Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей
всех стран в честных и равноправных соревнованиях.
По отношению к странам и отдельным лицам
не допускается никакой дискриминации
по расовым, религиозным или политическим мотивам.
(«Олимпийская Хартия», 1894 год)
Сочинская Олимпиада много потеряла бы
без грузинских спортсменов.
(Гела Васадзе,
экс-вице-мэр Батуми,
20.02.2014)
Вряд ли стоит отдельно пояснять, насколько обязывающими в плане международной ответственности и сугубо национального престижа явилась для России зимняя Олимпиада в Сочи.
Мероприятие, призванное не только продемонстрировать высшие достижения мирового (и российского) спорта, но и в очередной раз подтвердить: российское черноморское побережье – зона уверенного и стабильного развития, пригодная для проведения всемирных форумов любого уровня. Вплоть до Олимпиад и экономических саммитов самого широкого формата.
Мероприятие, нацеленное на дополнительное закрепление международного статуса Российской Федерации как державы, несущей полную и безоговорочную ответственность за выполнение взятых на себя перед мировым сообществом обязательств.
И не думается, что этому самому национальному престижу повредило отсутствие на 22-х зимних Олимпийских играх представителей руководства Республики Грузия. Которое было вполне ожидаемым и никого сильно не удивило.
Хотя на Олимпиаду мог поехать (и этот вопрос рассматривался) новый грузинский президент Гиоргий Маргвелашвили, но, по свидетельству информированных источников, решение «не ехать» было принято после того, как Москва «не гарантировала отсутствие» на Играх президентов Абхазии и Южной Осетии.
То есть в Грузии не всем бы пришлось по душе соседство на олимпийских трибунах грузинского президента и лидеров отколовшихся территорий. Тем более – как это не исключалось – под развевающиеся флаги и гимны Абхазии и Южной Осетии. Словом, воздержались.
И в самом деле: Олимпийские Игры, а тем более проводимые в России, имеют не только спортивное, но и сугубо политическое значение. В особенности для Сакартвело с её нерешенными и крайне серьезными территориальными проблемами. Поэтому участие грузинских спортсменов в Сочинской Олимпиаде (как и готовность Тбилиси подсобить России с безопасностью) в условиях отсутствия дипломатических отношений стало изначально далеко не штатным событием.
Событием, которое, в первую очередь, говорит о том, что Грузия при новой власти отказалась от соперничества с Российской Федерацией на Северном Кавказе, от своих былых амбициозных претензий на роль «защитника угнетенных северокавказских народов» и «центра их притяжения» (а, по сути, возбудителя региональной дестабилизации).
Во-вторых, отсутствием радикализма в отношении проведения Олимпиады на российской территории команда Маргвелашвили дала понять своим стратегическим партнерам (США – в первую очередь), что она проводит в отношении Москвы достаточно вменяемую и свободную от идеологических диверсий (по крайней мере – открытых) политику.
Как очень верно заявил министр по делам спорта и молодёжи Грузии Леван Кипиани журналистам (на проводах грузинских олимпийцев в Сочи): «Вместо того политического ажиотажа, который был раздут вокруг участия нашей страны в Олимпиаде, давайте лучше поддержим наших спортсменов и пожелаем им успехов».

Вероятно, на данном этапе это в какой-то степени удовлетворило и США: как известно, сами американцы направили в Россию несколько десятков агентов ФБР, чтобы помочь ей с безопасностью Игр.
Хотя не стоит забывать и другое обстоятельство (которое прекрасно осознавали в Тбилиси): если бы маленькая Грузия попыталась – причем в полном одиночестве! – хлопнуть олимпийской дверью, она могла нарваться на жёсткую реакцию Международного Олимпийского Комитета. Вплоть до дисквалификации и запрета участвовать в следующих Олимпийских играх. Поскольку ещё в конце «холодной войны» МОК объявил: «Страница бойкотов в истории спортивного движения перевернута раз и навсегда».
Но, как говорится, политика – политикой, а спорт – спортом.
И если «вывести за скобки» все политизированные межгосударственные дрязги и рассмотреть в «сухом остатке» реальное положение дел, картина для грузинского Национального олимпийского комитета вырисовывается, мягко говоря, безрадостная.
Как известно, Грузия принимала участие в зимних Олимпийских играх (c учётом нынешних) 6 раз:
1994 год – Лиллехаммер (Норвегия), где выставила 5 спортсменов в 3-х видах спорта, но так ни одной медали и не получила.
1998 год – Нагано (Япония) – 4 спортсмена в 2-х видах спорта – ни одной медали.
2002 год – Солт-Лейк-Сити (США) – 4 спортсмена в 3-х видах – ни одной медали.
2006 год – Турин (Италия) – 3 спортсмена в 2-х видах – ни одной медали.
В 2010 году (Ванкувер) грузинская сторона номинировала аж целых 8 олимпийцев в 3-х видах спорта. Однако Янсос Абрамашвили в гигантском слаломе дотянул только до 46-го места, Нино Циклаури в обычном слаломе – до 50-го…
В фигурном катании: женское одиночное – Элене Гедеванишвили – 14 место; танцы на льду – Отар Джапаридзе/Эллисон Линн Рид – 22 место. Заметим: в женском одиночном катании Грузия имела право выставить двух участниц, но от одного из мест по таинственным причинам отказалась. Причём вообще не вышли на старт (беспрецедентный случай при столь малом составе национальной сборной!) Леван Гурешидзе в санном спорте и выше упомянутая Нина Циклаури в гигантском слаломе.
Результат – как и на всех предыдущих Олимпиадах: ни одной медали.
А что же в Сочи-2014?
На 22-х зимних Олимпийских играх команда Грузии была представлена 4-мя олимпийцами – Ясон Абрамашвили, Алекси Бенианидзе, Нино Циклаури (горные лыжи) и Элене Гедеванишвили (фигурное катание).

В суперкомбинации, суперслаломе и обычном слаломе все грузинские лыжники не дотянули даже до 40-го места. Фигуристка Гедеванишвили с трудом пробилась в первую «двадцатку», заняв 19-е место.
Медалей, увы, не было и на этот раз.
Так что в спортивном плане Сочи-2014 только в очередной раз подтвердил: «олимпийский вес» (значимость, востребованность и т.д.) грузинской сборной как на всех предыдущих, так и на нынешних состоявшихся сочинских Играх – величина, стремящаяся к нулю.
Как и заявления отдельных грузинских «экспертов» типа Гелы Васадзе о том, что «сочинская Олимпиада много потеряла бы без грузинских спортсменов».
Если верить сухой неангажированной статистике, не потеряла бы практически НИЧЕГО. Даже в плане пресловутой «массовости».
Материалы по теме:
- На трибунах становится тише…
- Статья Шендеровича об Олимпиаде возмутила спортсменов
- «Олимпийский пессимизм» провалился
- Сон в февральскую ночь
- Бойтесь данайцев, дары приносящих?
- Последние предолимпийские дни: прогнозы угроз
- Нелепое выражение обиды за поражение (к вопросу о «корявых» ситуациях в политике)
- «Ода спорту» на новый лад или «старые песни о главном»
- Спорт высоких дозировок
- Спортивная политика или политизированный спорт?
- Олимпиада 2014; спортивное соревнование или политика?
- На пути к Сочинской Олимпиаде
- Грузинские власти четвёртый год атакуют Олимпиаду-2014
Комментарии