Почему люди улыбались в послевоенном СССР?
На днях по ТВ опять мелькнул сюжет про Эдуарда Хиля (он же «Mr.Trololo»). Для тех, кто не в курсе, расскажу. Несколько месяцев назад некие американцы обнаружили выложенный в Сети ролик, где певец исполняет вокализ. При этом у него невероятно довольное лицо, как будто с каждым новым «тро-ло-ло» он получает невидимую миру положительную энергию. Это самое «трололо» так поразило людей, что скоро сделалось популярным на Западе.
В качестве еще одного примера можно было бы предложить ещё Кола Бельды — тоже был радостный человек.
Но я поведу речь вовсе не об этом, а о том, что в 1960-е годы улыбка, смех без особых причин были нормальным, естественным состоянием человека. Помните культовую песенку эпохи:
«Бывает всё на свете хорошо,-
В чём дело, сразу не поймешь,
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь».
Понимаете, всё на свете хорошо, хотя, вроде бы всё буднично. Автор текста, Геннадий Шпаликов, сочинил это стихотворение очень быстро, не задумываясь. Но именно поэтому у него получилось самое точное выражение эпохи. Он просто записал то, что видел. Смех 1960-х — это не сатира (хотя, и её тоже хватало) и не усмешка циника, а именно — здоровая реакция на ощущение полновесного счастья. Тогда люди шутили потому, что сама энергетика эпохи располагала к шуткам. Сама формулировка — «физики шутят» была, по сути, констатацией факта. Травка — зеленеет, солнышко — блестит, а физики — шутят.
Почему люди радовались? В их жизни было удивительное сочетание солнечного Настоящего, которое проживалось в ожидании ещё более счастливого Будущего. Это не было предвкушение праздника, как, скажем, в конце 1980-х, это был самый настоящий праздник, который преподносился как Первая Часть Марлезонского Балета. А вторая обещала быть вдвое, втрое красочнее первой. Культовая фигура XX века — Юрий Гагарин почти на всех фотографиях широко улыбается. Первый космонавт не мог быть хмурым, он не имел права на меланхолию и флегматичность.
1960-е — это время сангвиников и холериков, потому что надо было постоянно гореть, придумывать, рваться и отстаивать. И — хохотать. Остроумие шестидесятников — это умение сыпать шутками и цитатами, вставляемыми в нужное время, в нужном месте, но никак не насмешка над кем-то или над чем-то. Для остроумца той эпохи было бы немыслимо высмеивать товарища или даже недруга, чтобы заслужить аплодисменты. Подлость и цинизм (а насмешка над… — это подлость и цинизм!) не котировались, даже если они и приносили кое-какие дивиденды.

Остроумная или хотя бы — весёлая девушка считалась круче красивой и уж тем более — гораздо круче модно одетой.
В 1960-е годы бытовала полемика физики VS лирики. С точки зрения шестидесятника, «упакованный в фирму» — это вообще не конкурент. Он вне игры, потому что бились настоящие титаны — покорители атома с «ловцами душ».
У поэтессы Юлии Друниной есть такая строчка:«Весёлое презрение к тряпью».
Тряпьё тут — одежда, причём модная. В 1960-е годы культивировалось именно весёлое презрение к материальным ценностям. Было ли это правильно? Спорный момент. Но в контексте 1960-х потребленческая модель поведения рассматривалась, как антипод творческой, созидательной модели.
Сейчас работа, карьера видятся только в приложении к будущим материальным благам. Я читаю «глянец» и в том же «Cosmo» иной раз встречаются такие житейские истории — бизнес-леди (юрист, экономист, маркетолог) в детстве мечтала быть художницей (балериной, фигуристкой, поэтессой) и вот сейчас, зарабатывая свой энный миллион, умница-красавица (красавица — непреложно!) по вечерам рисует пейзажи (занимается танцами, катанием, поэзией). Жизнь её обеспечена и полноценна. Утром — деньги, вечером — танцы.
В 1960-е, конечно, тоже существовал такой шаблон — рабочий Сидоров с утра даёт стране угля, а по выходным играет на кларнете. Но он именно — давал стране, причём угля, а не консалтинга. Он именно — созидал с утра до вечера. А умница-красавица делает карьеру лично для себя, для того, чтобы купить новое авто.

В 1960-е работа считалась самоценной, то есть — целью, сейчас работа — это средство. Это не хорошо и не плохо, просто факты.
Почему я заострила своё внимание на потреблении? Не затем, чтобы его ругать: потребление — это прекрасно. Тут дело не в моральных оценках, а в… источниках получения радости (эндорфинов).
Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки созидание. Удовольствие от создания стихотворения, картины, новой компьютерной игры, дома, куклы (нужное — вставить) не сравнится ни с чем. Все остальные удовольствия — спорт, еда, танец, скорость и, наконец, потребление по силе воздействия уступают созиданию, творчеству. Причём, потреблять можно не только Дольче&Габбану с яхтами и мобилами за 20.000 евро. Потреблять можно Бетховена, вагантов и прерафаэлитов. Удовольствие — присутствует, но оно не настолько сильно, как если бы человек сам что-то такое создавал. Я не призываю никого браться за кисть и идти рисовать цветочки на обоях. Я говорю о принципе. Потому что созидать можно даже болты на заводе, смотря как к этому относиться.
Так вот, в 1960-е творчество в широком понимании этого слова ставилось во главу угла. Люди ощущали себя именно созидателями. От осознания этого они беспрерывно радовались, ибо получали энергию из самой своей деятельности.
Новая вещь, если вернуться к теме потребления, тоже имеет радостную энергию — те, кто любит шопинг, это знают. Однако у любой вещи энергия конечна, и человеку нужно снова идти в бутик или в супермаркет.
Энергия созидания — бесконечна, поэтому бесконечно и ощущение радости. Что же произошло потом, в 1970-е? Творчество превратилось в материал для диссера, а диссер стал ступенькой к материальным благам. И всем сразу стало не то, чтобы скучно, но как-то напряжно. Идеи измельчали рядом с вещами. Открытый смех выродился в усмешку, остроумие тоже никуда не делось — просто оно стало другим. Руки, которые когда-то радостно хлопали в ладоши, сложились в ироничные фиги и спрятались по карманам…
Комментарии
---------------------------
Это Вы тонко подметили.
Юпитер, в вас желчь закипела? От чего? От улыбок на снимках советских людей всех возрастов?
А мне запомнился прямо таки умильный снимок, где самые маленькие советские москвичи с воспитательницей гуськом переходят (ныне) Тверскую ул., а милиционер поднял жезл, останавливая
движение. В нынешней Москве такого снимка уже не сделать.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1) Признать необходимым подарить от имени Правительства СССР первому летчику–космонавту СССРмайору Гагарину Ю.А. и членам его семьи автомашину “Волга”, жилой дом, мебель и экипировку согласно приложению.
2) Обязать Министерство обороны СССР (т. Малиновского) выделить майору Гагарину Ю.А. четырехкомнатную квартиру по месту службы.
Из приложения к распоряжению (секретно):
Меблировка спальни, столовой, детской, кабинета, кухни. Телевизор “Рубин”. Радиола “Люкс”.
Стиральная машина. Холодильник. Пылесос.Ковровые дорожки. Пианино.
Постельное белье — 6 комплектов. Одеяла — 2 шт.
Для родителей т. Гагарина Ю.А.:
Сборный дом из трех комнат, телевизор, радиоприемник, мебель на три комнаты.
Экипировка для Юрия Алексеевича Гагарина:
Пальто демисезонное. Пальто легкое летнее. Плащ. Костюмы — 2 (светлый и темный).
Обувь — 2 пары (черные и светлые). Рубашки белые — 6 штук. Шляпы — 2.
Носки — 6 пар. Белье нижнее шелковое — 6 пар. Трусы, майки — 6 пар. Платки носовые — 12 штук.
Галстуки — 6 шт. Перчатки — 1 пара. Электробритва — 1. Чемоданы — 2.
Экипировка для жены:
Пальто демисезонное. Пальто летнее. Плащ. Платья — 3. Черный костюм.
Шляпы — 2. Гарнитуры — 6. Чулки — 6 пар. Туфли — 3 пары. Сумки дамские — 2.
Перчатки — 2 пары. Косынки — 2 (шерстяная и шелковая). Блузки — 2. Кофта шерстяная — 1.
Экипировка для детей:
Кровать детская. Детская коляска. Платья шерстяные — 4. Пальто — 2 (зимнее и летнее).
Шапочки — 2 (зимняя и летняя). Обувь — 4 пары. Белье — 6 пар. Куклы, игрушки. Детское приданое.
Экипировка для матери:
Пальто летнее и зимнее. Плащ. Платья — 2. Платок пуховый. Туфли — 2 пары. Белье — 6 пар. Чулки — 6 пар.
Кофта шерстяная — 1.
Экипировка для отца:
штук. Костюмы — 2 (темно–серый и темный). Ботинки — 2 пары (светлые и темные).
Галстуки — 4. Носовые платки — 6. Носки — 6 пар.
Двум братьям и сестре т. Гагарина Ю.А. — по 1000 рублей.
А про "построение коммунизьма" к такому-то году - это только идиот мог пообещать, типа Хрущева. Потому что коммунизм - это не поезд, который приходит к установленному времени по расписанию, которое кто-то написал. Он может быть создан, когда для этого будут созданы соответствующие общественные условия.
К вашему сведению, американский "Эксплорер-1", который вывели на орбиту в феврале 1958 года, весил в 10 раз меньше советского ПС-1, и выведен был доработанной ракетой "Юпитер-С", потомком баллистической ракеты "Редстоун", т.е. тоже военной ракетой.
.Кстати теми же военными "Редстоунами" выводились на суборбитальные траектории и американские "Меркурии" с первыми астронавтами.
А про "смертников" - любой космический полет связан в немалым риском. Между прочим. непосредственно на космической технике погибло 17 американских астронавтов (1967 - "Аполлон-1" - 3, 1986 - "Челленджер" - 7, 2003 - "Колумбия" - 7). и всего 4 советских космонавта (1967 - "Союз-1" - Комаров; 1971 - "Союз-11" - Добровольский, Волков, Пацаев.) Так что, кто более "смертник" - еще надо подумать.
Комментарий удален модератором
Мнение оценочное, ес-но.
Просто ситуация, когда страна запускает человека в космос, не имея возможности обеспечить население постельным бельем, выглядит нелепо.
Еще более нелепа ситуация, когда космическая гонка оттягивала огромные ресурсы на себя практически ничего не давая населению.
Только вот с глобальной точки зрения этот полет резко ускорил гонку вооружений
Давайте разберемся....Какие мероприятия по контролю качества сварных швов Вы закладывали в эти проекты?
Допустимо ли (по разработанной Вами документации)проводить сварочные работы под дождем?
Каким образом Вы предполагали контролировать состояние сварных швов во время эксплуатации?
К Вашему сведению, корабль типа "Союз" разрабатывался для лунной программы, и стали его использовать для орбитальных полетов, когда проект Н-1-ЛК-3 угробили. А угробил Глушко, после смерти Королева, с которым у Глушко давние трения были.
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: "Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно".
________
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов.
Не знаю, может бытья ошибаюсь, но по-моему это не нормально, по крайней мере - сравнивая с Советскими временами.
К чему это я - в СССР, как правильно замечено в статье, люди радовались настоящему и будущему, которое они создавали своими руками. И каждый следующий период жизни был лучше предыдущего. И радость была какой-то искренней, человечной.
Сегодня же не отпускает ощущение, что даже радость какая-то потребительская (я "урвал", а остальные нет), животная (вот я какой "крутой").
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Видели избранных, лучших, достойных и правых из правых?
В лица их молча вглядитесь, бумагу в руках разминая...
Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
Жена на локоны взяла последний рубль,
Супруг, убитый лавочкой и флюсом,
Подсчитывает месячную убыль.
Кряхтят на счетах жалкие копейки:
Покупка зонтика и дров пробила брешь,
А розовый капот из бумазейки
Бросает в пот склонившуюся плешь.
Над самой головой насвистывает чижик
(Хоть птичка божия не кушала с утра),
На блюдце киснет одинокий рыжик,
Но водка выпита до капельки вчера.
Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
В наплыве счастья полуоткрывши рот,
И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
Трагичным голосом взволнованно орет.
Безбровая сестра в облезлой кацавейке
Насилует простуженный рояль,
А за стеной жиличка-белошвейка
Поет романс: "Пойми мою печаль"
Как не понять? В столовой тараканы,
Оставя черствый хлеб, задумались слегка,
В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
И сырость капает слезами с потолка
Советую послушать в исполнении А.Градского (альбом "Сатиры" середина 80х)
Каждый прав и каждый виноват.
Все полны обидным снисхожденьем
И, мешая истину с глумленьем,
До конца обидеться спешат.
Эти споры - споры без исхода,
С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой,
Изнуряют тщетною борьбой
И пугают нищенством прихода.
По домам бессильно разбредаясь,
Мы нашли ли собственный ответ?
Что ж слепые наши "да" и "нет"
Разбрелись, убого спотыкаясь?
Или мысли наши - жернова?
Или спор - особое искусство,
Чтоб, калеча мысль и теша чувство,
Без конца низать случайные слова?
Если б были мы немного проще,
Если б мы учились понимать,
Мы могли бы в жизни не блуждать,
Словно дети в незнакомой роще.
Вновь забытый образ вырастает:
Притаилась Истина в углу,
И с тоской глядит в пустую мглу,
И лицо руками закрывает...
(Пародия)
Дух свободы... К перестройке
Вся страна стремится,
Полицейский в грязной Мойке
Хочет утопиться.
Не топись, охранный воин,-
Воля улыбнется!
Полицейский! будь покоен -
Старый гнет вернется...
<1906>
Острее чувствуешь все потери и настоящее хочется утопить, хотя бы во сне.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Семья - ералаш, а знакомые - нытики,
Смешной карнавал мелюзги.
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
Возьмешь ли книжку - муть и мразь:
Один кота хоронит,
Другой слюнит, разводит грязь
И сладострастно стонет...
Петр Великий, Петр Великий!
Ты один виновней всех:
Для чего на север дикий
Понесло тебя на грех?
Восемь месяцев зима, вместо фиников - морошка.
Холод, слизь, дожди и тьма - так и тянет из окошка
Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой...
Негодую, негодую... Что же дальше, боже мой?!
Каждый день по ложке керосина
Пьем отраву тусклых мелочей...
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина...
Есть парламент, нет? Бог весть,
Я не знаю. Черти знают.
Вот тоска - я знаю - есть,
И бессилье гнева есть...
Люди ноют, разлагаются, дичают,
А постылых дней не счесть.
Где наше - близкое, милое, кровное?
Где наше - свое, бесконечно любовное?
Гучковы, Дума, слякоть, тьма, морошка...
Мой близкий! Вас не тянет из окошка
Об мостовую брякнуть шалой головой?
Ведь тянет, правда?
<1908>
Недавно одна знакомая говорит: "Вот я вымою пол в конторе, и мне приятно видеть результат своего труда." Это её подработка мытьё полов. " А на работе столько бумаги зря переводим, что жить противно, ну ничего полезного не делаю, кроме пачкания бумаги всякими отчётами планами".-говорит она про свою основную работу.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Лицо СССР
Мурло либероида
Разум верил, сердце надеялось, душа пела...
Ну как же надоел Меркурий Голоднов (((