Интервью с Александром Ярошем
Дорогие друзья, наступил момент, когда и я, следуя прекрасному начинанию Алмы и беря пример с достойных ее продолжателей, решила себя тоже попробовать в роли интервьюера.
А в качестве интервьюируемого я, с его любезного соглашения, выбрала Александра Яроша.
Саша, мы познакомились с тобой достаточно давно, встретившись на сайте «Одноклассники». И с тех пор периодически наши пути пересекались. А потом, чуть ли не силой, я затащила тебя сюда, в ТМВ. Ты – очень интересный, разносторонний, увлекающийся человек. Готовясь к интервью с тобой, я узнала, что в 2004-м году на "Эхе Москвы" вы с женой участвовали в проекте Матвея Ганапольского "Одна семья времен Владимира Путина", где работали с такими ведущими, как Н.Болтянская, С. Бунтман, О.Бычкова и А.Венидиктов. Чем больше нового я узнаю о тебе, тем больше я убеждаюсь в том, что поступила правильно, пригласив тебя в наше сообщество.
И поэтому мой первый вопрос будет звучать так:
Нравится ли тебе у нас, комфортно ли ты себя тут чувствуешь?
Я себя чувствую комфортно в любой обстановке.
Тогда я поставлю вопрос по-другому. Ты являешься членом нескольких сообществ в Макспарке, в «Одноклассниках». Отличается ли наша «Мастерская» от них? Если да, то чем? Дала ли тебе она и общение с её членами что-то новое? ТМВ дала мне возможность получить советы по технике стихосложения. В остальном это сообщество не сильно отличается от других. Люди разные. Как и в любом другом сообществе, у них есть склонность делиться на "своих" и "чужих". А у меня этой склонности никогда не было. Я вполне могу общаться по интересующему меня делу с совершенно отвратительным для меня человеком. И я пальцем не пошевелю для своего брата, если он совершил преступление и законно попал под суд. Единственное, что сделаю, – буду возить ему на зону передачи.
Много ли для тебя значит поэзия? Поэзия в моей жизни всегда значила очень много. Возможно, мне и стоило в юности пойти по гуманитарной линии. Но получилось так, как получилось.
Ты вырос в семье военного, и жизнь твоя в детстве благодаря постоянным переездам семьи была полна впечатлениями. Ты мог наслаждаться красотой природы, её разнообразием. В детстве душа открыта всему прекрасному… Возможно именно тогда и родилась в тебе любовь к поэзии…
Почему же всё-таки твоим окончательным выбором стала химия? О, это целая история. Я пришёл в Бельцкую школу в 10-м классе. Классной руководительницей была химичка, которая что-то рассказывала о своём приятеле молодости, работавшим с радиацией. Медали все были уже распределены, и она меня просто гнобила, ставила тройки в четверти. Я и поклялся, что стану химиком. Закончил МХТИ по специальности «Радиационная химия» и стал кандидатом химических наук. Словом, выпендривался смолоду. До сих пор хлебаю.
Я помню, как ты своим замечательным стихотворением ответил на моё «О, если б знать…».
Я не желаю знать, каков финал,
И день какой уже считать последним.
Мне очень дорог жизни карнавал
И я там был не «серым» и не «средним».
Я не желаю знать, каков финал,
И в день какой придут друзья ко гробу!
Простите те, кого я предавал,
Я делал это вовсе не от злобы!
От мнительности юношеской глупой,
Себя не оправдавших ожиданий,
Но не от злобы! Хоть порой
На грани был нечистоплотных маний.
Простите те, кого не долюбил
И невниманием кого обидел.
На всю катушку я, ребята, жил
И тот, кто меня знает, это видел.
***
Прости мне Бог, в которого не верю,
Но не закрой передо мною двери,
Где ничего уже быть может нет,
А может есть…
И это, которое мне очень нравится:
ТВЕРСКАЯ
Я женщине чужой цветы и торт,
В надежде, что займемся мы любовью,
Нес по Тверской и был собою горд.
И молод я… и небо голубое…
Ничто не нарушало мой комфорт.
И вдруг – обвал… Тогда людской поток
Крутил, вертел и забавлялся нами,
А я пропал! Увяз мой коготок,
Когда случайно встретился глазами
С тобой. Был это случай или рок?!
На нас смотрели профили со стен
С мемориальных досок на фасадах,
А Пешков-стрит (о, старый шоумен!)
Толпой руководил как хит-парадом,
Выстраивая сотни мизансцен.
Ах, этот горький Брод! Ты – бред! Ты – бард!
Тверская, как тебя не называли,
Шел по тебе московский авангард,
А волны шли по радио и далее:
В Казань и в Крым, и даже в Салехард.
Тот Брод уже ушел в небытие
Истоптан он чужими башмаками.
Наивно мы писали житие,
Не зная, что случится позже с нами,
Но веря - мы на нужной колее!
Та колея внезапно разошлась
На два стальных бездушных монорельса,
Исчез контакт и оборвАлась связь,
А мы, как два вокзальных погорельца,
Попутку ждем, с лица стирая грязь…
Твой шутливо-иронический цикл «Пофигушки» - почему ты увлёкся им? «Пофигушки» пишу, поскольку не хватает ни умения, ни терпения. Записал пришедшую на ум мысль в четверостишие – и ладушки.
ПОЗИЦИЯ
Быть самим собой. И только!
Быть живым пока не стрельнут,
Не войдет в висок «контролька»!
Петь? Так только акапельно!
***
БИОГРАФИЯ
Я пронес свою лампаду
Сквозь подъезды и подвалы.
Было в жизни их не мало:
И наездов и провалов.
***
КОМУ ВРЁМ?
Прикидываться честно спящим
И наблюдать себя со стороны:
Как это свойственно прямоходящим!
Очаровательные видят они сны...
Ты не всегда и не совсем прав в их оценке. Возможно, когда-нибудь у тебя возникнет желание вернуться к своим "Пофигушкам" с серьёзными намерениями…
Важны ли для тебя комментарии, прислушиваешься ли к замечаниям, если кто-то тебе их делает? Не бывает ли это тебе неприятно? Конструктивные комментарии по поводу техники, логики, образного воплощения мне очень важны. Я всегда внимательно к ним отношусь. Критические комментарии, которые касаются моего мировоззрения, моих базовых жизненных установок, я игнорирую. Ребята, живите своей жизнью, не лезьте в мою!
Просишь ли ты сам когда-нибудь совета во время работы над стихотворением? И если да, то видишь ли, вследствие этого, положительные результаты? Конечно, я очень благодарен тем, кто дает конструктивные советы. Положительные результаты налицо. Спасибо Фишелю и N.B.
Саша, иногда в своих репликах и комментариях ты бываешь упрям и, как ты сам выразился, немного «выпендриваешься».
Но я знаю, что ты не всегда такой, каким хочешь казаться. Как-то я не заметила, а ты обратил моё внимание на состояние нашего общего друга, у которого был тяжёлый период в жизни. А однажды – возможно, ты забыл о нашем давнем разговоре, но у меня он остался в памяти, – ты рассказал о своём бывшем директоре института – Геннадии Алексеевиче, который остался без работы и впал в депрессию. И как твой вовремя данный совет вернул его к жизни… Недавно в твоём комментарии к одному стихотворению я прочитала фразу о резонансе между душами. Ты сказал, что резонанс между душами читателя и поэта, и не только между ними, идет на уровне подсознания. Скажи, а с кем-нибудь из наших пишущих сообщников ты ощущаешь этот резонанс? Наибольший резонанс у меня с Лорой Крофт. Мне кажется, что мы думаем и чувствуем одинаково. Разница лишь в том, что Лора хочет быть хорошей для всех, а мне совершенно наплевать на то, что обо мне думают.…
Ты был в Чернобыле после произошедшей там трагедии. Об этом ты сказал одной сдержанной фразой: «В июле 86-го в составе Оперативной группы начальника химвойск участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС. Практически был в радиационной разведке». Я с большим уважением и почтением отношусь к тебе за этот поступок. Знаю, что это был очень тяжёлый период в твоей жизни.

Хочу спросить тебя: ты оказался в Чернобыле, следуя порыву души или выполняя приказ свыше? Ни то и ни другое. Просто была конкуренция между моими дозиметрами (химическими) и люминисцентными и полупроводниковыми. Мне надо было доказать преимущество моих. Я и напросился в Чернобыль, благо у меня были хорошие отношения с ребятами из министерства обороны.
Но ты ведь понимал, что это очень серьёзное решение, что это опасно для жизни. Неужели доказать преимущество твоих дозиметров над другими было для тебя в тот момент важнее? Да, это для меня было очень важным. Кроме того, вся моя родня живет на Украине, и мне было важно самому выяснить, насколько всё это опасно. И ещё одно: каждому мужику нужно пройти свою войну, чтобы выяснить: мужик он или так... не пойми что.
ЧЕРНОБЫЛЬ. Дорога со станции.
Час пик. Мы возвращаемся со смены.
Мы честно отработали своё.
Мы работяги, а не супермены.
Мы не герои, но и не жлобьё.
Обочины забиты ржавым хламом,
Убитыми останками машин:
Кабины, двери, кузова и рамы.
Дорога предназначена живым.
Пока ещё живым, но уже мертвым,
Набитым пылью радиоактивной
И экипажами людей упертых
Машинам службы безальтернативной.
И в наступившем вдруг оцепенении
«Снимите цепи мне» - хочу кричать,
Но чувствую гортани онемение
И на устах моих лежит печать.
На базе старшина на мягких лапах
Притащит чистого белья комплект.
Поговорим с напарником о бабах,
Подумаем про завтрашний объект.
И ляжем спать. Нам дом родной приснится,
Жена, детишки, может быть любовь.
Когда же ночь рассветом завершится,
На вахту мы заступим с другом вновь.
Каково твоё состояние духа в настоящий момент? К чему стремишься и чего ты ждёшь от жизни? Нормальное состояние духа. Тело подводит. Стремлюсь к творчеству и к вполне реальной (в том числе и плотской) любви.
Большое спасибо тебе за ответы, а сейчас, если ты не против, перейдём к блиц-вопросам.
Если бы ты поймал золотую рыбку, то какие бы три желания загадал?
Здоровья.
Долгих лет жизни.
Любви..
Твоя самая характерная черта. Неумение подчиняться.
Твой любимый писатель. Бунин.
Часто ли ты обманываешь? Вопрос сложный. Близких – часто. Во внешней среде – почти никогда.
К каким порокам ты чувствуешь наибольшее снисхождение? К любострастию, если это можно назвать пороком. Иногда выпиваю. И это бывает немеряно. Но последние лет 15 по 7-9 месяцев не беру в рот даже пива.
Стал бы ты дружить со своим двойником? Почему? Ни за что! Уж очень противный человек.
Что нужно для всеобщего счастья? Всеобщее счастье невозможно.
Ну что ж, Саша, я от всей души благодарю тебя за честные ответы и за нашу беседу. А для того, чтобы она не заканчивалась на неоптимистической ноте, пусть – с твоего разрешения – её завершит это стихотворение:
Ах, что за человек! Не знаешь,
Чего, когда задумает он вдруг…
Но он - герой! Наш Александр Ярош!
К тому же здесь для очень многих – друг!
Учёный он. Ещё – большой философ…
А также – начинающий поэт…
Старается всегда, о чём ни спросишь,
Дать умный, обстоятельный ответ.
Бывает, правда, он грешит словами
И повергает в изумленье всех,
Но рады мы тому, что Ярош с нами!
И пусть ему сопутствует успех!
О Саша! Радости тебе, здоровья!
Пусть рядом будут близкие всегда!
Пусть будут веселы всегда застолья!
И долгими, счастливыми – года!
Дорогие друзья, если вам интересно познакомиться поближе с героем нашего сегодняшнего итервью - задавайте ему вопросы!
А также советую прочитать его "свежее"стихотворение:
http://maxpark.com/community/4707/content/2534182
Комментарии
Я бы хотела, если можно, немого подробнее о том, как "Поэзия в моей жизни всегда значила очень много."
Спасибо тебе за комментарий и интерес к материалу! :-)))
Инна, Саша, интервью получилось интересное, с неожиданностями и глубинами, спасибо!
Вопрос: Саша, психологические знания мешают в частной жизни, например, в тех же отношениях с прекрасным полом, или все же помогают?
"Я себя чувствую комфортно в любой обстановке." - это подтверждает первую строку.
"я пальцем не пошевелю для своего брата, если он совершил преступление и законно попал под суд. Единственное, что сделаю, – буду возить ему на зону передачи."
Если возить (носить) передачи, то это и есть "Пошевелить пальцем".
"Ребята, живите своей жизнью, не лезьте в мою!"
Чтобы не лезли к вам, не выставляйте на показ (не рекламируйте) свою...
"Ни за что! Уж очень противный человек."
Резюме?
:-)))
:-)
Хочу спросить тебя: ты оказался в Чернобыле, следуя порыву души или выполняя приказ свыше? - И.С.(К).
"Ни то и ни другое. Просто была конкуренция между моими дозиметрами (химическими) и люминисцентными и полупроводниковыми. Мне надо было доказать преимущество моих. Я и напросился в Чернобыль, благо у меня были хорошие отношения с ребятами из министерства обороны." - А.Я.
Ассоциации:
У соседей похороны, а кто-то зашёл к ним, не для того чтобы выразить им сочувствие и помощь, а - ради корысти...
:-)
Отсюда и:
"...а мне совершенно наплевать на то, что обо мне думают.…" – А.Я.
Из этого следует, что вы также относитесь к мнению о ваших друзьях и коллегах.
Интересно узнать о вас побольше, Александр Ярош!
Спасибо за прекрасную презентацию, Инна!
Инна, недавно господин Шендерович в статье " Путин и девочка на коньках ", сравнил Сочи с нацистской Германией...
"Любые сравнения фашистской Германии с демократичной страной недостойны гражданина и мужчины."
Господин Шендерович видимо позабыл, что он еврей. Я еврей и никогда не скрывал этого..." - Владимир Соловьёв.
Господин Венедиктов тоже не отличился, отказавшись опубликовать опровержение, так что " Эхо Москвы" не очень-то популярно в России...
:-)
Относительно еврейства - это прекрасный пример, показывающий, что национальная принадлежность отходит далеко на задний план, когда возникают другие, в частности политические, пусть самые мелкие мотивы.
Упрекать людей в национальной принадлежности могут только одноклеточные ублюдки.
Симпатична и импонирует мне черта Александра - быть откровенным, не приспосабливаться к окружающим.
Интересна и связь такой позиции с личностной установкой запараллеливаться с людьми с другим мировоззрением. Это часто мудрое решение. Однако фраза «мне совершенно наплевать на то, что обо мне думают.…» настораживает, - не позёрство ли это? Скорее всего, здесь Александр покривил: для ученого недопустимо и скорее является минусом отсутствие обратной связи. Кроме того все фотографии Яроша иллюстрируют его пытливый сканирующий взгляд. Это взгляд скорее показывает готовность запараллелиться и демонстрировать внешнее игнорирование другого мнения, но никак не равнодушного к нему.
Понравился и вопрос и ответ «Стал бы ты дружить со своим двойником? Почему? Ни за что! Уж очень противный человек». Психологически встретить в жизни двойника действительно бывает неуютно. И это не связано с личной приятностью-неприятностью. Эффект может быть самым неожиданным. Давным-давно во времена книжного голода и железного занавеса стояли с товарищем в огромной очереди на Невском в билетную кассу, чтобы попасть на французский фильм. Около самой кассы, когда уже всё стояние позади, стоящий передо мной парень вдруг оборачивается. И он, и мой товарищ, и я убеждаемся, что он мой абсолютный внешний двойник! Эффект был настолько неожиданным, а парень не был равнодушен, как Ярош, к окружающим, что двойник рванул из очереди, и убежал. )))
Ребята, спасибо вам обоим за прекрасное интервью, за фотографии. Желаю вам обоим творческих удач во всем, и не только в поэзии.
Судить и приговаривать можно, когда полностью владеешь информацией. Но бывает ли такое в полной мере?
Спасибо Инне и Александру.... и всего вам доброго....
Инночке спасибо за то,что дала возможность познакомиться с интересным человеком...тем ,кто не был с ним знаком..но это же не я :)