Озарение от ЦК КНПК )

ПРОПАГАНДА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ

Что происходит в современном мире? В каком мире мы сегодня живем? Как функционируют процессы в настоящее время в общественной жизни? Кто или что управляет миром? Каким образом, возможно, продвигать политические взгляды сегодня?

Нужно выдвинуть тезис: правила ведения агитация и пропаганды в современных условиях изменились и требуют новых подходов. Всемирное управление посредством расширенного информационного поля выдвигает новую гипотезу для политического менеджмента: от степени владения информационным полем зависит количество власти.

Все интеграционные процессы стран мира, взять такие крупные образования как Европейский Союз или Евразийский Союз, сегодня являются лишь необходимым условием для выживания государств в информационном поле. Отдельные страны уже не имеют веса в мировой политике, только Союзы имеют условное влияние и политический голос. Но только условное. Потому, что все эти экономические, геополитические и т.п. интеграционные действия опережает уже интегрированный информационный поток. Ему безразличны любые условности в виде границ и договоров, у него нет предпочтений и Конституций, он «смыл» все, что мешало человечеству жить в едином пространстве.

Что же произошло?

Еще недавно, когда телевидение только входило в дома, люди были увлечены развитием гуманизма и миротворческих акций; развивались идеи социализма и демократии; противостояние держав занимало умы граждан. Правительства стремились к совершенству форм управления и наслаждались своим искусством ведения политики.

Печатный станок Гуттенберга был важным элементом начала протестантской реформации и последующей войны в Европе. Листовки и газеты начала 20 века существенно повлияли на изменение политической системы и ее качество. Интернет же перевернул все правила и ввел новые стандарты поведения в политике.

Сегодня миром правит информационное поле. Оно как «снежный ком» хаотично закручивает и сносит как властные инициативы, так и все виды политического процесса. Процессы управления усложнились тем, что управление в информационном поле требует использования других интеллектуальных ресурсов, чем традиционные способы управления. Огромное влияние сегодня имеют источники информации. Именно информационные каналы пользуются авторитетом и именно управление ими дает реальную власть в обществе, формируя мнения и призывая к действиям или бездействию.

Правительства тратят огромные средства, чтобы влиять на содержание информации в информационных потоках. Миллионами расходуются средства на внешнеполитические публикации ПР и имиджевого содержания о стране, оплачивается штат спецсотрудников для ликвидации «не нужных» информационных источников и создания «нужных», проводятся сотнями судебные процессы, подавляющие свободу слова. Другими словами традиционные правительства привычным для себя способом пытаются управлять информационным полем. Но управлять в современном мире, а именно информационным полем, весьма затруднительно даже самому опытному руководству самой развитой страны в мире.

Все больше развитых государств принимают дополнительные законы по управлению информационными потоками, ограничивающими свободу слова. ООН в то же время вводит «свободу в Интернете» в список естественных прав человека и гражданина. Дихотомия восприятия понятия «свобода слова» вызывает противоречия политиков с народом. С одной стороны, интернет пространство несет в себе, в том числе угрозу безопасности и государство вынуждено ограничивать свободу слова, а с другой «свобода слова» часть обязательных прав человека и соблюдение их условие развития демократической политики 20 века.

Правительства всегда волновали потоки информации и контроль над ними, а наш век вряд ли первый, на который сильно повлияли кардинальные изменения в области информационных технологий. Однако сегодня значительная часть населения, как внутри страны, так и на международной арене, имеет доступ к власти, которую дает обладание информацией.

Политика стала настолько прозрачной и информационно доступной, что это позволяет населению избавиться от страха перед «неизведанным» как это было раньше и даже влиять на ее содержание.

Особенностью информационного поля является и то, что все политические процессы проходят в несколько раз быстрее. Раньше революции разворачивались на протяжении десятилетий, а не сезонов или лет. Сегодня же, к примеру, если мы возьмем арабские революции, то речь идет о небольшом историческом периоде. До сегодняшнего момента у большинства арабских монархий было достаточно легитимности, денег и власти, чтобы устоять на волнах народных восстаний, которые смыли светских республиканских автократов, таких как Хосни Мубарак в Египте и Муаммар Каддафи в Ливии, и это всего лишь за два года революционного процесса.

За арабской политической революцией стоит более глубокий и длительный процесс радикальных изменений, который иногда называют информационной революцией. Информационная революция – это целенаправленная политика в информационном поле, направленная на подрыв легитимности власти. Мы еще не можем в полной мере осознать ее последствия, однако она в корне меняет характер власти в 21 веке, где все государства существуют в среде, которую, в отличие от былых времен, не может контролировать полностью даже самая мощная власть. Как показали события в Египте и других странах, мы только начинаем понимать последствия влияния информационной революции на власть в этом столетии, поэтому и технологии управления приходят только после понимания.

Нынешняя глобальная революция основана на быстрых технологических достижениях, которые резко сократили затраты на создание, поиск и передачу информации. Вычислительные мощности удваивались примерно каждые 18 месяцев на протяжении 30 лет, и к началу 21 века их стоимость составляла одну тысячную того, что они стоили в начале 1970-х годов. Если бы цены на автомобили падали бы также быстро, как цены на полупроводники, сегодня автомобиль бы стоил 5 долларов.

Совсем недавно, в 1980-х годах, телефонный звонок по медному кабелю мог нести всего лишь одну страницу информации в секунду; сегодня же тонкая нить оптического волокна может передавать 90 тысяч томов в секунду. В то время на хранение одного гигабайта информации необходимо было выделить целую комнату, а теперь 200 гигабайт дискового пространства помещается в кармане рубашки.

Доступность Интернета и распространенность его среди населения ежедневно растет большими скачками. Еще более важным стало огромное снижение стоимости передачи информации, которое снизило и стоимость доступа в интернет. По мере того как вычислительные мощности становились дешевле и компьютеры сокращали свои размеры до смартфонов и других портативных устройств, последствия децентрализации становились все более серьезными. Власть, которую дает владение информацией, на сегодняшний день распределена гораздо шире, чем еще несколько десятилетий назад.

 В результате, мировая политика больше не является только правительственной сферой деятельности. Частные лица и организации – в том числе и WikiLeaks, транснациональные корпорации, неправительственные организации, террористы или спонтанные социальные движения тоже получили возможность играть непосредственную роль в мировой политике.

Распространение информации означает, что неофициальные сети подрывают монополию традиционной бюрократии, а любые правительства в намного меньшей степени способны контролировать свои политические планы. Политические лидеры могут воспользоваться меньшим числом степеней свобод, прежде чем среагировать на событие, и вынуждены общаться не только с другими правительствами, но и с гражданским обществом.

Но делать слишком далеко идущие выводы об информации, технологиях и власти из уроков, преподнесенных арабской революцией, было бы ошибкой. В то время как информационная революция уменьшила власть больших государств и увеличила власть малых государств или внегосударственных игроков, политика и власть являются более сложными явлениями, нежели такой технологический детерминизм подразумевает.

В начале 20 века люди боялись, что компьютеры и новые средства коммуникации создадут централизованную систему государственного контроля. И действительно, авторитарные правительства  Саудовской Аравии и других стран использовали новые технологии в попытке контролировать информацию, но это происходит не постоянно и не может охватить все пространство.

Иными словами, некоторые аспекты информационной революции помогают маленьким, однако в то же время некоторые из них помогают уже большим и сильным. Размер по-прежнему имеет значение. И хотя и хакеры, и правительство могут создавать и использовать информацию в интернете, во многих моментах очень важно то, что государство может задействовать десятки тысяч обученных людей и получить доступ к огромным вычислительным мощностям, чтобы взламывать коды или вторгаться в компьютерные системы других организаций.

Кроме того, в то время как распространение имеющейся информации сегодня не требует больших средств, сбор и создание новой информации часто требует значительных инвестиций, и, во многих конкурентных ситуациях, создание новой информации является важнейшим фактором. В политическом пространстве информационное поле по заполнению информацией сегодня стоит на первом месте.

Правительства и крупные государства все еще имеют больше ресурсов, нежели владеющие информацией частные лица, но сцена, на которой они выступают, стала гораздо более многолюдной. И следует отметить, что традиционные правительства проигрывают на этой сцене, даже такие крупные державы как США.

Политические процессы в новых условиях ставят новые задачи и  к политическим акторам, таким, к примеру, как политические партии. На сегодняшний день правила проведения агитации и пропаганды с одной стороны усложняются, а с другой круг методов остается ограниченным.

Каким же образом происходит пропаганда политических идей в новых условиях управления посредством информационного поля?

В.И. Ленин в своем труде «С чего начать?» писал:     «… Нам нужна прежде всего газета, – без неё невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации… И никогда не чувствовалась с такой силой, как теперь, потребность в том, чтобы дополнить раздробленную агитацию посредством личного воздействия, местных листков, брошюр и пр., той обобщенной и регулярной агитацией, которую можно вести только при помощи периодической прессы. … Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор. В этом последнем отношении ее можно сравнить с лесами, которые строятся вокруг возводимого здания, намечают контуры постройки, облегчают сношения между отдельными строителями, помогают им распределять работу и обозревать общие результаты, достигнутые организованным трудом. При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая не только местной, но и регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии. Одна уже техническая задача – обеспечить правильное снабжение газеты материалами и правильное распространение ее – заставляет создать сеть местных агентов единой партии, агентов, находящихся в живых сношениях друг с другом, знающих общее положение дел, привыкающих регулярно исполнять дробные функции».

Важно отметить, что уже в то время Ленин осознал неоспоримое влияние информационных источников на политику и необходимость обладания одним из них для проведения агитационной работы по завоеванию власти.

Если говорить о сегодняшнем дне, то лишь немногие политические партии имеют свой печатный орган. В Казахстане зарегистрировано 9 партий и только три из них имеют свою газету. Ненужно в этот список вносить предвыборные газеты, которые появляются, конечно, у многих, но проходят выборы и выпуск прекращается.

Какие политические партии имеют свой телевизионный канал или радиостанцию? Какие выпускают листовки не во время, а между выборами? И вот вопрос: если у партии нет своего теле-радио канала, своего печатного органа и она не имеет полноценного доступа к эфиру или прессе, как она распространяет информацию о своих взглядах?

Конечно, следует сказать, что во времена Ленина не было ни только телевидения и радио, но и интернета. А у каждой нашей партии есть свой сайт. Но как наши партии используют интернет?! Они знают, что сайт нужно наполнять информацией, а что дальше с ней нужно делать не знают. Социальные сети и блогерство – это также новые инструменты пропаганды политических идей, которые хаотично и редко используются и в основном также только в предвыборный период.

И приходится констатировать факт, что политические партии Казахстана в информационном поле работать не умеют, а значит добиться успехов в распространении своих взглядов, позиций, завоевать сторонников не получится. А значит, не получится и добиться успеха на выборах (хотя это утверждение относится к демократическим выборам). Единственная партия НДП «Нур Отан» проводит какие-то акции, пытается сегодня обновить свои ряды и качественно поднять уровень своих членов, но опять же об этом знают не многие, как и об их инициативах. А у этой партии неоспоримое преимущество перед остальными и во властном ресурсе и в финансовом. Кто пойдет за партией, если ее контент не соответствует решению проблем, находящихся в умах граждан? Другими словами, эта партия не достаточно использует информационное поле, чтобы проводить успешную пропаганду и привлекать избирателей.

В отличие от партий многие журналисты выступают в качестве ретрансляторов тех или иных политических идей и оценок, то есть и выражают и несут в массы позиции определенных политических партий. Но для читателя они выражают не чью-либо партийную позицию, а их собственную. И поэтому являются более авторитетными и уважаемыми аудиторией, чем сами политики.

Сейчас чуть ли не каждый второй, так называемый оппозиционер, жалуется, что ему не дают слова на телевидении. А вот Владимиру Ильичу слова в царской прессе тоже не давали, но ведь ухитрялся как-то действовать! Печатал газету за границей, ввозил в Россию тайно с курьерами. А сегодня есть Интернет: уникальное скоростное средство передачи любой информации. Власть сама решает проблему компьютерной безграмотности населения, что также способствует успешной агитации посредством Интернета. В то же время листовки и другую печатную продукцию как средство передачи информации еще никто не отменял и возможность печатать в стране свои идеи всегда существует.

Можно сделать вывод о том, что в новых условиях открытого информационного общества, в котором расширился список источников передачи информации и с каждым годом увеличивается число ее получателей, умелая трансляция своих политических идей посредством информационного поля приносит 70% популярности политическому актору.

Еще одним важным моментом проведения современной пропаганды и агитации является стиль подачи информации. Вот, например, «обличения», о важности и необходимости которых пишет Ленин в работе «Что делать».

В советские времена «разоблачениями» отдельных лиц занимался «Крокодил» и многочисленные фельетонисты, которые говорили, например, о том, что у отдельных работников проявляется «личная нескромность».

Сейчас занимаются “обличениями” многие. И в прессе, и на телевидении.
Но каков эффект? В советские времена даже на дозированную критику в прессе критикуемые были обязаны реагировать. А какой резонанс в обществе имела эта критика! А как сейчас?

В настоящее время критика несправедливости не вызывает отклика. Это может значит, что либо проводится она неумело, либо общество настолько безразлично стало, что ничем кроме развлекательных передач его не проймешь, либо привыкло население к подобной несправедливости.

Впрочем, оценить падение социальной чувствительности, можно по политической активности. Большинство граждан стран сегодня настолько глубоко уходят в решение своих личных проблем, что такие выражения как «апатия», «безразличие» и «равнодушие» лучшим образом характеризуют отношение к политике.

И чтобы заниматься пропагандой среди такого населения, необходимы: эмоции, чувства, нервы, демонстрация боли за события. Причем искренние. Ведь одной из главных причин неудач пропагандистской работы является несоответствие произносимых пропагандистских слов и того, что человек видит в жизни.

Особенно это важно для политика. Он может заблуждаться, ошибаться, но если у него есть принципы, убеждения, взгляды, желание их отстаивать, убеждать других людей в его правоте, то он сможет добиться успеха.

Конечно, остаются возможности манипулировать, принуждать, запугивать людей и т.д. (а во время избирательной кампании даже и голоса подтасовать), но это к цивилизованной политике отношения не имеет.

Особенностью контента современной пропаганды являются идеи и принципы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека. Если вы с этим документом не знакомы, значит вам в политике делать нечего. Потому что современная цивилизованная политика строится на принципах этой самой декларации. Причем как внешняя так и внутренняя политика должны отталкиваться от этого документа, иначе происходит опять таки оторванность создателя информации от ее получателя.

Итак, пропаганда политических в современном информационном поле имеет все для успеха. Традиционным бюрократиям все труднее контролировать информационные потоки по многим причинам, в том числе из-за нехватки квалифицированных кадров. Увеличилось число каналов передачи информации, огромное место занимает Интернет. Граждане все более становятся, образованы в плане пользования электронной техникой и поглощают огромными порциями информацию общедоступную в информационном поле. К сожалению, этот поток информации снижает чувствительность восприятия: граждан не проймешь лозунгами и призывами, искусство слова не вызывает особого восхищения как это было раньше и не стимулирует к действиям. Но 21 век изменил человека, он поднял самооценку граждан на новый пьедестал и с него все манипулирования в политике стали прозрачны и понятны. Поэтому пытаться манипулировать общественным мнением без знания прав человека и главных проблем общества, бесполезное занятие и многие пропагандисты на этом допустили ошибки, проводя высокомерную агитацию среди населения.

Традиционные государственные теряет свои позиции влияния на граждан и пока ничего не может предложить «смывающему границы» информационному полю. Остаются только силовые методы управления и подтасовка результатов выборов. Политическим акторам, чтобы успешно пропагандировать свои идеи необходимо учитывать современные процессы, о которых мы кратко написали выше.

О. Халабузарь