это плохо. Если же я украл корову - то это хорошо»). К сожалению и к омерзению несущественная, но господствующая прослойка капитал-бюрократии считает себя арийцами, наперсниками Бога на земле, а остальных, извините, недочеловеками, полуобезьянами и рашкой. Обидно, и с этим, по видимому, придется что то делать.

Уважаемые Россияне! Представляется, что к тому что есть и имеем - вопросов ещё больше чем к Советской власти. Развал Советского Союза - тягчайшее преступление перед Отечеством, это безумие нам не простят ни история, ни ушедшие поколения, ни потомки. И если так дело пойдет, что ради удовлетворения извращенных властных, материальных и др. низменных  амбиций мы будем предавать и рвать на куски нашу волею судеб Великую Родину - то вполне может статься, что и это не предел. Зачем и ради чего утратили (во многом) мировые позиции, уважение, суверенность и независимость страны? Многие народы смотрели на нас с надеждой. Зачем и ради чего разрушили науку, промышленность и сельское хозяйство, отдали общенародные достояния и богатства, предприятия и экономику и, в известной мере, судьбы и будущее наши и нашей страны – в руки десятку, пусть сотне олигархов, в том числе зарубежных? С чего, а главное ради чего такая щедрость? Какой в этом высший божественный смысл? Или всё ими, капитал-бюрократами заработано собственным тяжким трудом - давайте проверим. Дадим любому олигарху лопату, необходимый инструмент (чисто гипотетический, но достаточно наглядный эксперимент), и пусть он один, как он, и на сколько он один владеет  заводами, предприятиями, отраслями производств, природными ресурсами, материальными и нематериальными ценностями - воспроизведёт свои «активы» и «пассивы». Результат, сами понимаете, более чем предсказуем - все таки присвоение чужого труда и достояний. Присвоение же чужих результатов труда, ценностей, ресурсов - является (откроем любой словарь) воровством. Но есть нюанс, при капитализме подобное воровство, присвоение результатов чужого труда, ценностей, или преступное накопление, как у нас, первоначального капитала - узаконено  - свободным предпринимательством называется (эксплуатируй кого хочешь, как хочешь и что хочешь, лишь плати налоги. Если очень крупный капитал или монополист - как посчитаешь нужным, государство сильно настаивать не будет, но чем мельче предприниматель тем сильнее будет настаивать, и конечно же по регрессивной шкале, ведь честным же трудом присваиваются результаты чужого труда, чужие ценности, достояния и ресурсы). Такие вот парадоксы истории.

Господа, в XXI веке современным, образованным и цивилизованным людям допускать такие дикость, варварство и цинизм в сфере производства материальных благ (а бытие затем определяет сознание...) и мириться с этим, по меньшей мере и мягко говоря - предосудительно.

Уважаемые Россияне! Хочется верить, что пути развития нашей страны, общества, государства будут определяться всё-таки здравым смыслом и рассудочной деятельностью людей, основываться на научных знаниях и на лучшем, наиболее ценном и полезном историческом опыте. И здесь, определяющую и руководящую роль, практически во всех сферах жизнедеятельности человека, и экономической в том числе, должна играть НАУКА (академическая, прикладная, описательная в конце концов).

Видимо пока, в обозримом будущем нет альтернативы Социализму - как экономически более эффективной и социально более справедливой общественно-экономической формации, традиционно считается приходящему на смену Капитализма (не в том конечно, одиозном виде и качестве как это было, а без диктатуры пролетариата, при всеобъемлющей диктатуре науки и здравого смысла, власть на деле должна принадлежать Советам – власть народа и для народа, и опять же, Советам не в вульгарном бытующем смысле, а научно структурированным, организованным и работающим на научной основе).

Видимо, нет альтернативы доминированию высокоэффективного и передового государственного сектора в многоукладной экономике (благодаря науке, экономической кибернетике, к примеру) - как результата осмысления обществом, государством своих ответственности, обязательств, потребностей, целей и задач.

Видимо, не уйти от признания коллективных форм управления, регулирования и контроля, взамен единоличных ("истина познаётся сообща"), от признания «оплаты по труду (результатам труда)» - как одной из высших человеческих нравственных норм, от признания не только равных прав, но и равных возможностей, без чего не бывает равных прав, от признания равных прав и равных возможностей на блага и благополучие для ВСЕХ, от отказа от насилия, прежде всего физического и интеллектуального. И ещё многого и многого, что сделало бы нашу жизнь разумной, достойной, честной, справедливой и комфортной.

 

                                                                                                                      Пышкин В.Н.

                                                                                              Новосибирск. 1995-2013 г.