Центральная тема олимпийского Сочи
На модерации
Отложенный
И милость
Снятие Евгения Плющенко с соревнований стало центральной темой олимпийского Сочи. Пока вся Россия обсуждает, прав или не прав был Плющенко, посрамил ли он честь или не посрамил, мы напомним вам еще одну спортивную историю, это совсем недалекое прошлое.
22 декабря 2006 года умерла Елена Мухина, прославленная советская гимнастка, главная соперница легендарной Нади Команечи, потенциальный золотой медалист Олимпиады-80. Умерла всеми забытая, одинокая, немолодая женщина, проведшая 26 лет в инвалидном кресле, плакавшая по ночам от бессилия и много, мучительно много думавшая о смерти.
Она падала и вставала, вправляла себе переломы, закрывала глаза на боль и тренировалась, тренировалась, тренировалась. Все закончилось летом 1980-го, девушка только-только отметила свой двадцатый день рождения.
На предолимпийских сборах, где Мухина, гнавшая себя на главные Игры в своей жизни, из-за неправильно сросшейся ноги не смогла оттолкнуться от пола так, как было нужно, и сломала позвоночник. После всех травм она, сжав зубы, выходила и завоевывала медали, первенства и награды. После этой – не смогла встать на ноги. В самом прямом смысле. Просто не смогла встать больше никогда.
Мухина отдала все долги стране, которая, разумеется, не простила бы ей добровольного ухода и требовала побед во имя чести Родины, противостояния с Западом. Отказаться от Игр 1980 года было нельзя, и Мухину унесли на носилках. Страна забыла ее довольно скоро. Пенсия по инвалидности, иногда приедет телевидение, Хуан Антонио Самаранч вручил медаль – вот и весь ответ, другого не было.
Задним числом все мы очень умные, и, наверное, у тех, кто сегодня требует от Евгения Плющенко «умереть на льду», есть ответ и для Мухиной, и в их словах много логики и много правды.
Жаль вот только, что сама Мухина никогда не услышит этой правды, а пока она была жива, ответчики к ней не шли.
Жаль вот только, что Максим Ковтун, не поехавший на Игры и в одночасье ставший звездой блогосферы, не узнает, что сказали бы ему, если бы он приехал вместо Плющенко и занял бы десятое место. Порвали бы. Вспомнили бы все.
Евгению Плющенко вспоминают сейчас. Яну Рудковскую, телевидение, шоу на льду, интриги. Победил бы он – забыли бы обо всем. Но победить он мог только мухинской ценой – и цену эту платить отказался.
Святость любви к Родине и высоту подвига никто не отменяет. Честь страны – это действительно одна из базовых ценностей, которая объединяет всех нас. Но есть и еще одна, наша, великая ценность, ее сформулировал Александр Сергеевич Пушкин.
«И милость к падшим призывал». Пушкин писал о декабристах. Они ввязались в противостояние с императором и ошиблись, не рассчитав сил, не просчитав последствий, не думая о женщинах, которым ехать за ними в Тобольск. За эту ошибку они заплатили сполна.
Но умение не бить лежачего, не плевать в спину и не шипеть из-под стола, великодушие, милосердие и понимание – это тоже честь Родины. И эту честь тоже нужно уметь нести. Честь вековой культуры гуманизма и человечности – это тоже делает Россию той страной, которой можно и нужно гордиться.
А победы будут. И на этой Олимпиаде, и на следующей, и еще через полвека, когда восьмидесятилетний Плющенко, не прикованный к инвалидному креслу, не забытый вчерашними фанатами, живой, здоровый и радостный, будет сидеть где-нибудь в комментаторской рубке и вместе со всей страной следить за тем, как от сборной России выходит на лед новый олимпийский чемпион.
Кто вспомнит тогда 13 февраля 2014 года?
Никто.
Комментарии
И не надо гадать на тему а как бы выступил Ковтун.