Экономика нанесет Путину ответный удар

Украинский блицкриг Владимира Путина четко высветил то, что ни его, ни тех людей, кто вместе с ним вырабатывал и реализовывал это решение, совершенно не волновали последствия такого шага для российской экономики. И это в тот момент, когда скрип экономических тормозов становится все явственнее. Темпы роста экономики продолжают снижаться, инвестиции входят в глубокое пике, инфляция начала разгоняться, рубль (еще задолго до украинских событий) встал на траекторию долговременного ослабления. 

И вот, мало того, что увеличивающиеся год от года ресурсы бюджета направляются на реализацию бессмысленной (с точки зрения реальных угроз и с точки зрения эффекта для всей остальной экономики) программы вооружений и укрепления полицейских структур, единственной задачей которых является борьба с политической оппозицией, мало того, что вместо улучшения инвестиционного климата, опирающегося на власть закона и защищенность прав собственности, власть продолжает издеваться над правосудием, так теперь всей экономике дан ясный и недвусмысленный сигнал: ваши проблемы нас не волнуют! 

Их не волнует то, что отток капитала из страны может превысить прошлогодние объемы уже к середине года. А рост оттока капитала – это дальнейшее снижение инвестиций.

И это в экономике со снижающейся численностью трудоспособного населения. А откуда быть росту, если оба его фактора – труд и капитал – сокращаются. 

Их не волнует, что население стремительно бросилось покупать валюту, забирая депозиты из банков. А снижение депозитов в банковской системе заставляет банки продавать свои активы, еще больше снижая цены на них. И это в экономике, где из-за резкого роста политических рисков цены активов ушли до неприлично низкого уровня. 

Их не волнует то, что отныне российские компании, получая кредиты на внешних рынках, должны будут платить повышенные процентные ставки. И что по причине резко возросших политических рисков иностранные инвесторы, анализируя преимущества и недостатки различных стран, будут ставить в графе "Россия" дополнительный жирный минус.  

Вы знаете, мне кажется, что экономика не простит такого отношения к себе. Я не готов спрогнозировать, каким образом она (экономика) нанесет ответный удар. Но то, что он состоится, – у меня нет сомнений.

Сергей Алексашенко