Историю творят люди и нравы

На модерации Отложенный

В семитомном труде «Опыт о всеобщей истории, о нравах и духе народов» написанной в 1756 – 1769 года Вольтер, крупнейший мыслмтель французского Просвещения (1694-1778) показывает, что история носит всемирный характер, и творят её сами люди, а не божий промысел. И «лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам».

Но монархи не понимают своей ответственности за благополучие стран и народов,  В Библии сказано, что «Всякая власть от Бога» и это настойчиво внушает Церковь,  Быть может мудрый правитель всё-таки сумеет использовать религию во благо?

Вольтера считают деистом, поскольку он допускал, что если мироздание существует, то должен быть и его творец и верил в бессмертие души. Вопрос же о том, кто сотворил Творца не имеет смысла. .

Вольтер утверждал, что «платонизм - отец христианства, а иудаистская религия – его мать». Платон разделил мир на тленный подлунный земной мир и нетленный небесный надлунный мир идей. А евреи придумали бога Иегову. Так и получилась религия, возникшая между Афинами и Иерусалимом. Массы христиан не читали ни Платона ни Вольтера, так что эти проблемы их не особо волновали. Но «вольтерьянство» всё-таки стало синонимом свободомыслия.

Религия имеет две необходимые функции – утешения и обуздания: без религиозной узды «чернь станет только разбойничьей ордой».

Когда Вольтера прямо спросили, есть ли Бог, он попросил плотнее закрыть дверь и ответил: «Бога нет, но этого не должен знать мой лакей». Он считает что неразвитый человек не должен знать того, к чему нравственно он ещё не готов. Вольтера так и сказал: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать».

Вольтер призывал уважать свободу слова, право на инакомыслие. Крылатой стала его фраза: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью»

Вольтер боролся за спасение от религиозного фанатизма, за жизнь тех, которых приговаривали к смерти за религиозные убеждения. По его мнению христианство уничтожило более 20 миллионов и  перечисляет религиозные  войны, крестовые походы, костры, массовую резню, сожжения и самосожжения: такова «мрачная картина многовекового владычества церкви».  И само слово «вольтерьянство» стало синонимом свободомыслия. 

Религия имеет две необходимые функции – утешения и обуздания: Без религиозной узды «чернь станет только разбойничьей ордой». Когда его спросили, есть ли Бог он попросил плотнее закрыть дверь и сказал: «Бога нет, но этого не должен знать мой лакей»