Короче, пришла делегация махровых антисоветчиков. Люди, которых ни за что бы ни впустили в страну, если бы они приехали ну, например, месяцем ранее, то есть до путча. Всех сейчас не помню, но помню, что был глава русской службы Владимир Матусевич, был Савик Шустер, еще пара американцев. Главным там был такой Малкольм С. Форбс. Форбс с ходу подарил мне зеленый галстук, покрытый надписями "Forbes Forbes Forbes Forbes Forbes" и дал визитку, из которой я понял, что он возглавляет Международное вещательное бюро США. Бюро работало при Конгрессе США и надзирало за работой "Радио Свобода" и "Радио Свободная Европа". Форбсу было тогда лет сорок, он выглядел на тридцать и, как мне показалось во время разговора, он довольно-таки увлеченно пытался вникнуть в наши российские политические дела. Особенно его интересовали перспективы КПСС. "Да какая еще КПСС. Всё, забудьте, никаких коммунистов больше не будет" - уверял его я. Он недоверчиво качал головой. В его представлении в России счастливым образом сложилась двухпартийная система, в которой теперь левые (экс-коммунисты) и правые (Ельцин) будут мирно сменять друг друга на выборах. Он ничего не записывал, но, когда мы прощались, выяснилось, что всё прекрасно запомнил, даже все трудные русские фамилии. Савик мне шепнул на ухо, что это внук легендарного основателя журнала "Форбс" Берти Чарльза Форбса и вообще наследник всей этой империи.
Потом, спустя несколько лет, я увидел его в программе "Время", где сообщалось, что он собирается стать президентом США от Республиканской партии. Он дважды участвовал в праймериз - в 1996 и в 2000 годах - и проиграл их - сначала
Бобу Доулу, потом Джорджу Бушу. Короче, в своей Республиканской партии сделал неплохую карьеру. Единственное, что меня смущало, так это то, что в визитке у него было написано "Малкольм С. Форбс", а по телевизору его все время называли Стивом Форбсом. Сначала я решил, что это разные Форбсы, братья, например. Потом оказалось, что родители действительно назвали мальчика Малкольмом, но, когда он начал делать карьеру, он, чтобы отличаться от папы (тоже Малкольма и тоже видного издателя и политика) взял себе прозвище Стив. То есть поначалу был "Малкольм Форбс Джуниор", но этого ему показалось мало и он стал Стивом Форбсом. Ну Стив так Стив. Галстук его, кстати, съел на даче наш первый пудель Гавка.
Потом в Москве стал выходить русский "Форбс", я его уже десять лет читаю. Хороший журнал. И, кстати, уже два года есть и украинский "Форбс". Не знаю, каковы условия лицензий, у национальных редакций главные редактора постоянно меняются, но главным редактором основного, американского, "Форбса" считается Стив Форбс. Он там не только восседает как представитель династии и владелец, но и сам активно пишет на политические темы. Поскольку ему не удалось стать президентом США, основная тема его статей: "Если бы президентом был я".
Вчера Стив Форбс опубликовал толковую заметку про российско-украинский конфликт, про то, какую роль в этом деле могли бы сыграть Соединенные Штаты (если бы он был президентом), и что ждет в итоге Путина на международной арене. Почитайте.
Тупик Путина: почему президент России пожалеет об украинском конфликте
Решение Владимира Путина ввести войска в Крым (и кто знает, ограничится ли все территорией полуострова) стало стратегическим просчетом российских властей. По последствиям оно может соперничать с вторжением Советского Союза в Афганистан в 1979 году. Москва, положившись на слабохарактерность Запада, уже в краткосрочной перспективе может преуспеть в разделении Украины и покончить с 22-летней историей суверенитета соседнего государства. Но в будущем эти шаги нанесут серьезный ущерб как всей России в целом, так и режиму Путина в частности.
В украинском противостоянии Путин сильно переоценил свои возможности, плененный успехом инициатив по Сирии и Ирану.
Брежнев тогда совершил ужасную ошибку. Шок, вызванный советской интервенцией, заставил нерасторопного Картера совершить шаги, немыслимые для него в любых других обстоятельствах, — от эмбарго на экспорт пшеницы в СССР и организации бойкота московской Олимпиады-1980 до запуска программы перевооружения американских войск, на тот момент пришедших в упадок. Преемник Картера Рональд Рейган пошел еще дальше, вооружив афганских повстанцев и нарастив военную мощь США до невиданных масштабов.
Результат известен: СССР проиграл холодную войну и развалился.
И хотя Обама по-прежнему может дать Картеру фору по уровню нерешительности и некомпетентности, он уже согласился не ехать на экономический саммит G8 в Сочи. Если Путин не остановится сейчас, его агрессия будет обходиться России все дороже и дороже.
— Экономика. Рост ВВП в последнее время замедлился и без всякого вторжения в Украину. Если вооруженный конфликт станет реальностью, кто захочет инвестировать в Россию? Санкции последуют неизбежно, и их жесткость Запад будет регулировать в зависимости от того, ограничится ли интервенция Крымом или распространится на всю территорию Украины.
— «Большая восьмерка». Даже если Обаме и лидерам стран ЕС внутренне не нравится такая перспектива, им придется пойти на исключение России из G8.
— Рубль. Давление на национальную валюту вырастет в разы, что, с учетом попыток правительства «мягко» девальвировать рубль, может привести к обвальному ослаблению курса. Неужели Путин не помнит, что сделал с режимом Бориса Ельцина коллапс рубля в 1998 году?
— Бегство капитала. Россияне, от олигархов до простых обывателей, предпримут все усилия, чтобы перевести свои сбережения в более безопасные юрисдикции, вместо того чтобы хранить деньги внутри страны, которая, мягко говоря, еще не до конца развила основы правового государства. Будущий экономический рост в условиях оттока капитала становится невозможен.
— Состояния, добытые нечестным путем. Российская элита рискует столкнуться с теми же санкциями, что сейчас применяются в отношении свергнутого президента Украины Виктора Януковича: Запад может начать замораживать активы олигархов и политических лидеров, незаконно выведенные за рубеж.
— Банки. Российское бизнес-сообщество нуждается в постоянном доступе к западным финансовым институтам. Если этот доступ будет ограничен, стране станет сложно вести расчеты с международными контрагентами, что неизбежно скажется на экономике. Крупные капиталы из России лишатся доступа к «безопасным гаваням» и окажутся в фактической изоляции.
— Визы. Российским олигархам придется распрощаться с мечтами об усилении влияния на Западе. Запрет или серьезные ограничения на выдачу виз — мощный инструмент сдерживания Москвы от необдуманных решений.
— Экспорт газа. В Москве считают, что Кремль держит Европу и Украину на коротком поводке из-за зависимости Киева и Брюсселя от российского газа. Но ситуация меняется. Технологии добычи и поставок сжиженного газа (СПГ) в США развиваются невероятными темпами и в перспективе должны стать реальной альтернативой российской гегемонии. Колоссальные резервы сырья имеет Израиль, также способный взять на себя функцию экспортера в Европу. Франции с Германией, вероятно, придется снять ограничения на добычу технологией гидроразрыва пласта, чтобы снизить собственную энергозависимость от Москвы.
— Торговля. Международным партнерам несложно будет минимизировать объем торговли с компаниями из страны с коррумпированным правящим режимом.
— «Сырьевое проклятие». Зависимость России от экспорта нефти, газа и других ресурсов тормозит диверсификацию российской экономики. И испорченные отношения с Западом явно не помогут Москве провести реформы в нужном объеме и направлении.
— Противоракетная оборона. Чтобы не ссориться с Москвой, Обама свернул запланированное размещение систем ПРО в Чехии и Польше, пожертвовав возможностью усиления давления на Иран. Теперь либо нынешний, либо будущий американский президент легко может вернуться к нереализованному плану и даже расширить программу, не слишком считаясь с российской позицией, дискредитированной украинским кризисом.
— Иран. Конгресс должен в ближайшее время проголосовать за ужесточение санкций в отношении Тегерана, не опасаясь испортить отношения с союзником. Согласие Белого дома на любые переговоры по иранской проблеме, навязанные Россией, теперь будет выглядеть слабостью.
Когда украинская оппозиция победила в 2004 году, она бездарно упустила все шансы и дискредитировала себя коррупционными схемами (Украина — даже более коррумпированная страна, чем Россия).
Вот почему пророссийская элита снова вернулась к власти, однако оказалась еще хуже предшественников.
Путину стоило бы выждать какое-то время, посмотреть, как будут развиваться события, и постепенно заняться восстановлением влияния в соседней стране. Он всегда имел репутацию человека, который умеет терпеливо ждать своего шанса.
Но в этот раз все по-другому.
ОТСЮДА
Комментарии
Комментарий удален модератором