Кадры под запретом
В Новосибирске проходит выставка фотографий, за которые авторов уволили с работы.
До конца марта в Новосибирске можно застать выставку полузапрещенных фотографий частной жизни в СССР «Манифест ТРИВА». Недавно ее включили в список номинантов «Инновации» - главной российской госпремии в области современного искусства. Впрочем, выставка новокузнецких фотографов из группы ТРИВА интересна не только ценителям искусства вообще и фотографического в частности, - это довольно редкая возможность совершить экскурсию в повседневную жизнь позднего СССР.

Группа ТРИВА - это фотографы Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие на рубеже 70–80-х годов при Кузнецком металлургическом комбинате (КМК). Впрочем, хроники работы завода на выставке в Сибирском центре современного искусства - в абсолютном меньшинстве.

Участники ТРИВА не расставались с камерами и за пределами завода и рабочего дня. В результате бóльшая часть из представленного на выставке (всего там около двух сотен черно-белых фотографий) - повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов.

Оформленного и подписанного манифеста у троицы новокузнецких фотографов на самом деле не было (название выставки придумано ее куратором, известным новосибирским фотографом Евгением Ивановым). Но постепенно сложились творческие принципы, которым соответствует все представленное на выставке…

…Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, - отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное - полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

Организаторы выставки «Манифест ТРИВА» подчеркивают, что этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии, где часто даже известные исторические фото (например, «Знамя Победы над Рейхстагом») разыграны перед камерой. «В СССР 90 % газетной фотографии снимались как кино, начиная с подбора реквизита, - комментирует куратор Евгений Иванов. - Надо снять героя-тракториста? Переоденем его и поставим не возле трактора, на котором он работает, а возле нового трактора. От фотографа требовалась не реальная жизнь, а жизнь такая, какой она должна быть, отредактированная в идеологических целях».

Отказаться от постановки и снимать жизнь как есть, в том числе и в сложных условиях (например, заводских цехов), фотографы ТРИВА смогли в том числе и благодаря тому, что на рубеже 70-80-х годов у них завелись японские «Кэноны» и немецкие «Лейки». Отвечая на вопросы новосибирской публики, приехавший на открытие участник ТРИВА Владимир Соколаев рассказал, что «Зенитом» и другими советскими камерами многое из показанного снять бы не удалось, да и вообще обретение «Кэнона» стало для группы поворотным моментом.

Это фото - слегка абсурдистское и сюрреалистичное - выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, - и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьев.

Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.
В итоге фотографы были отстранены от работы на КМК и вынуждены уничтожить часть своих архивов.

Экспозиция, добравшаяся сейчас до Новосибирска (а ранее ее увидели в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Москве), - первая в современной России совместная выставка группы ТРИВА, до этого участники выставлялись только поодиночке. «Манифест ТРИВА» в середине февраля был внесен в список номинантов «Инновации» - организованной Минкультом главной российской официальной премии в области современного искусства (ранее лауреатом «Инновации» становилась новосибирская «Монстрация»).

«ТРИВА не гнались за яркими внешними эффектами, - комментирует куратор Евгений Иванов. - Многие фотографы хорошо понимают, как сразу впечатлить зрителя и превращают фотографию в цирк - кто выше залезет. У ТРИВА же - простые истории простым языком. Но это простота, как у Чехова, - внешняя простота, за которой скрывается глубина и чистота и емкость языка, которой нужно учиться годами…».

«…Эти фотографии - шедевры потому, что они - не про эффекты, а про человеческую жизнь, про вопросы бытия, - продолжает господин Иванов. - Вот, например, «Счастье, проходящее мимо» - рядовая ситуация на демонстрации оборачивается целой притчей. И чисто технически эта притча передана ясно и четко, тут нет ничего лишнего, все работает на одну идею».

Организаторы подчеркивают, что кроме художественной значимости датированные с точностью до дня фото ТРИВА ценны и как исторический документ. Директор Сибирского центра современного искусства Анна Терешкова на открытии выставки отметила, что экскурсии на нее были бы полезны «как школьникам, которые смогли бы увидеть, как жили их родители, так и молодым людям, которые ностальгируют по СССР, не успев увидеть его своими глазами».

На фотографиях «Манифеста ТРИВА» действительно много того, что захлестывает социальные сети волной ностальгии под лозунгами «у нас было настоящее счастливое детство без «айфонов», но с глубокими лужами, песочницами и совочками».

Выставка в Сибирском центре современного искусства позволяет нырнуть в эту лужу (или песочницу) детства с головой: если вы застали те времена хоть в полумладенчестве, пара сотен фотографий удивительным образом активизируют какие-то вроде бы запечатанные и убранные в архив пласты памяти…

…с другой стороны, многое на этих фотографиях способно слегка отрезвить ностальгирующих. Кто-то из гостей на открытии разглядывая это фото («Один в ванной. Дом ребенка № 2. Новокузнецк. 29.05.1981»), заметил, что такие снимки могли бы служить обвинительными документами на гипотетическом процессе против государства под названием СССР. Но в целом экспозиция не воспринимается как «чернуха» - скорее вдохновляет и вызывает нежность к людям…

… а главное - работает как машина времени: посетитель словно гуляет по сибирскому городу тридцатилетней давности - иногда он подглядывает бытовую сценку незамеченным, иногда сталкивается с обитателями прошлого лоб в лоб, и те смотрят на него (путешественника во времени) подозрительно и с любопытством.
Фото Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова предоставлены организаторами выставки, фото 3 - Александра Ощепкова
Комментарии
Но вот умение внушить народу, что - "жить стало лучше, жить стало веселее" на фоне такой унылой действительности - это, по моему, свойство именно тоталитарных государств, каким и была страна советов.
Даже мы с тобой многого не знаем, хоть и имеем доступ к интернету. Можно только попытаться представить, какая цена заплачена за благополучие и богатство многих, выбившихся далеко вперёд...
А мы - мы где-то посерединке. "Интернет-опрос показал, что компьютеры имеют 100% россиян". Это было бы смешно, когда бы не было так грустно...
Но ты права: в том-то и дело, что очень многие люди судят обо всей жизни в стране исключительно по себе :(((((
Комментарий удален модератором
Да, обыденность и уныние какое-то обреченное. Подумала - неужели же нет в их архиве хороших снимков? Или журналист так подобрал?
Но точно атмосфера передана верно, могу засвидетельствовать. Я помню это время.
Все-таки, вместе в перестройкой в страну ворвалась иная реальность - более яркая, контрастная, более выразительная... Но в ней и надлома больше, и горечи, и боли. Полярность всегда так проявляется.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я о другом. Если в это единство слишком глубоко уйти, "я" теряется в "мы", а это погибельно. Сколько таких семей видела... все вроде, как надо, а тоска зеленая от них волной накатывает... растворились и погрязли в "мы"... уныло (((
Комментарий удален модератором
Мне кажется, здесь отчетливо явлена атмосфера времени, бескрылых восьмидесятых... Но предчувствия перемен я не увидела, а ведь оно было, я это тоже помню.
Оно ещё не забылось, оказывается... Хорошая выставка. Такая жизнь.
Спасибо, Лора, за пост.
С интересом посмотрела 15 из 200-сот фотографий, отобранных современным Частным корреспондентом Еленой Поляковой для своей статьи. Статью тоже прочла :-)
P.S. Я уже взрослая была в этот период.... Ездила по стране - было. Помню много реальных сцен и событий совсем иного "звучания".
Я тоже помню то время. Помню глухое раздражение людей, эти постоянные разговоры - "коммунисты разворовали страну, кругом бардак, куда мы катимся..." И ведь в 80-м тоже была олимпиада и война... Как все похоже... И теперь уже демократы разворовали страну, кругом бардак, куда мы катимся... Может быть, дело не в них, а - в нас? И сейчас есть лакированная обложка и ее изнанка, процесс, пожалуй, только обострился и кризис еще впереди...
Ощущения, что кислород перекрыт у меня сейчас нет - читаем, слушаем, смотрим, что хотим, говорить можем, что в голову взбредет, возможность уехать из страны есть, чего ж нам еще? Просто сейчас все в открытую - и плохое, и хорошее.
Относительно веры и надежды - Вы совершенно правы, в те времена они еще были частью внутреннего мира советского человека.
Не значит ли это, что человеку обманутому легче живется на белом свете, чем реалисту, смотрящему на вещи более трезво?
Очереди исчезли, прилавки завалены барахлом и едой, машины заполнили улицы, народ привычно отдыхает в европах, но нет ощущения, что по настоящему изменилась жизнь почему-то... Внутренне люди все те же. Наверное, слишком мало времени еще прошло...
Фотография женщины и девочки, подтягивающей колготки - просто ужас моей страны.
И все местные комми хотят ТУДА? Да они просто хотят вовремя, когда ........
Хоть уволили ребят, а не посадили за "дискредитецию советского образа жизни"(
Но мама и сейчас говорит, что молодость в очередях потратила, поэтому я в торговлю сначала и пошла. Там просвет и появился.
А "Груз-200" страшен думающим. Я до него гораздо позже выхода ленты добралась. Вчера показывали ночью, правда отрывками, но так давит(
Груз-200 - самый тяжелый фильм у него. Я болела неделю, физически ощущала, что он во мне болит...
Так сильно на меня только Достоевский действует. И Берроуз еще... Но смотреть это необходимо, иначе многое останется непонятым в той жизни.
Мне Чехова тяжело читать. И горько как-то и обидно. За них, оставшихся в страницах, за то, что ничего не изменилось...
Но коммент, хотя и ветку прочел..
спасибо еще раз.)
Я попробовала перемежать их нормальными цветными фотографиями советской действительности, когда собирала пост. Вышло еще тяжелее, как ни странно...
Номенклатура жила в отдельном мире ,а народ в своём .Зачастую так,как на этих фото.
У меня дома есть одна интересная фотография молодого человека,который только что вернулся с корабля после чистки трюмов.Чёрный весь,как шахтёр.Одни белки только светятся.И вот стоит он в маминой кухне ,счастливый и довольный на фоне модернизированной кухонной техники.... Небо и земля..
Если бы Э.Хиля опредилили пожить вот в таких условиях,у него бы радости точно поубавилось .
Эксплуатация народа на лицо.
ну заточен ум у человека видеть только плохое ... а увидеть весь жизненный спектр не дано .. хорошего то было много больше , а оно мимо них прошло ... жалко таких мастеров ..
но только из за твоего приглашения комментирую .. со своими мастерами уже давно эту тему закрыли .. :)
Это, по моему, результат советского школьного образования: Достоевский, дескать, буржуйский мир живописал, а у нас этого нет и быть не может. На самом деле это есть при любом режиме и при любой власти. И не жалеть их надо, таких мастеров, а спасибо им говорить за то, что напоминают о несчастливых и несчастных. Это тот самый чеховский колокольчик, который благополучным спать не дает!
видишь ли , моё мнение конечно , человек видящий только плохое никогда не способен на то , чтобы что-то изменить к лучшему ... он его просто не способен заметить и осознать ..
из своей практики ... прекрасный снимок - котелок на костре , вокруг группа уставших мужиков - я вижу романтику будней , а автор убогую жизнь строителей БАМа ... талантливый фотограф , с ИТАР-ТАСС сотрудничает ...
уже более 30 лет прошло , а только ничего не изменилось ... психология однако ..
кстати , тот же Достоевский и в самом отрицательном персонаже видел не только отрицательные черты ...
К тому же, в те времена, в начале 80-х благостных фотографий в прессе было очень много. Лакировали действительность, это же очевидно. На фоне жизнерадостных фотоотчетов о райской жизни в стране советов, такие снимки, конечно, выглядели чудовищным диссонансом.
Так, может быть, не с работы их нужно было увольнять за эти фотографии, а внимательнее к ним присмотреться и понять, что не всем хорошо живется в социалистическом раю? Тогда бы мы и сейчас не пожинали плоды того, застарелого равнодушия власти к обычному маленькому человеку?
По моему, в них много общего именно с отношением Достоевского к свои героям.
спивались трудовые коллективы,
и в директивы привносились коррективы,
и ограниченные наши контингенты,
внимая просьбам,
занимали континенты,
и верным нюхом чуять мыслящих
инако
умела каждая служебная собака,
и как ни стыдно, сын мой,
как ни странно –
мы были молоды, и жизнь была желанна...
(Бунимович)
Самолюбивый,скромный пешеход,
Чудак Евгений бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
Как он хорошо все выразил-то, молодчина! )))
как там в парламенте?
прошёл закон бернулли?
кто зимний взял?
его уже вернули?
как там с концепцией?
без права переписки?
а с контрацепцией?
особенно в симбирске?