Как советские граждане оказались меж двух огней

Несколько дней ранее здесь, на МП на был опубликован этот интересный документ. Напомню его содержание:

«УКАЗАНИЯ Верховного Главнокомандующего Военному совету Ленинградского фронта о применении оружия против делегатов от немецких войск»

№ 002204, 21 сентября 1941 г. 04 ч 10 м

Говорят, что немецкие мерзавцы, идя на Ленинград, посылают вперед своих войск делегатов от занятых ими районов — стариков, старух, женщин и детей — с просьбой к большевикам сдать Ленинград и установить мир. Говорят, что среди ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам. Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожить в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов.

Мой совет: не сентиментальничать, а бить врага и его пособников, вольных или невольных, по зубам. Война неумолима, и она приносит поражение в первую очередь тем, кто проявил слабость и допустил колебания. Если кто-либо в наших рядах допустит колебания, тот будет основным виновником падения Ленинграда.

Бейте вовсю по немцам и по их делегатам, кто бы они ни были, косите врагов, все равно, являются ли они вольными или невольными врагами. Никакой пощады ни немецким мерзавцам, ни их делегатам, кто бы они ни были.

Просьба довести до сведения командиров и комиссаров дивизий и полков, а также до Военного совета Балтфлота и командиров и комиссаров кораблей.

 И. СТАЛИН

 Многие выразили сомнение в его подлинности, посчитав его за фальшивку. Кое-кто даже попытался написать опровержение, мол, что это за делегаты и зачем они приходили в наше расположение, да еще под дулами автоматов. Не было такого и точка! http://maxpark.com/user/4295107615/content/2595476

Некоторые, особо ретивые защитники сталинских методов, типа А. Афанасьева, в попытках оправдать не очень гуманное отношение вождя к своим согражданам, вообще скатились до откровенного хамства. Ну да ладно, пусть это останется на их совести.

Однако пришлось немного порыться в архивных документах тех дней и найти, хоть и скупые, но все же подтверждения таких случаев под Ленинградом, повлекшие за собой столь жестокое решение Верховного Главнокомандующего.

Один такой случай был зафиксирован нашей разведкой и о нем доложил начальник разведотдела Ленфронта комбриг Евстигенеев П.П.

в своем донесении в разведуправление ГШ РККА 20.09.1941 г. к 24:00.

Вот содержание интересующей нас части донесения:

«18.9 противник из районов Ивановское, Покровское, Рождественское, Усть-Тосно собрал до 1000 человек местных жителей и под силой оружия и обманом направил их через линию фронта в Колпино. Подробности уточняются.»

Случай, видимо, действительно был из ряда вон выходящим, если на донесение Евстигнеева, отправленного в Москву 20 сентября  в 24 часа (а реально возможно и позже, время машинным текстом стоит на уже отпечатанном донесении), Верховный главнокомандующий уже через 4 часа продиктовал свои указания Военному Совету Ленфронта как поступать в таких случаях.

Второй зафиксированный случай произошел на том же участке обороны, но уже утром следующего дня.

 Вот фрагмент телеграфных переговоров между полковником Топилиным из штаба фронта и заместителем командарма 42-й армии Черпоченко, состоявшееся уже 21 сентября 1941 между 15 и 16 ч.

«Передаю вам следующее: утром 19/9 со стороны Красный Бор в районе Октябрьской жел. дороги в город Колпино пошло 300 человек наших граждан с территории противника, которых немецкие патрули сопровождали до наших передовых постов. Это донесение точное, но странно, почему штаб армии об этом не знает? Нужно усилить ночью наблюдение, особенно в том направлении..»

 

Так что сомневаться в подлинности случаев, когда мирных граждан силой и обманом немцы просто впихнули в осажденный город на верную погибель, не приходится. Так же как и нет сомнений о "гуманном" отношении советского вождя к этим несчастным, приказавшего отбросить всякую сентиментальность и расстреливать своих граждан без колебаний и разборок.

 

Ниже сканы документов.

Донесение начальника РО Ленфронта Евстигенеева.

Источник: ЦАМО, фонд 217, опись 1221, единица хранения 170

 

Телеграфные переговоры между Топилиным и Черпоченко. (выложены только 1-й и 5-й лист)

 

Источник: ЦАМО, фонд 217, опись 1221, единица хранения 159