Что хотел сказать нам табачник с Табачной улицы.
На модерации
Отложенный
Вчера вышел фильм Алексея Германа «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких. Фильм снимался более 10 лет, и многие из тех, кому фильм был принципиально важен, показа не дождались: и сам Алексей Герман, и Борис Стругацкий, и мой отец. Я собирал любую информацию о съемках последние лет пять-шесть и вчера, наконец, его посмотрел... Очень трудно вербализовать впечатления какими-то человеческими словами, не используя одни только междометья, поскольку само это зрелище не вполне человеческое.
Во-первых, мне показали совсем не то, что я ожидал увидеть. Мне представлялось что-то вроде «Сталкера» в натуралистично-грязных декорациях: гуманистичная идея на фоне ада средневековья. Не тут-то было: ни ада, ни средневековья, ни идеи, во всем какой-то сдвиг в сторону. Ад, но не в привычном смысле Данте и Босха, а в смысле Сартра: «ад это другие». Средневековье, но не в смысле учебника истории, «Имени Розы» или Йоса Стеллинга, а как метафора для чего-то дикого и жестокого. И гуманизм не смысле спасительной веры или самопожертвования, а какие-то свитерок и очечки среди грязи, крови и нечистот. Представим, что нам годами анонсируют работу некого художника, который вот-вот ее закончит. При этом используются эпитеты не ниже «гениально», «прорыв» и «шедевр». Наконец, премьера назначена, люди входят в зал и видят… Черный квадрат. И все смешалось: «прорыв» пополам с недоумением.
Сравнение с Черным квадратом удачно еще в одном смысле. Картина Малевича ставит жирную точку в живописном рационализме, дальше идти уже некуда, только назад, к иконе. Так же картина Германа ставит точку в «докомпьютерном» кинематографе, где все натуральное, и где, монтируя, пленку режут ножницами. Герман отказался снимать финальную сцену резни и некоторые другие сцены (слава Богу!) потому, что никто ему не мог их реалистично поставить. О том, чтобы сжигать человека не живьем в огнестойкой тряпке, а на компьютере, речи не шло. И то, что мы увидели – это конец, более «жирно» уже не снимешь, дальше только назад, к фильмам Чарли Чаплина.
Во-вторых, сценарий фильма настолько далек от прототипа, что вообще не понятно, зачем в титрах нам сообщают, что фильм снят по повести Стругацких. Разве что из уважения к первоисточнику. Если заменить имена героев на выдуманные, а землян сделать аборигенами из более цивилизованных областей Арканара, фильм ничего не потеряет. Может быть, даже и приобретет: не нужно будет отвлекаться на вопрос о том, как человек с Земли мог дойти до такого. Пара ключевых цитат из повести произносятся так, словно это пьяное «ты меня уважаешь?» Диалог, заканчивающийся знаменитым «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать» происходит на фоне пытающегося помочится на угол Будаха, фраза про серость и черных - на фоне живописной горы трупов. Вместо гамлетовского «Быть или не быть», понятной любому разумному существу, Румата читает местному поэту «Гул затих, я вышел на подмостки», понятной только знающему контекст. На что поэт ему резонно замечает: «Сумрак ночи это вечер».
На протяжении съемок фильм несколько раз менял названия.
Он назывался и «История Арканарской резни», и «Резня в Арканаре», и даже «Что сказал табачник с Табачной улицы». В итоге Герман оставил фильму название «Трудно быть богом», только не объяснил, как Стругацкие, почему это трудно. Человек Румата вполне органично чувствует себя в грязи среди подонков, спасает грамотных, уже сам не понимая зачем, и презирая их так же, как всех остальных, а привязанность чувствует только к барону Пампе, такому же скоту, только харизматичному. Ему трудно быть богом, видимо, потому, что он не может сунуть свой меч в глаз каждому, кто на него этим глазом не так посмотрел; он вынужден ограничиться отрубанием ушей.
Вообще, читавшие повесть Стругацких и не читавшие ее будут смотреть фильм очень по-разному. Не читавшие повести будут видеть набор сцен, отчаявшись уловить их связь между собой. Кто и почему хватает Румату, почему ему нужно убить Рэбу, кто проникает в дом и почему он угрожает Румате, что вообще там произошло и кто такой этот Святой Орден? В фильме нет ответов, кроме идиотского закадрового текста, это просто сцены, развивающиеся по какой-то внутренней логике, которая зрителю недоступна и которая не отвлекает от выразительности самих сцен. Читавшие же будут порой узнавать в фильме оригинал, отвлекаться на это и раздражаться вольностью авторской трактовки. Тарковский убрал из «Пикника на обочине» все кроме фабулы: в центре чудесной и опасной Зоны есть место, которое исполняет заветные желания. Получился «Сталкер». Герман оставил и фабулу и частично сюжет, но сделал такой акцент на «жирных» визуальных подробностях, что сюжет распался на отдельные сцены. Получился… фильм «Трудно быть богом».
И последнее. Это, несомненно, новое слово, открывающее некие новые выразительные средства кинематографа. И тут же закрывающие их, потому что сделать больше уже нельзя, все использовано по максимуму, все уже слишком и чересчур. Герман обращается к другим чувствам, зачастую не имеющим органов восприятия, например, чувству брезгливости или ощущению личного пространства. В кадре всегда мучительная толкотня, скученность, потолки низкие либо с них что-то свисает, задевая снующих в кадре по головам и лицам. На героях всегда слишком много тряпья, они неуклюжи, им неудобно, они лезут руками либо суют что-то в лицо друг другу, ловят вшей и мух, сморкаются, испражняются, что-то нюхают и комментируют: «вонь». Слово "вонь" употребляется настолько часто, что ты сам начинаешь ее ощущать. Как во сне челка заслоняет взгляд, но ее не отвести, так и кадр часто загораживает свисающее сверху что-то отвратительное или раздражающее, что никак не убрать. Фильм начинается и заканчивается панорамами на грязном снегу. Последние сцены, снятые на фоне чахлой рощицы после трех часов концентрированного отвращения и ужаса выглядят как репортаж из рая. Дело сделано, зритель убит наповал.
Вот так бессмысленно и беспощадно некая бездна заглянула в тебя и теперь с этим придется жить. Вряд ли я узнал что-то о человеке или о себе; что можно узнать о себе из ночного кошмара? Он просто меняет тебя, и теперь его придется таскать за собой. Поэтому я так и не решил, рекомендовать ли этот фильм к просмотру.
Комментарии
И это - лишь начало конца...
В очередной раз человечество выродится и уничтожит себя при помощи самых современных достижений научно-технического прогресса. Так в чем же дело, уважаемые господа? Подумайте прежде, чем надеятся на этот прогресс в отрыве от собственного морального и нравственного падения (и вырождения). Поймите в чем состоит причина падения каждого из нас и всего человечества в целом, прежде чем предлагать решения и реформы. Одним видится война как способ избавлени от проблем, другим революция и бандитские разборки и все считают себя спасителями людей. А о том что есть спасение действительное даже головы не имеют подумать. Включая выдающихся кинематографистов, которые показывают и отражают только грязь и вонь вокруг и ниченго больше не видят. В чем причина всепоглащающего маразма нашего мира?
Как поставил тарелку, смотрю именно док.фильмы би-би-си: и об усыновлении педиками из России, и о российских олигархах, и о 08.08.08, и о многих за рупь ежах..
Что давно смотрел, за это время посетил пару тех мест и мог сравнить - если и были расхождения с тем, что увидел, то это лишь тот же взгляд, но под другим углом.
Вроде Евангелий - написаны разными авторами и в разные времена, до записи передавались много лет в устной традиции, а верующие люди различий не видят - всё правда. Да и как может быть иначе, если это "Благая Весть"! Сам Творец позаботился, чтобы всё дошло до нас в лучшем виде!
Возвращаясь к док.фильмам би-би-си, сейчас мир чрезвычайно сузился - во многие страны безопасно не поедешь, а хочется о них узнать. Эти фильмы дают такую возможность.
Что интересно, док.фильмы о России в России не показывают. Во всяком случае, не слышал об этом. А по, например, фильму об усыновлении из России можно открывать уголовные дела. Фильм - как вещдок! Там показывают продавцов "живого товара", которые организуют эти "усыновления"...
Вам нужен взгляд из-за бугра?
Вы не знаете, что Россия - криминальное государство?
А путешествия с БиБиСи - согласна, крайне познавательно
"Общество потребления", как цель человечества, порочно хотя бы тем, что невозможно. Как и полёты на Луну в фольгированной колымаге без радиационной защиты под названием "Аполло". Как возможно обеспечить всеми возможными игрушками и перекормить до состояния хряков почти 9 миллиардов человек?
И это есть идеология этого общества: нажраться, чтоб брюхо трещало, забросать всё вокруг отбросами своей жизнедеятельности и нажимать на экран айфона. Больше ничего! И пока больше ничего!
Правильное понимание проблемы обычно приводит к ее разрешению, в противном случае этого решения никогда не будет.
Остается только руками разводить в разные стороны.
Оказывается решение простое существует, если понимать от чего беды происходят в мире.
Достаточно объяснит эту причину всем людям и беды в мире прекратятся, включая воровство и преступления против человечества.
Хотя сумасшедшие всегда находятся, но они теряют силу против истины жизни, поэтому она тщательно скрывается от людей, в том числе в научной сфере. Невежество и облванивание при помощи отморозки мозгов - прямой путь к рабской жизни для людей на уровне животного стада. Советсякая власть приготовила все условия для этого тотального невежества (и последующего рабсттва) многим людям при помощи светского высшего образования и науки. Не такие дураки были те, кто придумал и финансировал материализм, атеизм, революцию и бездуховность в нашей стране, они подготовили и создали все необходимые условия для последующих бедствий народа, но просчитались, ибо истину нельзя убить, потому что она воскресает - даже рапятая и растерзанная на кресте.
Что изменится при констатации данного факта.
Человечество не просто жрало и потребляло все время, оно еще достигло понимания сути вещей, которого каждое новое поколение начисто лишены, приходится каждому открывать истину заново, но сытое брюхо не нуждается в знаниях, оно к нему глухо. Зачем напрягать мозги и думать о причинах хорошей жизни, если она была всегда по мнению некоторых людей?
Я благодарю судьбу, что пожила при правлении материалистов - это было подлинно идущее к гуманности общество под лозунгом "человек человеку - друг, брат и товарищ". А какие были у людей лица! Возьмите коллективную фотку 70-х и сравните с тем, что на телеэкране - и говорить не о чем. Это были отношения, основанные на морали, а не на рабском страхе перед наказанием, как у сварливых и злобных богомолок. Так что бросьте претендовать на монополию на духовность - вы ничего для нее не сделали.
поэтому ни одного атеистического государства в мире нет и не будет никогда не земле.
Все они исчезли слица земли в короткое время, а теперь и Запад быстро катится в то же место. Не говоря о тех, кто цепляется за них, пытаясь избежать неизбежного конца.
Что касается тех, кто надеется на фашизм, бандитизм, олигархию и т. д., то это прямой результат того, что называется тотальным оболваниванием народа и ампутацией мозга, которое произшло в нашей стране в результате октябрьского переворота, который привел к невероятным бедствиям, а затем к полноу краху всей мировой коммунистической системы, за исключением Северной Кореи, которая закрывается от всего остального мира железным занавесом. Атеизм не может существовать в условиях свободы как общественная формация, свобода для этой системы означает немедленную смерть и гибель, без тотальной цензуры, всеобщего контроля, информационной изоляции от всего мира такая систем просто не может существовать ни одного часа. Свобода для атеистической системы означает неизбежное и быстрое самоубийство. Каждому это должно быть известно.
Они быстро забыли все человеческие нормы, которые им внушали 70 с лишеим лет по строгим надзором советских начальников и коммунистического образования. Не прошло много времени как все было разграблено и уничтожено. Следа не осталось. Вывод такой, что надо обратно возвращать Сталина на эту толпу оболваненных людей, которые не могут и не знают как можно жить без тотальной диктатуры - нормально. Мозги вырезали в то время как весь мир живет иначе все время своего присутствия.
Если ума нет, то ничего не поможет. Но нашлись теперь другие последователи коммунизма и фашизма на западе, желающие прожить в состоянии бездуховности и уже живут в нем, наслаждаясь всеми последствиями такой всеобщей деградации в своем обществе. Новое поколения доморощенных атеистов, отпущенных на свободу, скоро быстро похоронят все их иллюзии о построении рая без Бога на их земле.
Ибо сказано, что только познание истины жизни спасает людей и приводит к свободе без надзора над ними, как это пытались сделать у нас, но это не вышло.
Поэтому ни одного атеистического государства нет на земле и накогда не будет.
Исчезают с лица земли.
Денег жалко смотреть всё.
Подобное тянет к подобному! В общем-то такие ощущения от всех фильмов данного "гениального" режиссёра. Кому-то нравиться "вонь", пусть смотрят фильм.
При этом ещё и долго. Есть опубликованные варианты "преображения" "Пикника на обочине" в "Сталкера".
Почему вчера? Этот фильм я смотрел на DVD давно.Фильм снят "по мотивам". Произведение гораздо лучше читается,чем смотрится фильм.Этакий пасквилек,мол как мы "плохо" жили при "кровавом рЭжыме"...Центральная мысль фильма — низменность и скотство человеческой природы.
-( А Шухарт,- это,- не тот, который Рэдрик?)
Комментарий удален модератором
Фильм, естественно, смотреть не буду.
Следует отметить, что как раз именно подобную методику использовал Господь, организуя PR-акцию по презентации христианства. Христос (Иисус Иосифович Назаретский) ведь тоже заставил говорить о себе, явившись в мир совершенно не таким, каким рисовали его многочисленные библейские пророки.
Только там единственная реализованная постановка была вовсе не завершением-финалом работы, а всего лишь началом...
Знала бы - не пошла.
С уважением.