Как я все испортил.. (тема отношений меж людьми)

На модерации Отложенный

«Мне кажется, в то время некто из нас серьезно не верил в Машину Времени. Дело в том, что путешественник во Времени принадлежал к числу людей, которые слишком умны, чтоб им можно было слепо верить. Всегда казалось, что он себе на уме, никогда не было уверенности в том, что его обычная откровенность не таит какой-нибудь задней мысли или хитроумной уловки. Если бы ту же самую модель нам показал Филби, объяснив ту же сущность дела теми же словами, то мы проявили значительно больше доверия. Мы понимали бы, что им движет: всякий колбасник мог бы понять Филби. Но характер Путешественника во Времени был слишком причудлив, и мы инстинктивно не доверяли ему. Открытия и выводы, которые бы без сомнения, доставили бы славу человеку менее умному, у него казались хитрыми трюками. Вообще достигать своих целей слишком легко – недальновидно. Серьезные умные люди, с уважением относившиеся к нему, никогда небыли уверенными в том, что он не одурачит их просто ради шутки, и всегда чувствовали, что их репутация в его руках подобна тончайшему фарфору в руках ребенка. Вот почему не один из нас всю следующую неделю не обмолвился и словом о путешествии по Времени, хотя, без сомнения оно заинтересовало всех (свидетелей опыта).. – все это очень занимало нас.»
(Герберт Уэллс «Машина Времени»)

Я тоже заметил, что если объяснять окружающим людям сущность явления  некой мистической составляющей, то они охотнее принимают такое объяснение. Напротив, если разъяснить подробно причинно-следственные связи, то это разочаровывает новоявленного исследователя упомянутого явления и приводит его в уныние от такой простоты. Изобретатель фокуса нам интересен, пока  не раскроет секрет последовательности действий и простоты исполнения, пока  не покажет нам, как мы одинаково со всеми увлеклись и сконцентрировали чувства на ту «вещ», которую фокусник нам подсунул для отвлечения внимания. После приходит чувство разочарования в собственном уме, когда зрителю объясняется  сам  механизма обмана. Если бы фокусник не разоблачал механизм и сделал бы вид, что причиной всему происходящему, не что иначе, как его мистические способности, недоступные обычному человеку, то ему  с восхищением кричали бы «браво».

Однажды, я и моя спутница ехали в плацкартном вагоне электрички, наши места были, где то посередине, а может чуть дальше от стороны  выхода из вагона. Станция была конечная и по народной традиции, люди заранее занимали очередь на выход в проходе.

Моя спутница тоже ерзала гонимая желанием занять очередь, а я ее останавливал обещанием, что мы выйдем из вагона на пирон первыми. Перед этой остановкой мы с ней обсуждали влияние стереотипного мышления на поведение человека, и я решил на примере продемонстрировать достоинства альтернативного решения. Оценив по-своему обстановку (наверное решила, что я буду лезть в окно или того хуже, начну расталкивать пассажиров) она все таки встала и заняла место в очереди не желая быть последней, чтоб успеть в отходящем от вокзала автобусе занять сидячее место. Должен заметить она оказалась не совсем в конце очереди, хотя ей немного пришлось пройти вперед к выходу, хвост очереди заканчивался примерно напротив моего места, где я и находился, пока проводники не загремели «сходнями» по всему составу.

Представляете, как я ликовал стоя на перроне перед вагоном, в котором только что находился сам, а  мои вещи уже «занимали» сиденья  автобуса. Ликовал в предвкушении ее реакции (признаюсь, она мне нравилась) и вот она появилась. Когда я помогал ей спускаться по ступенькам вагона, мне казалось, что она себя чувствовала Алисой в «стране чудес». Спустившись на перрон, первым делом она стала, приводя в порядок одежду и головной убор, осматривать вагон на предмет открытых окон. Должен уточнить, что время было зимнее, а уровень перрона равнялся рельсам, что говорило о невозможности выпрыгнуть из окна и закрыть его за собой. Она это понимала и смотрела на меня как на «Гари Поттера».

В автобусе я ее разочаровал, рассказав ей суть «фокуса». Объяснил ей, что прошел через  тамбур  и оказался в начале очереди соседнего вагона и сразу же вышел на перрон, так как движение очереди не дало бы мне задержаться. Её разочаровало, что я просто этим поступком предоставил ей пример, в продолжение нашего разговора, о шаблонном мышлении, которое не позволяет иногда нам видеть простых выходов. Сначала ей, было, понравилась бравада молодого человека желающего произвести на неё впечатление, но когда я вернулся к обсуждению предмета разговора начатого в электричке, она увидела иную реальность, которая пугала ее тем, что поведение этого молодца не объяснялась природой самца – он просто соорудил подтверждение своего мнения. В этом моем поступке было и то и другое, если бы оставил одну лишь браваду, то получил бы «приз», а так – только смутил и напугал. Дурак..